
А в восемь вечера у нас в студии кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий РГГУ Петр Чистяков.
Разговор шел о жизни Русской Церкви и церковных людей в середине 20-го века и как сведения об этом сохранялись в народной памяти. Какие удивительные свидетельства удается находить историкам, как из разрозненных данных собирается картина исторических событий.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Соборное послание святого апостола Иуды

«Апостол Фаддей». Жорж Дюмениль де Латур
Иуд., 77 зач., I, 1-10.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежат прекрасные слова относительно нашего спасения: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8). Если же начинать размышлять над этой апостольской мыслью, то легко увидеть, что есть определённый соблазн понять ее неправильно, и решить, что если мы уже спасены через веру, то наша жизнь может быть какой угодно, хоть праведной, хоть распутной, спасение то уже свершилось, и ничто не может отменить этот факт. Бывали в истории Церкви люди, которые именно так и думали о спасении, против них написал своё Соборное послание апостол Иуда. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 1.
1 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом:
2 милость вам и мир и любовь да умножатся.
3 Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.
4 Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
5 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил,
6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример,
8 так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.
9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».
10 А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.
Апостол Иуда в только что прозвучавшем отрывке своего послания приводит несколько очень важных аргументов против тех людей, которые, решив, что они спасены, сочли ненужными какие-либо нравственные ограничения, особенно же ограничения грехов плоти.
Во-первых, апостол написал о том, что благодать Божия не может приводить к распутству, а тот, кто мыслит иначе, попросту отвергает Спасителя и не верит в Него. Это действительно так, ведь вера во Христа предполагает исполнение Его заповедей, а заповеди Христовы недвусмысленно ограничивают проявления похоти плоти. Более того, если мы вспомним слова Спасителя относительно прелюбодеяния — «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5:28) — то мы поймём, что Христос требует не только чистоты плоти, но и чистоты ума.
Апостол Иуда адресовал своё послание христианам из евреев, а потому далее он привёл очень хорошо понятный им аргумент: он напомнил, что далеко не все из тех, кто был освобождён Богом из египетского рабства, в конечном итоге оказались в Земле Обетованной. Если же мы обратим наше внимание на эту библейскую историю, то мы вспомним, что сумели это сделать лишь два человека — Иисус Навин и Халев, остальные же умерли во время странствования в пустыне. То есть оказалось, что, будучи освобождены, они не смогли воспользоваться плодами свободы, они попросту были к ней не готовы, и потому в Землю Обетованную вошли их потомки, те, кто сформировался в условиях свободы, и не был рабом по своему внутреннему складу.
В качестве ещё одного аргумента апостол Иуда напомнил о падших ангелах, которые не сумели сохранить своё высочайшее достоинство. Здесь под достоинством надо понимать не какой-то особенный высокий статус, а исполнение воли Божией. Достоинством обладает тот, кто живёт по воле Божией, и первоначально падшие ангелы были именно такими существами, но они соблазнились полученными от Бога дарованиями и пали.
Воля Божия была известна тем людям, которых обличал в своём послании апостол Иуда. Однако они отказались ей следовать, превратно истолковав смысл совершенного Господом Иисусом Христом спасения. В итоге же эти люди просто пропали, мы не знаем ни их имён, ни деталей их учения. Впрочем, в них есть польза: они на своём примере указали на тот образ мысли и действий, которого христиане должны всеми силами избегать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Что общего между пословицей и притчей?

Почему Христос общается с народом притчами? В Евангелии от Матфея сказано: «И без притчи не говорил им». Видимо, потому что людям привычен этот жанр. Притча немногословна. В ней, как правило, встречаются сюжеты, близкие простому народу — пахарям, рыбакам, пастухам. Она содержит поучение в доступной форме и, благодаря краткости и образности, легко запоминается. Вспомним сюжеты о блудном сыне, о сеятеле, о виноградаре.
Однако к данному жанру относят и более короткие высказывания. Например, в книге Притчей Соломоновых мы читаем: «Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя». Подобные мудрые мысли мы находим и в знакомых пословицах, например, «стой за правду горой» или «на льстивые речи не льстись, а на правду не сердись».
По сути, притча говорится по ситуации, в нужный момент. На это указывает и происхождение слова «притча», оно родственно древнерусскому глаголу «притъкнутисѧ», что значило «случиться, произойти». Но ведь и пословицу мы употребляем по случаю, когда нужно сказать мудрое короткое наставление.
Несложно заметить смысловые параллели между данными жанрами. Например, царь Соломон говорит: «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен». А пословица подтверждает: «Слово — серебро, а молчание — золото».
Или в книге Притчей читаем: «Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный». А народная мудрость советует: «Готовь сани летом, а телегу зимой». Ещё один пример: «Приятная речь — сотовый мёд, сладка для души и целебна для костей», — сказано царём Соломоном. А русская пословица говорит: «Доброе слово и кошке приятно», «доброе слово лечит».
Получается, что оба жанра схожи, только один — притча — более книжный, тяготеет к сюжетному рассказу, а второй — пословица — это короткая мудрая присказка. Но и притча, и пословица — богатейший кладезь мудрости, сохранённый в книгах и в народной культуре.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Что общего между пословицей и притчей?
- Читать или не читать — вот в чём вопрос
- Правда ли, что слово НОВЫЙ очень старое?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем возродить жемчужину села Пёт

В Рязанской области располагается старинное село Пёт. Его главное украшение — Церковь из красного кирпича, освящённая в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Её масштабы и красота впечатляют. Купола напоминают по форме пламя свечи.
В 20‑е годы прошлого столетия храм закрыли, и огонь горячей веры здесь угас на многие десятилетия. Долгое время во Введенском храме располагался склад зерна, овощей и мяса, а потом его и вовсе забросили. Однако святыня сохранилась и сегодня полюбоваться ею приезжают гости из разных мест. Во всей Рязанской области не найти храма с подобной архитектурой. Он построен в стиле так называемого «северного модерна». Внутри него просторно и светло — окна расположены таким образом, что здание полностью утопает в лучах света.
С 2015 года церковь взяла под опеку небольшая группа активистов из числа местных жителей и неравнодушных людей из Москвы и других городов. Они убрали заросли кустарников на крыше, заменили кровлю и купола, отремонтировали центральное крыльцо, навели порядок внутри, закупили утварь. Их общими усилиями святыня понемногу оживает. Здесь уже совершаются службы! Сейчас важно обустроить иконостас, отремонтировать старые окна и благоустроить территорию вокруг храма.
Дело жителей села Пёт и волонтёров поддерживает фонд «Белый ирис». На своей площадке он открыл сбор на помощь Церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. И если вы тоже хотите внести свой вклад в возрождение святыни, переходите на сайт фонда «Белый ирис» и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов