Место Вознесения Господня – гора Елеон – всегда почиталась христианами. В четвёртом веке по инициативе императрицы Елены на средства римлянки Пимении здесь был построен большой храм, Имвомон. Он был особенным - внутри совершенно круглым. Диаметр его превышал двадцать пять метров. Вокруг храма шли три сводчатых портика. Колоннада придавала церкви величественный и одновременно воздушный вид. С террасы перед церковью открывался вид на Иерусалим, а вниз, в долину Кедрон вела мраморная лестница.
Когда верующие заходили в церковь, то испытывали изумление - в храме не было ни свода, ни купола. Над головами молящихся простиралось открытое небо, дом Отца Небесного, куда на сороковой день после Воскресения вознёсся Сын Божий. Верующие словно духовно присутствовали при этом чуде. В восточной части храма находился небольшой крытый алтарь, а стену венчал огромный крест, который можно было заметить ещё у подножия горы.
В шестьсот четырнадцатом году персы разрушили храм. До наших дней сохранились лишь основания его колонн. Иерусалимский патриарх Модест в шестьсот тридцать пятом году восстановил его, но в гораздо меньших пропорциях. Но и эта церковь не уцелела.
Сейчас на месте Вознесения Господня находится часовня. Её построили в двенадцатом веке крестоносцы. Это скромное здание, восьмиугольное снаружи и скруглённое внутри. Оно огорожено двухметровой стеной, на постройку которой пошли камни от древних храмов. Территория принадлежит мусульманам, которые берут плату за вход. Раз в год, в день Вознесения Христова, здесь, в переносной церкви-палатке совершается православное праздничное богослужение. В нём принимает участие греческое, русское и арабское духовенство.
Внутри часовни нет ни икон, ни росписей, ни украшений, ни лампад. Главная её драгоценность - часть скалы со "следом Господа", отпечатком, напоминающим очертания левой ноги. Архимандрит Антонин (Капустин), основатель Русской Духовной миссии, писал: «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима». По преданию именно с этого места вознёсся Спаситель.
В тысяча сто шестом году на Святой Земле побывал русский игумен Даниил. Он вёл дневник и оставил книгу об этом путешествии. Это первое письменное свидетельство о русских паломниках в Иерусалиме и уникальный источник о том времени. Поднимался игумен Даниил и на гору Вознесения. Он писал, что отпечатков на камне было два. Куда же пропал другой? В конце двенадцатого века войска султана Саладина завоевали Иерусалим. Многие храмы были превращены в мечети. Именно тогда из скалы был вырезан след правой ступни. Его отправили в мечеть Аль-Акс, главную мусульманскую святыню Иерусалима.
Камень с отпечатком стопы обрамлён прямоугольной мраморной рамкой. Верующие имеют возможность прикоснуться к нему. Замечено, что след не стирается от этих прикосновений. Русские паломники благоговейно называют его "Стопочкой".
Сказ о том, как Владимир Даль словарь составлял
Многие знают имя Владимира Ивановича Даля как составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», а некоторые имеют эту книгу в своей библиотеке... Я же хочу рассказать пару историй о том, как Владимир Иванович свой словарь создавал. Начну с того, что Даль по первому образованию — морской офицер, мичман. Прослужив 6 лет на корабле, он решил сменить род деятельности и... — выучился на медика. Став хирургом, Владимир Даль участвовал в русско-турецкой войне 1828-29 годов в качестве полевого врача. И если мы с помощью фантазии перенесёмся в то время и в место его службы, то увидим удивительную картину: возле госпитального шатра стоит верблюд, навьюченный мешками. А в мешках — исписанные Владимиром Далем листки. Здесь, в этих свитках — настоящее сокровище: слова, пословицы, сказки и прибаутки, собранные военным врачом в беседах с простыми служаками. Очарованный с юности красотой и меткостью русской речи, общаясь с матросами и солдатами, Владимир Даль записывал забавные сюжеты и не знакомые ему русские слова. В пору врачебной службы его записи составляли уже немалый объем. Поэтому начальство и выделило ему для перевозки верблюда. Правда, Даль чуть не потерял все свои богатства, когда верблюд внезапно попал в плен к туркам. Но обошлось — казаки отбили. Так вот получилось, что гордый корабль пустыни возил на своём горбу бесценное русское слово.
В течение жизни Даль записывал не только слова, но и сказочные сюжеты. В итоге его увлечения появилась книга сказок. Будучи в Петербурге, с экземпляром этого издания Даль направился прямиком... Ну конечно, к Пушкину! Там, у поэта дома они и познакомились. Пушкин сказки похвалил. Но более всего восхитился он далевским собранием русских слов. Особенно понравилось Пушкину слово «выползина» — сброшенная змеиная шкурка. Так Александр Сергеевич впоследствии и стал в шутку называть свой сюртук. Именно Пушкин уговорил Даля составить словарь. Благодаря этой встрече мы можем держать в руках словарь Даля, погружаться в стихию живой русской речи того времени и пополнять свой лексикон интересными словами. Например, узнать, что такое «белендрясы» и «вавакать, «мимозыря» и «жиразоль».
Приятного чтения, друзья!
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.