В этот раз участниками дискуссии в программе «Клуб частных мнений» были священник Олег Осадчий, специалист по связям с общественностью Светлана Бакулина и супруга священника Ия Батаногова.
Разговор шел о том, как начинать Великий пост и какие задачи ставить перед собой на этот период.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Н. Лангаммер
— Добрый вечер, дорогие наши радиослушатели, в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы по традиции в вечернем эфире обсуждаем одну из тем, которую в утреннем эфире подняли авторы программы «Частное мнение». И сегодня у нас тема, понятно какая: какой должна быть первая неделя Великого Поста и последующие? Первая тоже для нас важна. И я сейчас представлю гостей сначала. В гостях у нас клирик Георгиевского храма города Видное, отец Олег Осадчий. Добрый вечер, отец Олег.
Иерей Олег
— Здравствуйте. Добрый вечер.
Н. Лангаммер
— Матушка Ия Батаногова. Добрый вечер.
И. Батаногова
— Добрый вечер.
Н. Лангаммер
— И Светлана Бакулина, специалист по связям с общественностью, которая, собственно, предложила эту тему.
С. Бакулина
— Всем добрый вечер.
Н. Лангаммер
— Мы сейчас послушаем и поймем, почему я про первую неделю Великого поста сказала. Слушаем.
«Последние несколько лет у меня сложилась традиция приезжать на первую неделю Великого Поста пожить в монастыре. Там я стала узнавать больше о смыслах, традициях, символизме этого церковного периода. Например, когда приехала впервые, узнала, что в первые два дня Великого поста монашествующие вообще не вкушают пищу и даже не пьют воду. Говорят, что такая строгость в первых дней задает некий правильный тон на всю Четыредесятницу. Я видела вживую, как складывается день этих людей. С пяти утра и до двенадцати дня — соборно в молитве на богослужение. Затем с пяти до семи вечера — вновь в храме, на великом повечерии с чтением канона Андрея Критского. Часть богослужения проходит на коленях. В лицах этих людей не видно страданий от недоедания, недосыпания, но наоборот, столько силы и энергии. Но откуда? — задумалась я. Для меня и день прожить без вкусной еды — подвиг, а прийти на службу и пробыть там несколько часов на ногах, не поев, не поспав и так каждый день — это что-то фантастическое. Физической силы тут недостаточно точно, здесь необходима сила духовная, размышляла я. На следующий год я попробовала подражать монахам в воздержании. Но целью были не духовные мотивы, а просто проверить физически, смогу я прожить два дня без еды или нет. Один день смогла, да только уже на второй объелась так, как не наедалась даже до поста, так что план тренировки в воздержании в пост был провален. Еще через год решила, что уж на третий раз я точно смогу как монахи. Главное в этот раз не о еде думать, а настраиваться на пост душевный. В прошлом не получилось у меня одухотвориться и попоститься, потому что я неправильные цели ставила, заключила я. Теперь буду ходить на все службы и утром, и вечером, и все молитвы читать вместе с монахами, есть и пить два дня не буду. И вот после таких подвигов уж наверняка все грехи и страсти как рукой снимет с меня, самонадеянно решила я. Первый день прошел отлично, так мне показалось. Провела восемь часов в храме, на еду и воду не смотрела, статьи духовного содержания читала. Так я была довольна собой, что очень захотелось с кем-то поделиться своими успехами и новыми знаниями. В монастыре никого таким не удивишь, решила я, здесь это не подвиг, а обычный день. И вот, на мое счастье, позвонил из города мой знакомый, что-то стал спрашивать, а я ему в ответ давай рассказывать о своем дне в монастыре. Рассказ мой оказался ему не так интересен, мы даже успели слегка повздорить на религиозной почве. «Ага, а еще православным себя называет. А сам на каноне Андрея Критского ни разу в жизни не был, совсем о покаянии не думает», — с осуждением бросила я фразу под конец разговора. Конечно же, обидела человека, разговор получился плохой. Я разозлилась, успела осудить. Ночью спала плохо, и второй день моего постничества начался уже не так гладко, как вчера. С самого утра меня бросало то в жар, то в холод, кружилась голова, все раздражало. В голове крутился вчерашний неприятный разговор. На службе уже не могла ни стоять, ни сидеть, стала молиться: Господи, помоги! И в голове вдруг возник вопрос: а я точно вообще все делаю правильно? Буквально вчера я читала статью, где приводилась цитата Серафима Саровского: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте». Теперь я поняла, насколько точно она характеризовала меня. Ограничив себя постом телесным, я совершенно пренебрегла постом духовным. Но одно без другого невозможно. И первое, что я сделала после службы, написала тому человеку, попросила прощения. Это был мой первый шаг к исправлению. Вторым шагом стало осознание своих мотивов, тщеславный подход к посту. Я приписывала все успехи, изменения и достижения исключительно себе и своей силе воли, в то время как Сам Господь сказал: «без Меня не можете творить ничего». И ведь действительно это так, только стоило в молитве обратиться к Нему, как все стало налаживаться, в том числе мое состояние и мысли. Эти два дня поста действительно помогли мне начать внутреннюю работу над собой, которую я продолжаю и по сей день. Только теперь не одна, с Богом«.
Н. Лангаммер
— Вот. Мы входим завтра в Великий пост, предстоит эта трудная неделя, на которой многие неофиты, и я в том числе, усердствуют очень серьезно, и потом получается не так хорошо, как хотелось бы. Знаете, что бы мне хотелось в этой программе, какую тему поднять — искреннего представления о себе, реального: на что мы способны и на что мы замахиваемся. Свет, ты сейчас вот уже, вот у тебя будет третий день такой, ты про два рассказала, третий день, ты сейчас с каким настроем входишь в Великий пост?
С. Бакулина
— С очень осторожным, если так можно сказать. Потому что каждый год я сталкиваюсь с мыслью о том, чтобы не повторить ошибки прошлого года. Но, однако, всегда тоже вот хочется сказать в свое оправдание, что когда я стала воцерковляться десять лет назад, то и духовник мой, он все-таки иеромонах, и мое окружение, оно так или иначе связано с монастырем, и вот так или иначе я всегда нахожусь именно в той позиции, что рядом со мной люди, на которых я стараюсь ориентироваться. И в этом году я, конечно, себе напоминаю, что я все-таки человек мирской, но у меня есть хорошие ориентиры в виде людей, которые находятся в монастыре. Буду все равно как-то стараться с молитвой настраиваться и все равно стараться брать тоже хороший пример от них, но по мере своих сил.
Н. Лангаммер
— Матушка, вы до программы сказали, что вы уже не помните, когда вы не постились, что всю жизнь вы держите Великий пост. Какая мера сейчас? Вот человек, который всегда с Богом был, изначально, и уже много прошел.
И. Батаногова
— Я хочу сказать, что я очень люблю Великий пост.
Н. Лангаммер
— Я тоже.
И. Батаногова
— Я его очень жду. Потому что это такое время духовной весны, когда ты можешь всецело посвятить свою жизнь, прямо вот полноценно, своему спасению и душе. И я вот как раз, когда ехала, готовилась к передаче, думаю: сколько же я пощусь? И получается, что я пощусь практически всю свою жизнь. И отношение к Великому посту у меня было разное. Вот когда я была ребенком, и у меня постилась мама, у меня было такое ощущение, что пост — это воздержание только в еде. И это было абсолютно нормально, мама постилась, другой еды у нас не было, ничего другого я не понимала. То есть вот я не ем мясо, я не пью молоко, и это для меня было очень сложно, очень тяжело. И вообще, я помню, в какой-то момент казалось, что пост, наверное, вот в моем ощущении, идет полгода, то есть я так долго пощусь, так долго. А потом я вдруг поняла, что я хочу уже сама поститься. То есть это было уже более осознанное такое отношение к Великому посту, когда мне захотелось самой. Не потому, что у меня постятся родители, постится мама, а потому что я сама хочу поститься.
Н. Лангаммер
— Это сколько лет вам было?
И. Батаногова
— Это было, наверное, лет пятнадцать. Вот так вот я вот сейчас вспоминала, лет пятнадцать, когда я осознанно подумала, что я хочу поститься. И опять же мое было отношение к посту — это больше, наверное, про воздержание такое телесное. И я сейчас понимаю, насколько менялось мое отношение сейчас к этому удивительному Великому посту. В какой-то момент я, уже будучи, вот лет пять назад, мы тоже готовились к передаче, была такая на «Спасе» «Женская половина» передача, и мы как раз говорили о посте. И я очень готовилась, я понимала, что для меня сейчас, как для взрослого человека, Великий пост, я понимаю, что это совсем не про еду, что человек, который всю жизнь постится, ему несложно поститься. Вот для меня несложно поститься. Я могу поститься, слава Богу, Господь дает силы, у меня уже есть такой опыт. А что для меня сложно? И вот тогда я поняла, что, например, мне очень сложно воздерживаться от соцсетей. Вот я для себя, когда ехала на передачу, думаю: что для меня сейчас самое сложное? А это, оказывается, то время, которое я провожу в соцсетях, и я понимаю, что, готовясь к передаче, я думаю: ну вот могу ли я отказаться? И вот я так уверена, еду и думаю, что я могу отказаться от соцсетей. И я так замахнулась, что на весь Великий пост. Потом: ну нет, на весь Великий пост я точно не смогу, точно. Ну хорошо, насколько я смогу? И я для себя честно призналась, что я не могу отказаться, что вот это мне тяжело. Вот есть я могу там воздерживаться сколько угодно, а от соцсетей мне тяжело отказаться. И я тогда поставила для себя задачу, что вот это то, с чем я должна справиться вот в этот пост. Я должна побольше читать, я должна побольше молиться, побольше ходить в храмы. И оказалось это для меня очень тяжело. И я вот хотела поделиться одним таким переживанием, которое я никогда в жизни не забуду. Очень давно у нас была такая традиция: мы в Великий пост ездили в паломничество на Святую Землю. Для меня это было такое особое время, время такого покаяния, такой молитвы, что вот это вот живое Евангелие, когда ты проходил по тем местам, которые... Ну просто вот здесь Господь был распят, а вот здесь вот Он воскрес. И у нас была одна поездка, когда мы оказались в Иордании. И, вы знаете, я никогда это... Это было такое переживание. Вот представляете, что такое пустыня? Пустыня, где нет никакой цивилизации вообще, вот ничего нет. И там была такая гостиница от Русской духовной миссии, и мы в этой гостинице оказались одни. Вот у нас была группа десять человек, и вот мы выходим из автобуса — и вот эти ароматы, запахи, звуки, и мы такие восторженные: ой, какая красота, Господи! Вот прямо перед нами река Иордан, и вот эта вот гостиница, и вечереет. Мы, значит, договорились, что мы сейчас все соберемся, там такая красивая веранда, прямо на берегу реки Иордан. И вот мы все стекаемся, нас десять человек, и мы начинаем громко что-то обсуждать, и в какой-то момент мы начинаем затихать. Вот не договариваясь, мы все замолкаем потихонечку, молчим. И это было такое чудо, это ощущение встречи с Богом. Потому что перед нами оказалось просто звездное небо, тишина, наполненная Богом, вечностью. И было ощущение, что ты встретился с Богом. И когда ты вдруг вспоминаешь свою жизнь — вот ты живешь в Москве, на что ты тратишь свою жизнь, как ты живешь? Ведь многие вещи абсолютно не важны. И как-то такое сознание, что вот она, вечность, и вот она, встреча с Богом, и вот оно самое главное. Поэтому для меня пост, наверное, это встреча с Богом.
Н. Лангаммер
— И я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы обсуждаем сегодня тему, с какими мыслями и задачами мы входим в Великий пост. В гостях у нас клирик Георгиевского храма города Видное, отец Олег Осадчий, матушка Ия Батаногова, Светлана Бакулина, специалист по связям с общественностью. Я очень понимаю, о чем вы говорите, матушка, потому что мы приезжали на Святую Землю на Пасху, и там тоже был такой разговор, что вот же, вот это место, представьте, здесь вот сидели, грелись у костра, здесь отрекся Петр. Это действительно встреча с Богом. Но мы в городах пока, и мы хотим, вот душа-то рвется, правда, уже поста ждешь как праздника, как облегчение какого-то. Но, отец Олег, какие задачи, как правильно ставить себе задачи на пост?
Иерей Олег
— Я, конечно же, соглашусь что главное — это встреча с Богом. Причем встреча с Богом на страницах Евангелия, встреча с Богом в богослужебных текстах. Потому что Великий пост, можно сказать, что это такой заповедник богослужения, потому что именно в эти дни мы можем увидеть богослужение, каким оно было на в протяжении веков, как оно складывалось, дошло до наших дней. И, кстати, интересная мысль у меня сейчас пришла, я надеюсь, что интересная: богослужение до сих пор продолжает жить, продолжает складываться. Потому что именно в дни Великого поста — я приведу два таких примера, например, есть такое неуставное богослужение, называется Пассия. Недавно нам, священникам, присылали документ Межсоборного присутствия, вот разбор этого богослужения, насколько оно может быть в нашей жизни, насколько оно приемлемо. И, конечно, оно приемлемо, потому что это такая, знаете, трансляция событий Страстной седмицы, богослужений Страстной седмицы вечером в воскресенья Великого поста. И те люди, которые находятся вот в городской этой суете, о чем вы говорите, которые не всегда могут прийти на Страстную седмицу в храм, познакомиться с этими удивительными богослужениями, для них Церковь дает возможность вот соприкоснуться в момент перехода из воскресного дня снова в седмичное богослужение. Это, мне кажется, очень здорово. И второе — то, что сейчас во многих храмах мы можем увидеть, это удивительная литургия Преждеосвященных Даров, которую мы начинаем служить вечером, как то и предлагает нам устав Церкви. И это тоже масса смыслов — смыслов о Евхаристии как встрече с Богом, смыслов о причащении вечернем, смыслов катехизации. Потому что постное богослужение — это именно научение, да, научение Евангелию, благой вести. Это все очень интересно, это живо, и это продолжает развиваться. Ну и я, наверное, поделюсь своими детскими такими воспоминаниями, потому что я тоже почти с детства, практически почти всю свою жизнь, наверное. У меня почему-то Великий пост, он очень связан еще с таким, знаете, природным аспектом. Это весна, вот эта музыка, эти ирмосы, которые звучат, Великого покаянного канона, которые будут звучать вот уже вот совсем скоро, и вот это вечернее солнце — и все вот это вместе, вы знаете, как такая симфония жизни. До сих пор это очень вдохновляет и очень действительно напоминает о вот этой весне духовной, скажем так.
Н. Лангаммер
— Вот давайте все-таки про меру. Я сегодня буду занудствовать.
Иерей Олег
— Прекрасно.
Н. Лангаммер
— Про меру поста. Вы музыкант, отец Олег, в том числе. Вы какую там себе меру, какое-то ограничение будет в том, что вы любите?
Иерей Олег
— Ну only Бах and осмогласие... Да нет, конечно. Ну, как? То есть, музыка — это тоже дело, это служение. И богослужебная музыка — нужно тренироваться, нужно там проводить спевки. Это и музыка вот вокально-инструментальная, назовем ее так, да, которой занимаюсь. У меня, кстати, в пост чаще всего пишутся песни, или перед постом. Вот недавно написалась, например, пасхальная песня, причем мы ее начали писать... Вот интересный такой момент. Моя младшая дочь, которой год и семь, вот, она мне стала подпевать. Я говорю: это надо записать. Она принесла мне телефон, мы с ней записали кусочек. А потом я встретил стихотворение там серебряного века, пасхальное, и написался такой гимн. И мне кажется, это очень здорово, потому что постное время может вдохновлять и на такую пост-литургическую жизнь. Я, по-моему, в прошлой передаче приводил это мою любимую цитату отца Александра Шмемана, и я повторюсь, вот она мне сегодня снова вспомнилась: то что есть литургия, а есть литургия после литургии — это все, что мы делаем, но вдохновляясь богообщением, и то, что распространяется на всю нашу остальную жизнь.
Н. Лангаммер
— То есть нам надо не только думать, от чего отказаться, но еще и думать, что сделать Великим постом.
Иерей Олег
— Да, конечно.
Н. Лангаммер
— Что-то, что приближает к Богу.
Иерей Олег
— Конечно. Дела милосердия, любви, заботы.
Н. Лангаммер
— Свет, а что тебя приблизит к Богу? Какие еще дела? Кроме того, что ты водишь экскурсии и так.
С. Бакулина
— Проанализировав ошибки прошлого, конечно, думаю, что сочетать не мысли только о том, чтобы поститься в плане еды, а, конечно, во-первых, в первую очередь, стараться чаще исповедоваться и причащаться. То есть чтобы это был такой некий, наверное, маркер, да, то есть, когда приходишь на исповедь, причащаешься, уже вот в этом состоянии хочется, наверное, как можно меньше грешить. Поэтому, наверное, уделять в первую очередь вот этому аспекту. И, конечно, не хвастаться, вот как вот в прошлом году, да, что вот всегда хочется так похвалиться с друзьями мирскими, что я вот на первую неделю поста уехала в монастырь, и вообще стараюсь такой аскетический образ жизни в этот период вести. Вот хочется обойтись без хвастовства, и просто действительно понять, что это такая тренировка, что так-то ведь надо в течение, в общем-то, всей жизни жить таким образом.
Н. Лангаммер
— А зачем нам после окончания поста оставлять те прекрасные делания, которые мы начали постом, отец Олег?
Иерей Олег
— Так и не нужно. А по поводу, о чем говорила Светлана, есть такая замечательная поговорка на эту тему — понятно, что это юмор: что ж такое-то, все люди как люди, один я как Бог. И действительно, когда уже начинаешь ощущать крылья, которые у тебя там появляются — я постник, там, да...
Н. Лангаммер
— Перепончатые.
Иерей Олег
— Да, вот, к сожалению, зачастую. Вот, по-моему, эту фразу приписывают преподобному Паисию Святогорцу: если бы дело было в еде, то святыми были бы коровы. Хотя святоотеческая, аскетическая литература именно делает упор на чревоугодии как вот такой важной проблеме каждого человека. Действительно, желание — простите меня за церковнославянское слово, —пожирать что-то, либо кого-то, да, это проблема современного человека. В том числе и на это надо обращать внимание, конечно.
Н. Лангаммер
— Свет, что-то ты хотела сказать.
С. Бакулина
— Да, если честно, у меня сегодня много вопросов по этой теме, они такие очень простые. Но вот самый первый. Например, вот у моей подруги всегда на время Великого поста приходится ее день рождения. И у меня возникает вопрос. Ну, конечно же, не то чтобы один ответ, наверное, есть на это у каждого свое мнение. Вот вы, батюшка, в том числе, вот скажите, пожалуйста, как считаете, во время Великого поста можно ходить на дни рождения? Если можно, то что можно делать или нельзя? А если не ходить туда, то тогда что же сказать своим друзьям по этому поводу, почему я не могу присутствовать?
Иерей Олег
— Что бы мне такое ответить, чтобы мне потом ничего за это не было. Конечно, наша праведность должна превосходить праведность книжников и фарисеев, да, как мы в Нагорной проповеди читаем. Мне кажется, что каждая такая ситуация, она уникальна. Вот я как человек, который очень любит все, что связано с кельтской культурой — это касается и музыки, и географии, и литературы, поэзии, — на Великий пост приходится день святого Патрика и его память. У нас теперь их два даже дня — это общий такой вот, общий христианский, теперь у нас есть православный день наш личный. И обычно — ну я не говорю о каких-то парадах, которые совершенно нивелируют смысл вот христианского этого праздника да, но все равно это часто связано с музыкой, это связано с какими-то фестивалями. И, честно говоря, у меня есть друзья тоже, православные христиане, которые празднуют эти дни и это как день рождения, это даже главнее, чем день рождения. И я прихожу там на какие-то концерты, но стараюсь вести себя там достаточно скромно, сдержанно. По поводу дня рождения — все-таки мы же не должны быть похожи на представителей одной известной американской секты, которая ныне у нас в стране запрещена, слава Богу, которые отменяли участие в любых там государственных праздниках, семейных праздниках. Все-таки радость есть радость, и иногда даже в патериках, известная история, когда там человек давал, допустим, монах давал обед там не есть рыбу вовек, и вдруг его возлюбленный брат приехал к нему в гости и говорит: я тебе такую рыбу приготовил, вот попробуй. И человек, проявляя любовь, шел на послабление в посте. Есть такой лайфхак, я вам сейчас расскажу — это не я придумал, это мне один батюшка рассказал, мой коллега. Если нужно нарушить пост, допустим, в среду вечером — день рождения, юбилей близкого человека, там любимой бабушки, коллеги по работе, друга, — ты приходишь, и там для тебя приготовили, ты как-то вот идешь на какие-то послабления. При этом ничто тебе не мешает перед пятницей начать поститься в четверг вечером. Не просто для успокоения твоей совести, да, хотя и для этого тоже, наверное, но чтобы какое-то делание, оно продолжалось, соблюдалось. Как Гилберт Честертон сказал, моя любимая цитата из него: когда мы входим в храм, мы должны снять шляпу, но не голову. То есть вот крайности, они, мне кажется, мешают какой-то здоровой такой христианской жизни. Поэтому можно прийти, можно порадоваться, можно повеселиться даже в меру. Но при этом там если мы не будем есть, пробовать все виды шашлыка, скажем так, и сказать там: спасибо, очень вкусный чай, здорово, благодарю вас за радость общения. Наверное, это будет где-то, может быть, проповедь — это громко сказать, но...
Н. Лангаммер
— Форма проповеди.
Иерей Олег
— Да, ты идешь на встречу от сердца к сердцу. Любовь.
Н. Лангаммер
— Матушка, у вас такая семья, прямо жизнь жительствует. Как вы с праздниками с радостями обходитесь Великим постом?
И. Батаногова
— У нас, кстати, тема эта очень актуальна, потому что у нас две дочки, они у меня мартовские, и у них всегда попадает на Великий пост. Иногда у них было такое: ну почему у нас всегда день рождение, как обидно. Но мы как-то научились, во-первых, я действительно согласна с батюшкой, что надо поступать по любви. По любви и с рассуждением. И мы всегда поздравляли девочек наших, но в воскресенье, например. И обязательно собиралась вся семья, но мы всегда помнили, что это пост, и мы не позволяли себе никаких вот таких излишеств. Это, мне кажется, очень правильно. Я вот даже помню, я даже вот сейчас не про Великий пост говорю, а про Успенский пост, что однажды мы отдыхали очень-очень давно в Греции, у нас же посты не совпадают, то есть у них Успение — праздник, а у нас только начало Успения. И вот нас, друзья, греки пригласили, вот у них праздник такой, Успение, они все поздравляют друг друга, говорят: «Χρονιά πολλά!», а у нас первый день поста. И они нас приглашают на козленка. Ну как, первый день поста и козленок? И они видят, что мы как-то вот сомневаемся, и говорят: ну вы хотите нас обидеть? Приходите. Я звоню маме, говорю: мама, ну как же быть-то? Мама так помолчала мне и говорит: поступи по любви. И я понимаю, что я не имею права обидеть человека, у них праздник. Я для себя тогда, мы с отцом Алексеем, что ну хорошо, мы просто лишний день еще попостимся, ничего страшного. Но поступать надо всегда по любви. И мы нашли эту меру, как вот отец Валериан сказал, что с рассуждением, все с рассуждением. А меры поста бывают очень разные. Есть матери кормящие, и они не могут поститься в ту меру, как постятся, например, монахи. Или, например, студенты, которые живут в Москве — такой тяжелый город, такая нагрузка, они не могут в полной мере поститься, конечно, у них послабление. Но мы все время своим детям говорили: тогда откажись от того, что для тебя очень вот как-то, вот с чем ты хочешь как-то побороться. И я вот сейчас говорила про соцсети — это было лет 5−6 назад. А сейчас для меня совершенно другая уже задача стоит. Мне очень хочется просто быть доброй. Мне очень хочется каждым моментом дорожить. Ведь пост — это такое удивительное время, когда ты можешь изменить себя. И как важно что-то оставить после себя в этой жизни, как важно успеть как можно больше сделать добрых дел. И мы же читаем все время Евангелие, есть такая же традиция, что за Великий пост ты обязательно должен прочесть Евангелие от начала до конца. И мне очень нравятся слова, что приобретайте друзей, помните, да? И для меня оказалось это очень важным сейчас, очень ценным. А что ты оставишь после себя в этой жизни? А что ты сделаешь, а как ты оправдишься перед Богом, а что скажут о тебе люди. И для меня сейчас, наверное, самая главная задача — это как можно больше сделать добрых дел в своей жизни, пока Господь дает жизнь, пока Господь дает время. Я должна ответственней относиться к своей жизни, к духовной жизни.
Н. Лангаммер
— Я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы обсуждаем сегодня тему, как входить в Великий пост, какие задачи перед собой ставить. В гостях у нас клирик Георгиевского храма города Видное, отец Олег Осадчий, матушка Ия Батаногова, супруга священника, отца Алексея Батаногова, и Светлана Бакулина, специалист по связям с общественностью. Мы сейчас прервемся на несколько минут, пожалуйста, не переключайтесь.
Н. Лангаммер
— Мы возвращаемся в студию Cветлого радио, в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы обсуждаем тему, как входить в Великий пост — завтра нам это уже предстоит, — с какими задачами, как взвесить ту меру поста для себя, которая будет полезной, а не наоборот. В гостях у нас клирик Георгиевского храма города Видное, отец Олег Осадчий, Ия Батаногова, супруга священника, и Светлана Бакулина, специалист по связям с общественностью, которая нам эту тему предложила обсудить. Вот, знаете, давайте по таким вопросам пройдем. А почему мы работаем над собой именно постами? Почему нам кажется, что именно за пост мы можем себя изменить? В пост — я сейчас как вот вообще неофит спрошу: в пост что, нам дается особая благодать, какие-то дополнительные силы? Или почему именно постом мы пытаемся над собой работать в духовном смысле?
Иерей Олег
— Евангелие говорит нам о том, что просите и дано вам будет. И неслучайно перед постом, вот сейчас мы совсем стоим на пороге этого удивительного времени, но было несколько подготовительных седмиц и недель (по-церковнославянски «неделя» — воскресный день), когда Церковь предлагала особые евангельские чтения с особыми смыслами, которые могут, опять же помочь почувствовать, что любовь это главное. Вот сегодня мы неоднократно уже об этом говорили, да, и все-таки вот любовь это очень важно. Это и в притче о мытаре и фарисее, и в истории о блудном сыне или, как в литературе толковательной эта притча также называется, о любящем отце, что тоже очень важно. И мы готовимся к этому времени, исторически перед Пасхой, да, подготовка, воспоминание поста нашего Спасителя. Вот я когда преподавал в детской воскресной школе, последние вот уже много лет я занимаюсь взрослыми воскресными школами, а вот в детской дети тоже задавали вопрос: а почему Господь постился 40 дней?
Н. Лангаммер
— Да, зачем Ему это надо было.
Иерей Олег
— Да, зачем Ему это нужно. И мое самое любимое толкование — правда, это такая экзегетическая литература, не наша, протестантская, но такая хорошая, которой пользуются и католики, и наши, и протестанты сами. Вот в книге у Уильяма Баркли — есть такой шотландский экзегет, есть такая простая фраза: «Господь постился, потому что Ему было не до еды». Ну вот удивительная фраза, простая: потому что Он готовился к Своему пути на страсти, готовился к Своей проповеди. И как апостол Павел говорит: подражайте мне, как я Христу. И мы тоже должны быть готовы к пути, чем заканчивается Евангелие от Матфея: идите, научите, — то есть поделиться этой радостью жизни с Богом.
Н. Лангаммер
— А в чем подготовка? То есть не в том, что мы от чего-то отказываемся, смещается акцент внимания на что-то другое, мы должны сосредоточиться, мы должны уйти в молитву.
Иерей Олег
— Безусловно, и сосредоточиться тоже. И богослужение, да, участие в богослужении. Вот часто бывает так, мне кажется, эта проблема была и в XIX веке, в начале XX века, то есть вот отношение к посту как что-то, что ты отдаешь — то есть вот у меня есть повинность, я пришел, я должен раз в год причаститься там, я должен там что-то прочитать, что-то сделать. Кстати, церковные историки интересно говорят, что вот эти пресловутые три дня поста перед причащением, о которых не говорится нигде в канонах, они возникли именно на рубеже XIX–XX веков, когда человек мог прийти, причаститься, либо получить справку, да, чтобы подтвердить свой статус, допустим, дворянства, либо вот как-то свою совесть успокоить, что вот я Богу отдал, и все, а дальше могу жить спокойно.
Н. Лангаммер
— Раз в год.
Иерей Олег
— Да, раз в год. И, как нам говорят историки, священнику приходилось говорить: дорогой, ну тебя не было весь пост, может быть, неделю ты попостишься. Неделю мне сложно. Тогда давай три дня хотя бы. Потом были вот эти советские тяжелые годы, когда эти три дня тиражировались. И, с другой стороны, да, эти три дня, они же полезны, если человек совсем вот никак себя не ограничивает, не постится. Наверное, в таком случае действительно эти три дня полезны.
Н. Лангаммер
— Но они тяжелы, если каждое воскресенье причащаться. И, насколько я знаю, Церковь дает послабление.
Иерей Олег
— У нас есть замечательный документ, официальный церковный документ об участии верных в Евхаристии, в котором говорится о том, что если человек живет церковной жизнью, часто причащается, соблюдает посты, среду, пятницу, то достаточно говения один день, это абсолютно нормальная практика.
Н. Лангаммер
— Света, вот я хотела тебя спросить, ты сейчас будешь себя ограничивать, потому что ты так хочешь или потому что надо? Мне кажется, это важная тоже тема, вот это понуждение себя, долженствование и искреннее желание.
С. Бакулина
— Вопрос хороший. Недавно я насчет него задумалась как раз, когда принимала, точнее, обдумывала, принять мне приглашение на день рождения или нет. Сразу скажу, то есть вопрос такой был каверзный немножко, потому что согласна, что нужно поступать по любви, но в моем случае, я понимаю, что для меня это искушение. То есть, поездка в Дубай, солнце...
Н. Лангаммер
— А, вот какой день рождения.
С. Бакулина
— Да, понимаете, то есть Великий пост.
Иерей Олег
— Неплохо.
С. Бакулина
— Да, а дело в том, что мои друзья, подруги, они такие люди достаточно светские, они приходят сколько-то раз в год в храм, и здесь вот такой момент палка о двух концах. То есть, я вроде бы не хочу привлекать, мы говорим про хвастовство, да, что вроде бы привлекать внимание, а с другой стороны, я же должна дать какой-то аргумент, почему я это не делаю.
Н. Лангаммер
— То есть, ты решила не ехать в Дубай?
С. Бакулина
— Нет, я решила не ехать, и я с улыбкой отказывалась. И понимаю, что, наверное, несколько бы лет назад у меня было бы такое, знаете, как говорят, искушение, то есть сомнение — ехать, не ехать. А здесь я действительно, вот правда, несколько дней назад села и задала себе вопрос: почему я не еду? Почему я сказала нет? Вроде да, Великий пост, так надо, да? Потому что там будут какие-то грешные кампании, грешные занятия, так скажем, да? А потом я думаю: да потому что у моих родителей, у моей бабушки, моей прабабушки, не стоял такой вопрос, почему не ехать в Великий пост куда-то за границу, веселиться, купаться. Наверное, я не то чтобы так вот одухотворилась, но пришла к выводу, что это просто нормально, потому что не надо. Потому что какой смысл? То есть какая польза от этого? Когда у меня стоит вопрос провести первую неделю в монастыре, пойти послушать или принять участие в богослужении, канон Андрея Критского услышать, который раз в год можно услышать только в этот период или поехать туда. Я понимаю, что поездку можно перенести на любой другой момент. Поэтому здесь, наверное, потихонечку, то есть, конечно, неполноценно, я еще к этому прихожу. Потому что это нормально. Просто поститься, потому что так делают нормальные люди. У меня, к сожалению, в отличие от многих, нет такого опыта, что поститься с детства. Я к этому только прихожу последние годы. Именно поэтому в моем тексте, в моем рассказе прослеживается вот это изменение каждый год, что я стараюсь подражать монахам, потом, значит, подражать таким вот...
Н. Лангаммер
— Ищешь свой путь.
С. Бакулина
— Да. Но, наверное, потихоньку я прихожу, потому что просто это норма жизни. Потому что как-то с Господом надо хотя бы вот эти особые дни как-то...
И. Батаногова
— Посвятить Богу.
С. Бакулина
— Посвятить Богу.
Н. Лангаммер
— Побыть с Ним.
И. Батаногова
— Вот это действительно ощущение. Вот я вот сейчас слушаю и думаю: а поехала бы я? И я, знаете, что понимаю, когда в детстве постишься, кажется, что пост очень длинный. Очень. Вот я, правда, я маме говорила: мама, мы постимся полгода. Каких полгода? Два месяца. Говорю: да нет, ты что, полгода. А сейчас у меня ощущение, что вот ты только как-то собрался... Я вообще, мы все время смеемся, что неделя о расслабленном — это вот мы все друг друга поздравляем с именинами, потому что мы все расслаблены. Кто в большей степени, кто в меньшей. И вот Великий пост нас собирает, и как тяжело собраться, как тяжело настроиться. И ты вот только вроде бы вот как-то чувствуешь: вот он, Великий пост, и вот как-то уже чувствуешь службы, они же настолько красивые, молитвы совершенно другие, ты входишь вот в этот ритм. И вдруг пост уже закончился. И тебе грустно, тебе, правда, не хочется терять то, что ты собрал.
Н. Лангаммер
— Я не успеваю.
И. Батаногова
— Такое ощущение, что ты весь наполнился, и вот уже «Христос воскресе!», и ты понимаешь, что как бы ты ни старался, ты все равно будешь немножечко вот как-то терять вот это ощущение. И для меня это всегда очень грустно, я просто сейчас действительно ощущаю, насколько быстро проходит время. И ты не успеваешь за Великий пост многие вещи. Ты прямо ставишь перед собой задачу — он уже закончился, ты ничего не успел. И думаешь: вот ты опять не успел, вот пост закончился, ты опять не успел, а как больно, как обидно. И вот я уже говорила о том, что у нас была такая традиция быть на Святой Земле. И когда ты стоишь у Гроба Господня, тебе вообще ничего не хочется просить у Бога, и даже нет никакого смысла, потому что ты понимаешь, что ты здесь и сейчас с Богом, и это самое главное, и тебе больше ничего не нужно в жизни. Просто настолько меняются приоритеты, что вся вот эта жизнь, в которой мы все погружаемся, она очень отвлекает нас от нашей души, от нашей молитвы, сосредоточенности, от нашего общения с Богом. И именно вот эти драгоценные моменты, их нельзя терять. Вот они очень важны для нашей души.
Н. Лангаммер
— И мне кажется, в Пасху очень сложно войти, когда ты толком не постился. Ты как будто не проживаешь это. Вот особенно Страстная неделя, да, уже когда это не пост. Если ты вот это не проплакал — простите, но для меня это так, — с Ним не пострадал, то Пасха — не Пасха.
Иерей Олег
— Да. Кстати, интересный момент, в древности была одна книга Триодь. Вот у нас сейчас делится на Триодь Постная и Триодь Цветная, да, подготовительные недели перед Великим постом, Великий пост, Страстная седмица, которая не является частью поста, это особое время, когда мы уже не думаем о каких-то там своих грехах или попытках подвигов, мы уже переживаем вместе с Ним вот эту последнюю неделю Его земной жизни. И дальше вот эти недели удивительные после Пасхи, которые в Цветной Триоди содержатся. И если вот смотреть на все это время в единстве, тогда как раз и смыслы появляются, и появляется поддержка, появляются силы. Проблема большинства современных православных христиан — это вот я просто как священник могу засвидетельствовать, то что люди теряются после поста. То есть они пришли на Пасху, разговелись — все, дальше их нет. А если переживать, допустим, Светлую седмицу, как ее в древности всегда переживали — это сплошная седмица, когда мы питаемся...
Н. Лангаммер
— Не только яйца и куличи.
Иерей Олег
— Всегда чувствуем меру, да. Но мы едим там, что можем, мы каждый день пребываем в богослужении, мы причащаемся Святых Христовых Таин. И далее каждую последующую неделю переживаем тоже через Евхаристию, через единение со Христом и друг с другом во Христе. Тогда смыслы не теряются, тогда радость никуда не уходит. Вот это очень важный момент. Я бы еще хотел, если позволите, вспомнить одну из самых своих счастливых недель в жизни. Работал на светской работе, я еще не был священником, и мне позвонил священник, настоятель храма, в котором я вырос. С детства я там учился в воскресной школе, учился петь на клиросе и так далее. И вот он мне позвонил и так грустно сказал: вот у меня как-то все разошлись в этом году, там алтарники, и с певчими не очень хорошо, а так хотелось бы вот так с тобой вместе, может быть, вот эту неделю прожить. А мне самому очень этого захотелось, я позвонил на работу, говорю: можно я на неделю возьму за свой счет отпуск? И, о чудо, мне дали этот отпуск. И вот такое возвращение. То есть я уже не один год там работал по светской специальности, и даже когда был студентом, не получалось посетить все вот эти богослужения удивительные. И тут вот такое возвращение, да, возвращение и в пост, и даже в Церковь возвращение, вот в такую церковную жизнь. Каждый день на службе утром, вечером, вот участие в богослужении — это было, конечно, большое счастье. Сейчас уже священник, понятно, что я никуда не денусь. Но вот я помню эти ощущения и стараюсь их переживать снова, чтобы действительно первая седмица Великого поста была бы как первый и последний раз.
Н. Лангаммер
— Я напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы сегодня обсуждаем, как нам входить в Великий пост. В гостях у нас клирик Георгиевского храма города Видное, отец Олег Осадчий, супруга священника Ия Батаногова и Светлана Бакулина, специалист по связям с общественностью, которая эту тему предложила. Матушка Ия, вы хотели что-то сказать?
И. Батаногова
— Я хотела сказать, что очень люблю именно Страстную неделю. Я ее так переживаю, потому что мне кажется, очень важно быть с Богом и распятым, и с Богом воскреснуть. И я, например, всегда очень переживаю, когда идет Великая суббота, такая служба, когда поют: «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом», а во дворе храма все освящают куличи, там это все, какой-то галдеж идет. И в храме меньше людей, чем во дворе, которые пришли, в огромной вот этой вот очереди. И мне настолько от этого обидно, потому что мне кажется, что вот здесь эту неделю, такую важную, ее нужно посвятить только Богу. Что не имеет значения, освятил ты куличи, не освятил ты, что именно проникнуться вот этими глубокими службами.
Н. Лангаммер
— Если про куличи сказали, давайте поясним, что вообще-то куличи правильно освещать после пасхальной службы. Правильно, отец Олег, я говорю, что это послабление сделано такое?
Иерей Олег
— Это традиция такая, да. На самом деле, наверное, после ночной службы, как правило, еще и поздняя есть служба, то есть священнику, наверное, тяжело там освящать эти куличи. Ну вот вообще да, по правилам после.
И. Батаногова
— И вот тоже ведь надо проникнуться и почувствовать эти службы. Великий четверг, когда Тайная Вечеря, поют: «Вечери Твоея тайныя днесь...» А многие не приходят и говорят, что я пеку куличи. Не надо, вот это не надо. Очень важно вот эти вот моменты быть с Богом, почувствовать службы. Они такие красивые, они такие глубокие. Вот когда поют вместо Херувимской: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими», я всегда плачу. Господи, какое счастье, что мы с Тобой, что мы Тебя знаем, что мы вот здесь сейчас стоим, и Ты даешь нам еще возможность помолиться, потрудиться, встретить Пасху, пережить вот эти удивительные службы. Вот очень хочется научиться всем нам ценить все это. Ценить и чувствовать, чувствовать сердцем. Это очень важно.
Н. Лангаммер
— Вот этот момент, который, мне кажется, мы сегодня нашли, да, вот это состояние вне времени и вне пространства, я тоже его пережила, стоя у Голгофы, у Креста, когда вообще все исчезает. И вот, видимо, это то самое для христианина искомое, когда ты с Богом, а все остальное вообще ничего не значит.
И. Батаногова
— Да.
Н. Лангаммер
— Света, мы приближаемся к финалу программы. У тебя были еще вопросы?
С. Бакулина
— Да, и не один.
Н. Лангаммер
— Давай.
С. Бакулина
— Ну вот первый вопрос: как вы считаете...
Н. Лангаммер
— Это уже второй.
С. Бакулина
— Из двух оставшихся. Да, вопрос такой, что не является ли это крайностью, что, например, вот на время поста я строго всегда, уезжая на первую неделю в монастырь, последние недели тоже принципиально стараюсь в монастыре. Конечно же, в течение поста и в течение года я тоже пребываю в монастыре, но реже, чем вот именно первые и последние недели. Вот нет ли в этом именно крайности, что я стараюсь подражать, опять же как мы говорим, вот аскетам или монахам? Как светскому человеку это вот правильно, нормально? Или все-таки нужно учиться и как-то в городе уметь настроиться на молитву, ходить в храм, или это вот все-таки допустимо?
Иерей Олег
— Если есть такая возможность, то это прекрасно, за вас можно порадоваться. Есть такой вот запрос у многих современных христиан: как быть, если нет такой возможности, если у меня офис, если у меня дети, внуки, масса каких-то других обстоятельств. Слава Богу, что сейчас у нас есть возможность, даже если ты не можешь прийти на богослужение — я не говорю, что это хорошо, но бывает так, что объективно ты не можешь прийти, — у нас есть изумительные сайты, на которых есть богослужебные тексты, в том числе в переводе на современный русский язык, понятные и доступные. И можно, я даже нашим прихожанам рекомендую, кто переживает, что не могут прийти на все службы, допустим, там, первую седмицу поста либо Страстную седмицу, можно быть с Церковью вместе, даже находясь вот вне храма.
Н. Лангаммер
— Службы посмотреть, записи.
Иерей Олег
— Посмотреть записи, прочитать эти тексты. Кто-то начинает грустить, что вот вечернее правило бы успеть прочитать, а еще вот такая дополнительная нагрузка. Мне кажется, что здесь можно даже вот какую-то вариативность применить, то есть, может быть, даже какую-то часть вечернего правила заменить там вот тем текстом, который сегодня самый главный — то есть какие-то там песнопения, каноны этих дней, евангельские чтения. Например, служба Страстных Евангелий, да, ее дома прочитать. У меня у меня супруга, например, не всегда может прийти, в силу там наличия детей, в том числе и дошкольного возраста, прийти на эти службы, они стараются дома прочитать.
Н. Лангаммер
— Как и канон, когда не получается. Кстати, иногда очень вдумчиво его читаешь. Именно когда ты вот с книгой в руках, дома у аналоя, ты по-другому это читаешь.
Иерей Олег
— Да, и еще есть, я позволю себе сказать, не то чтобы совет, но это не я придумал. Нам, когда я еще учился в семинарии, один из преподавателей сказал, что для того, чтобы с пользой провести время Великого канона, вот эти четыре дня, и потом, когда он полностью читается, хорошо бы перечитать, может быть, там, допустим, томик Лопухина, «Толковая Библия». Потому что вот эти все образы, которые там перечисляются, ветхозаветные, вот эти примеры ветхозаветной святости, борьбы с самими собой, борьбы со страстями, когда ты помнишь, о чем речь идет, оно все оживает.
Н. Лангаммер
— Конечно.
Иерей Олег
— Это и интересно, и я думаю, что это такая польза для души очень важная.
И. Батаногова
— Ветхозаветная — это уже совсем просто такая очень высокая планка. Дай Бог прочитать хотя бы Евангелие.
Иерей Олег
— Поэтому вот как раз Лопухин, там как-то все это у него очень такая выжимка, в хорошем смысле слова. Это не то, что там нужно прочитать весь Ветхий Завет, а вот как-то... Кто-то, бывает, даже перечитывает «Детскую Библию», например, кому-то это полезно, чтобы освежить память, о чем Церковь говорит сегодня.
И. Батаногова
— Еще вот как-то мне очень хочется... Света про монастырь все время говорит. И я знаю, что многие люди искушаются, им кажется, что вот мера поста, она должна быть вот такая очень высокая, и ориентируются на монашество. При этом жизнь в миру и жизнь в семье — это тоже своего рода подвиг, и он ничуть не меньше в глазах Божиих как подвиг монашества. И если у каждого, вот опять говорю, своя мера. Если у тебя много детей, у тебя есть обязанности перед детьми, перед своей семьей, у тебя нет возможности сходить в монастырь, но это не означает, что перед Богом это не такая высокая мера, как монашеская. Я даже помню, что старец Паисий, он все время говорил, что для матерей очень высокая молитва — это служение своим детям, своему мужу, своей семье, и что тоже очень высокая мера в глазах Божиих. И здесь не надо унывать, например, если у тебя нет возможности ходить на службы, выстраивать длинные службы. У тебя просто нет такой возможности. Но у тебя есть другая возможность — поставить перед собой задачу не раздражаться там, как-то не ругаться, просто поставить духовную задачу и действительно стараться с Божией помощью все-таки как-то себя немножко изменить.
Н. Лангаммер
— Добрее быть, да, матушка.
И. Батаногова
— Добрее быть. А я вот недавно разговаривала с нашим духовником, и что-то посетовала, он так рукой махнул и говорит: да, в принципе, ничего не важно. Важно быть добрым.
Н. Лангаммер
— Света, третий вопрос, очень коротко.
С. Бакулина
— Как говорить с людьми о посте? То есть вот как их не смущать? Вот я, например, прихожу в кафе на какую-то встречу. Ведь люди же видят, что я что-то ем постное, и начинаются такие сразу вопросы: что, постишься? А ведь можно как-то вот иначе. То есть такой вот диалог. А мне искренне не хочется привлекать к себе внимание. Мне искренне непонятно, как быть в такой ситуации. Поэтому я иногда стараюсь избегать и не приходить на такие встречи, что тоже меня потом смущает.
Иерей Олег
— Должен быть бейджик: «Если ты хочешь поститься — спроси меня, как».
Н. Лангаммер
— А просто люди иногда смотрят на это и говорят: ой, эти православные, если в эту церковь прийти, сейчас начнется: это нельзя, то нельзя. Вот действительно, как не смутить людей, когда ты постишься, но и ты в их компании? Некоторые начинают тебя уговаривать: ну съешь кусочек мяса, в чем проблема?
Иерей Олег
— Никогда не забуду одну картину. Вот прямо сейчас перед глазами появилась Греция, по-моему, Салоники, один из ресторанов быстрого питания, не будем его называть. И сидят два схимника такие вот, в одежде, как ходят схимники, и очень так благочестиво кушают два бургера с рыбой. И светятся просто любовью, счастьем. Вот почему-то вспомнилось. У нас такое сложно представить, вот в Греции я такую картинку видел.
И. Батаногова
— Вот опять же если подвести, то пост это не про еду. А сейчас, мне кажется, что люди достаточно лояльны. Сейчас, куда не придешь, везде постное меню. Люди относятся как-то уже к этому с пониманием, как-то очень тактично. У нас не было никогда такой ситуации, что приходишь, и вам постное меню или не постное меню. Очень как-то... Мне вообще кажется, что надо быть, наверное, просто добрым примером и не говорить, не афишировать, что я там пощусь или не пощусь, я буду это, не буду это. Наверное, здесь нужно быть честным перед собой и Богом, и действительно для людей быть добрым примером. И вот как Света хорошо сказала, это не обижать своего ближнего. Потому что мы очень часто постимся, а не замечаем, насколько мы можем обидеть людей, и даже не замечаем этого и не просим никогда прощения. Вот, кстати, Прощеное воскресенье, я его очень тоже люблю.
Н. Лангаммер
— Вот сегодня как раз мы смогли это сделать.
И. Батаногова
— Искренне попросить прощения и с чистым сердцем вступить в Великий пост — это такая благодать и такая радость, что вот очень хочется, на самом деле, у всех попросить прощения и пожелать доброго поста такого, богоносного.
Н. Лангаммер
— Да, Чин прощения уже сегодня состоялся, но у нас еще есть время, которое, кстати, мне кажется, и не заканчивается Прощенным воскресеньем, когда можно попросить прощения или разобраться с тем, почему ты еще кого-то не простил.
Иерей Олег
— Вдруг до кого-то не дозвонился, допустим, да, можно продолжить.
Н. Лангаммер
— Но это как-то важно, да, отец Олег?
Иерей Олег
— Конечно.
Н. Лангаммер
— Без очищенной такой души не войти.
Иерей Олег
— И очень важно помнить, да, куда мы идем, к Кому мы идем. Это как «Властелин колец», моя любимая книга — Фродо изначально знал, куда он несет кольцо и ради кого он это делает. Дай Бог нам тоже помнить о том, к Кому мы идем, и что вокруг нас есть наши близкие, которые нуждаются в нашей любви, в нашей заботе. Будем об этом помнить, будем поститься постом приятным, который благоугоден Богу, как поется в одном из песнопений.
Н. Лангаммер
— Спасибо вам за беседу. Потому что действительно для себя вот и из вопросов Светы тоже какой-то я вывод сделала, что если ты уже так заявляешь, да, что ты постишься, ты вообще не имеешь права в этот период повести себя не по-доброму. Потому что тогда будет вообще к тебе очень странное отношение, как и к Церкви. То есть мы все-таки так или иначе живое письмо Христа, да, к людям. И вот быть добрее, мне кажется, это важный такой вывод сегодняшнего разговора. На этом мы вынуждены прощаться, потому что время наше истекло. И я напомню, что в эфире была программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы обсуждали тему, как нам завтра, уже сегодня, наверное, да, вечером, входить в Великий пост. Как иногда с юмором говорят: завершить чин великого доедания из холодильника. И завтра уже начать жить этой весной души. В гостях у нас был клирик Георгиевского храма города Видное, отец Олег Осадчий, супруга священника Ия Батаногова и Светлана Бакулина, специалист по связям с общественностью. Спасибо, Света, за эту тему. Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы на этом прощаемся с вами, дорогие наши радиослушатели. Напомню, что нашу программу можно не только слушать, но и смотреть на нашем сайте https://radiovera.ru/ и ВКонтакте. Увидимся, услышимся через неделю, в воскресенье в 18.00. Хорошего вам поста, сил его начать и, главное, достичь каких-то своих правильных духовных целей. Всего доброго. До свидания.
Иерей Олег
— До свидания. С Богом.
С. Бакулина
— До свидания.
И. Батаногова
— До свидания.
С. Бакулина
— Спаси Господи.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
- «Взаимоотношения родителей и повзрослевших детей». Священник Павел Усачев, Александра Никитина, Евгений Сулес
- «Пасхальная радость». Священник Стахий Колотвин, Дарья Давыдова, Светлана Бакулина
- «Отношение к инакомыслящим». Протоиерей Михаил Богатырев, Марина Пичугина, Илья Муромский
Проект реализуется при поддержке VK
«Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца»

Преподобный Паисий Святогорец, афонский монах и один из наиболее почитаемых старцев ХХ века, большую часть жизни провёл вдали от мира. Однако духовно он постоянно находился вместе с людьми, разделял их беды и невзгоды. К старцу обращались не только с личными проблемами. Многие из тех, кто посещал его келью на Святой горе Афон, часто делились своими переживаниями по поводу каких-либо житейских, политических или церковных вопросов. Всё это преподобный Паисий рассматривал исключительно в духовной плоскости. Его взгляды на некоторые общественные проблемы кратко сформулированы в небольшой по объёму книге «Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца».
Преподобный Паисий был твёрд и непреклонен, когда речь заходила о Православной Церкви. Он говорил: «Всё, что имеет Церковь, очищено, подобно дистиллированной воде. Спасение людей осуществляется в Церкви». Старец и на человека смотрел, как на часть единого Тела Христова — Православной Церкви. С детства отец Паисий впитал любовь и глубокое уважение к церковному преданию, к установлениям святых отцов Церкви. В беседах с духовными чадами он часто говорил о том, как когда-то жили и подвизались они, и как живём сегодня мы. Преподобный Паисий говорил: «Мы должны сравнивать себя со святыми, чтобы видеть, продолжаем ли мы их дело».
Любовь к Церкви для старца являлась неотделимой от любви к Отечеству. Отец Паисий часто повторял: «Отечество — это большая семья». Он хотел, чтобы христиане были патриотами своей Родины. Духовными советами старец помогал многим государственным служащим. В книге «Церковь, Предание, Отчизна» говорится о том, как к нему на Афон приезжали высокопоставленные политики. И старец просил их, чтобы они направили действия на благо Родины и Церкви. Сам преподобный Паисий Святогорец в юности защищал родную землю — во время гражданской войны в Греции 1946-1949 годов он служил в разведке радистом. А став монахом, помогал Отечеству молитвой. И побуждал к этому других. Он часто повторял: «Давайте будем молиться, чтобы Бог просвещал тех, кто занимает в государстве ответственные должности, потому что такие люди могут сделать много добра».
Мудрые мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца помогут нам глубже понять духовную суть многого, что происходит вокруг нас в мире. И что в любой ситуации у человека есть твёрдые, незыблемые опоры — Церковь, Предание, Отчизна.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Наталья Мелёхина. «Животинки из Паутинки»

Есть в Вологодской области деревенька Полтинино. Местные жители ласково называют её «Полтинка». Но из-за их своеобразного северного говора слышится: «Паутинка». В Полтинке-Паутинке родилась и выросла писательница Наталья Мелёхина. Одну из своих книг о родной деревне она так и назвала — «Животинки из Паутинки».
Уже из названия становится понятно, что речь в книге пойдёт о братьях наших меньших. По признанию самого автора, родился этот сборник рассказов из постов в социальных сетях. Наталья Мелёхина любила наблюдать за животными в деревне; на своей интернет-страничке она писала о птицах, ежах, зайцах, собаках и кошках. Читателям эти короткие, добрые зарисовки нравились, и они стали просить писательницу, чтобы она собрала их в отдельную книгу. Наталья так и сделала. Книга получилась небольшая, наполненная радостью от того, что живёшь на земле и каждый день видишь родные места. Как пишет сама Наталья Мелёхина: «Нет в моей деревне ничего особенного, кроме красоты, незаметно и щедро разли́той Богом везде и всюду».
«Животинки из Паутинки», о которых рассказывает автор — неотъемлемая частичка этой красоты Божьего мира. Собака Вега — лайка-сладкоежка, любительница малинового пирога, приготовленного в русской печи. Ёж Иванович — частый гость клубничных грядок, настолько привыкший к людям, что спокойно лакомится спелыми ягодами прямо у них на глазах. Воробьишка Тишка, проживающий во дворе возле колодца, с которым семья писательницы по-братски делится завтраками.
В мире животных, который рисует на страницах своей книги Наталья Мелёхина, много такого, к чему стоит присмотреться и человеку. Например, героиня рассказа «Лесные гости», зайчиха, кормит не только своих, но и чужих зайчат. «Нам есть чему у зайцев поучиться, не делить детей на своих и чужих в час нужды», — делает вывод писательница. Её увлекательные истории со смыслом, зарисовки с натуры и ностальгические лирические миниатюры полны жизнеутверждающей радости и тёплого юмора.
Вторая часть сборника «Животинки из Паутинки» называется «Дашкины рассказы». Их героиню, девочку Дашу из деревни Полтинино, Наталья Мелёхина, по собственному признанию, наделила многими своими чертами. Даша заботится о зверях и птицах. Под окнами своего дома она устраивает птичью столовую. Любит ходить по грибы, рыбачить с отцом в бурной горной речке, а по вечерам слушать бабушкины сказки. В красоте окружающего мира она чувствует незримое присутствие Бога. В течении ручья, благоухании цветов, в бабушкиных иконах, в небе, на земле и в самой себе.
Книга Натальи Мелёхиной «Животинки из Паутинки» — это тепло деревенского дома, где зимой в печке потрескивают дрова, а на столе дымится каравай свежего хлеба. Это дар видеть руку Творца в каждой травинке, каждой малой птице. И понимать, что каждая жизнь — чудо.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) и его семья

Фото: Mihail Tregubov / Unsplash
В семье крестьян Сидоренко из краснодарского села Екатериновка ожидалось прибавление. Супруги Николай Гордеевич и Александра Васильевна горячо молились о том, чтобы Господь даровал им здорового ребёнка. В праздник Святой Живоначальной Троицы, 3 июня 1928 года, малыш появился на свет. Господь послал родителям сына.
На восьмой день после рождения мальчика окрестили и нарекли Виталием. Александра Васильевна удивлялась спокойному, тихому младенцу. Плакал он очень редко, и почти всегда улыбался, лёжа в маленькой деревянной кроватке, которую смастерил для Виталия отец. Однажды поздним вечером мать убаюкивала малыша, напевая колыбельную, и не заметила, как уснула. Из дрёмы её вывело прекрасное пение. Оно звучало прямо над кроваткой младенца. Невидимые голоса славили Бога, и под эти звуки Виталий мирно спал. Впоследствии, вспоминая об этом случае, Александра Васильевна говорила: «то ангелы баюкали моё дитя». Чудесный случай убедил родителей мальчика в том, что Господь уготовил ребёнку особый путь.
Подрастая, Виталий только подтверждал это предположение. Уже в пятилетнем возрасте он начал строго соблюдать все православные посты. Время тогда и без того было голодное. На столе у Сидоренко обычно стояла картофельная похлёбка да ржаной хлеб. Виталий брал себе корочку, а от похлёбки отказывался. Николай Гордеевич и Александра Васильевна переживали за сына. Но мальчик рос здоровым и весёлым. Впрочем, он любил уединение. Порой, когда Виталий долго не появлялся дома, родителям приходилось отправляться на поиски сына. Часто его находили на берегу реки, в зарослях камыша, погружённого в глубокую молитву.
Когда Виталию исполнилось 8 лет, родители отдали его в сельскую школу. Едва научившись грамоте, мальчик взял у матери Евангелие. Он не расставался с ним — носил Священное Писание с собой в класс и на переменках читал ребятам. Николай Гордеевич и Александра Васильевна были верующими людьми, однако время тогда наступило безбожное, и за открытую проповедь могли даже арестовать. Опасаясь за сына, родители пытались спрятать от него Евангелие. Но Виталий снова и снова находил его. И это было единственным его непослушанием. В девятилетнем возрасте Виталий стал помогать отцу и матери — на каникулах подрабатывал в колхозе пастухом. Шёл 1937 год, — процветали доносы, шли аресты. Тем летом Николай Гордеевич принёс домой с колхозного поля пару початков кукурузы. Кто-то увидел, пожаловался, и Сидоренко осудили на 6 лет — по статье «Хищение государственного имущества». Из мест заключения в 1942 году он отправился прямиком на фронт — шла Великая Отечественная война. Вскоре почтальон принёс в дом Сидоренко похоронку... Теперь Виталий стал главой семьи. Он старался помогать матери. Понимал, как трудно ей без отца, и всем сердцем жалел. А душа его неудержимо стремилась к Богу. Он уже давно и твёрдо решил стать монахом. Так сбылась материнская молитва о том, чтобы сын избрал в жизни путь служения Богу. В 1948 году 20-летний Виталий Сидоренко стал послушником Глинской пустыни — монастыря близ украинского города Сумы.
Впоследствии он принял монашеский постриг, много странствовал с проповедями. Люди почитали отца Виталия как подвижника веры и мудрого духовного наставника. Часто в беседах старец Виталий (Сидоренко) с любовью рассказывал о своих родителях. И в наставлениях учил всегда почитать отца и мать, слушаться их и любить.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен