«Царствие Божие». Протоиерей Игорь Гагарин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Царствие Божие». Протоиерей Игорь Гагарин

* Поделиться

У нас в студии был клирик храма святого благоверного князя Александра Невского в городе Балашихе протоиерей Игорь Гагарин.

Разговор шел о том, что означают евангельские слова: «Царство Божие внутри вас есть», и в чём может выражаться поиск Царствия Божия в жизни христианина.

Ведущий: Александр Ананьев


Александр Ананьев:

— Добрый вечер, друзья. «Вопросы неофита». Я Александр Ананьев. Сегодня у нас в гостях вновь радостно приветствую клирика храма святого благоверного князя Александра Невского протоиерея Игоря Гагарина. Отец Игорь, добрый вечер.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Добрый вечер.

Александр Ананьев:

— Что важнее всего в нашей повседневной жизни? Мы живем, с понедельника по пятницу работаем, в субботу вечером в храм, в воскресенье на литургию, потом семейный обед, потом телевизор посмотреть и дальше опять по кругу. Во всей этой семейной, бытовой, повседневной жизни что важнее, какая цель, смысл вообще во всем этом?

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Христос. Иисус Христос.

Александр Ананьев:

— Да, я знал, что вы это скажете, потому что сегодня 20 ноября на литургии утром читалось Евангелие от Луки.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Нетрудно догадаться.

Александр Ананьев:

— Фрагмент 12-й главы. Что вообще важно? «Наипаче ищите Царствия Божия». И, казалось бы, все понятно. «Итак, не ищите, что вам есть или что пить», понятно, не беспокойтесь, потому что ваш Отец знает, что вы имеете нужду в том. «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам». Отец Игорь, я не понимаю. Я не понимаю, что значит, ищите Царствия Божия в нашем круге, по которому белка бегает с понедельника по пятницу. Я знаю, где Царствие Божие, я знаю, когда Царствие Божие в отношении меня. Мне надо достойно прожить эту жизнь; научиться если не любить, то хотя бы не быть окончательно мерзким человеком в отношении хотя бы самых близких, если у меня на это хватит сил душевных; помочь тем, кому я смогу помочь; не отказать тем, кому я могу не отказать; сделать чуть больше, чем я могу. И вот потом будет Царствие Божие, да? Какой смысл искать Царствие Божие здесь и сейчас? И как это сделать? Об этом я и хотел сегодня поговорить, о Царствии Божием в нашей серой, унылой, тревожной, несовершенной повседневности.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Вы сразу начали разговор, правильно поставив акцент в этом отрывке, который сегодня звучал в церкви, на том, на чем надо делать акцент, и на чем очень часто люди его не делают, когда читают этот отрывок. Даже не только эти люди, я себя к этим людям отношу, у меня тоже был период, когда нравится «не заботьтесь о том, что есть, что пить, во что одеваться, знает Отец ваш Небесный, что имеете в этом нужду». И часто человек ставит на этом точку, а дальше как приписка чуть-чуть — Царство Божие, как что-то такое, не заботьтесь. Более того, мне приходилось не раз, у меня были группы евангельские, где мы разбирали, людям когда читаешь этот отрывок, вызывает противоречивые суждения. Одна часть людей, одна мысль: как здорово-то, не надо заботиться, я всю жизнь переживал, что у меня денег не хватит до получки, что пропало в магазинах что-то, мало ли о чем у меня забота. Оказывается, не надо, не заботься, все устрою, все будет в порядке. Здорово. А другая категория людей воспринимает так: странно как-то не заботься, легкомысленное такое отношение, а если я не позабочусь, кто позаботится? Взгляните на птиц небесных, которые не сеют, не жнут, а Отец Небесный питает их, вы лучше этих птиц. Это что значит, получается, к тунеядству какому-то нас Евангелие призывает. Мне приходилось слышать, люди говорили: какая-то проповедь Иисуса Христа в этом месте оторвана от жизни, мы же с вами знаем, как потопаешь, так и полопаешь, как поработаешь, потрудишься. А тут тебе говорят: не переживай, все будет, не заботься. Всегда хочется продолжить и сказать: давайте дочитаем до конца. Там сказано: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам». То есть Господь не говорит, что это все не нужно. Нет, это нужно, но только если вы будете прежде всего искать Царства Божия и правды его, то Господь позаботится, чтобы и эти ваши вопросы решить. А если вы не ищите Царства Божия, то, извините, тогда это все не работает, тогда заботьтесь. Это очень важно, все эти обещания, очень радостные обещания, я решу ваши проблемы, ваши житейские проблемы с едой, с одеждой, с ипотекой я решу, но при условии, что вы будете искать Царство Божие и правды его. А вот дальше мы продолжим уже то, что вы сформулировали вопрос.

Александр Ананьев:

— А как, Господи?

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Как, Господи? Во-первых, можно ответить очень примитивно и просто. Для того Господь и дал нам Евангелие, для того Господь установил Церковь и таинства, чтобы, осуществляя все это, читая Евангелие, стараясь жить по Евангелию, участвуя в жизни церкви, в Божественной литургии, прежде всего — это и есть главное в нашей жизни. Можно так сказать и на этом поставить точку. Естественно, что мы так не сделаем, мы немножко подробнее.

Александр Ананьев:

— Оно не работает просто.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Нет, работает, но только очень мало кто это делает.

Александр Ананьев:

— Я знаю по себе, можно уходить ноги, ходя в церковь каждую неделю, и при этом не подниматься выше, а скорее опускаться ниже.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Абсолютно с вами согласен.

Александр Ананьев:

— Хотя ты стараешься, ты все делаешь, все слушаешь, не читаешь телефон во время литургии, готовишься к исповеди, постишься перед воскресной литургией — все делаешь, но не работает. Почему? Что я делаю не так?

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Я думаю, что оценка того, что со мной происходит, по принципу работает или не работает, не совсем дано мне понять, что работает, что не работает. Если святые отцы говорили искренне, что мы чувствуем себя грешнейшими из всех людей, то можно сказать: если вы грешнейшие из всех людей, то что тогда зовете нас на этот путь, которым вы идете? Если бы вы сказали, что да, с тех пор как я стал молиться, поститься, ходить в церковь, я реально достиг того, что стал человеком, близким к совершенству, тогда понятно, тогда и я пойду этим путем. Но вы-то говорите, что вы грешнее всех. Они могли бы тоже сказать, не работает, Господи, я сколько лет... Видимо, еще надо посмотреть, что является критерием, работает или не работает. Во-первых, Царство Божие. Что такое Царство Божие?

Александр Ананьев:

— «Внутрь вас есть».

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Да. Царство Божие — настолько непростой ответ на этот вопрос, потому что могут быть самые разные понимания. Кто-то скажет: понятно, умрешь, если в рай попадешь, значит, Царство Божие, а если в ад, то это уже никак не Царство Божие.

Александр Ананьев:

— А разве ты не попадешь в Царство Божие в любом случае, а уж будет для тебя это субъективно раем или адом?

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Это уже другой вопрос. Да, я согласен. Это тоже, кстати, что есть рай и что есть ад — это тема очень непростая для обсуждения. Вы правильно сказали, что с одной стороны можно говорить про Царство Божие как нечто, что ждет нас в конце пути, с другой стороны, мы в Евангелии читаем «Царство Божие внутри вас есть». Можно воспринимать Царство Божие как некое место, условно говоря, где совсем не так, как здесь, где мы живем. Можно воспринимать Царство Божие как некое состояние, в которое входит человек, когда мы говорим «внутри». И эти вещи не противоречат друг другу. Потому что с одной стороны, да, я пою в Символе Веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», и, конечно, понимаю, что во всей полноте Царство Божие вступит в свою силу, или я смогу стать гражданином Царства Божия, когда это произойдет, когда будет воскресение мертвых и наступит жизнь будущего века, не этого века. С другой стороны, никто не отменяет слов о том, что «Царство Божие внутри нас есть». Как это все совместить? Если мы говорим: ищите Царства Божия... Во-первых, я всегда думал, Евангелие о чем? Это радостная весть. Если задать вопрос, в чем суть этой радостной вести на евангельских страницах, о чем больше всего говорит Христос? И, наверное, ответ будет понятным, что Он говорит о Царстве Божием. Причем, начинает даже не Он, а начинает Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». И тогда возникает вопрос. Может быть, я сейчас буду говорить очень путано и по-детски, но постараюсь сказать, если получится. Мы с вами живем в мире, хоть мы и поем, «как прекрасен этот мир, посмотри», но понимаем, поскольку ничего другого не имеем, приходится это. Но мы понимаем, очень страшен этот мир, очень страшен. И, несмотря на то, что в этом мире, который лежит во зле, очень много прекрасного и хорошего, и мы за это любим жизнь. Эту земную жизнь мы тоже любим, это нормально, и в этой земной жизни есть много оснований радоваться, есть любовь, и супружеская любовь и дети. Но, тем не менее, мы понимаем, как здесь все непрочно, как здесь все зыбко, как много творится зла, сколько крови льется. Сейчас особенно все мы это чувствуем, сколько несчастий, сколько преступлений, человека подстерегают опасности на каждом шагу, подстерегают болезни, о которых он сегодня не догадывался, а завтра у него вдруг обнаруживается диагноз какой-то. Понятно, что жизнь — это путь, на котором на каждом шагу ждут нас всякие бедствия, несчастья. И тут вдруг Господь говорит, что эта жизнь, этот мир, в котором вы живете — это не единственный мир, что есть иной мир, «Я не от мира сего», — говорит Он, что есть еще иной мир. И Он называет этот иной мир Царство Божие. Там ничего этого нет, там нет несправедливости, там нет зла, там нет войны, там только добро и никакого зла. Это первое, что Он нам говорит, что есть этот мир, что это не сказка какая-то, а что этот мир есть, и из этого мира Я пришел к вам сюда, в этот ваш страшный злой мир засвидетельствовать, поверьте Мне, что есть этот мир, и в этот мир вы можете войти. Это должно быть главной целью вашей жизни, чтобы, пройдя через все то, через что вам предстоит пройти в земной жизни, войти в этот мир и стать гражданином этого мира. И если это будет главной-главной вашей задачей в жизни, то все остальное решится и все приложится. Более того, Он говорит, что, несмотря на то, что во всей полноте ощутить все великолепие Царства Божия мы сможем только в жизни будущего века, но уже здесь и сейчас в этой земной жизни мы можем жить по законам этого Царства. Оно живет по другим законам. «Я посылаю вас как агнцев посреди волков», — говорит Он. Если вы будете стараться жить не по тем правилам, по которым живет этот мир, а по тем правилам, которые принес и открыл Я вам в Евангелии: заповеди блаженств и так далее — это и есть ваше усилие искать Царства Божия и правды его.

Александр Ананьев:

— «Вопросы неофита» на Радио ВЕРА. Клирик храма святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Игорь Гагарин. Я сожалею, что у нас нет видеозаписи нашего разговора. Видели бы вы мое лицо, пока я слушал отца Игоря, буквально разинув рот. Спасибо вам большое, это очень точно, очень метко и прямо навылет, все, что вы говорите. Я не могу не спросить вас вот о чем. Вы вспомнили ту самую фразу: «Покайтесь, ибо грядет Царствие Божие».

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Приблизилось.

Александр Ананьев:

— Вот, приблизилось. Я каждый раз, читая ленту новостей ближе ко второй половине дня, потому что во второй половине дня наваливаются, вообще беда какая-то, ужас, я вспоминаю эту фразу, думаю, может быть, это оно. Других объяснений у меня нет, не может же быть, чтобы все было так плохо, и это не вело к какому-то краху вообще всего. Когда мне говорят страницы Евангелия «ищите Царствие Божие», с одной стороны, а с другой стороны «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие», может быть, не надо его искать, может быть, надо просто ждать, пока оно придет? Что его искать? Надо как-то прожить этот весь бардак, а Царство Божие само придет. Весь вопрос в том, в чем ты его встретишь.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Именно решение этого вопроса, в чем я его встречу, и есть искание Царства Божия. Вы хорошо вспомнили Иоанна Предтечу, он говорит: «Покайтесь». Прекрасный вы задали вопрос, как его искать, Царство Божие, а я немножко ушел не ответил, а вы сами вернулись. Покаяние, наверное, и есть главное содержание жизни верующего человека.

Александр Ананьев:

— Метанойя?

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Да. Под покаянием мы понимаем совсем не то, что признание себя грешником, прошение прощения. Это тоже есть, без этого никак, это неотъемлемый компонент покаяния, но это только малая часть. А главное это то, о чем мы все время говорим. Это работа над собой с тем, чтобы вырвать из себя с корнем все гадости, которые в нас есть и развить в себе все доброе, что в нас есть. И в той мере, в какой это мне удается, в той мере я буду в Царстве Божием в той среде, как рыба в воде, говорят. Я с другого бока зайду. Что такое Царство Божие? И опять хочется по-детски ответить, как дети говорят. У нас есть прекрасные слова апостола Иоанна Богослова: «Бог есть Любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем». Настолько эта фраза, мне кажется, ключ к пониманию всего. А значит, моя задача, если Бог есть Любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, значит моя, по-простому, задача — делать все, чтобы любовь во мне возрастала. И все, что происходит в моей жизни, тут приобретают смысл любые, самые мельчайшие вещи, какие-то встречи, разговоры, действия, всегда держать в уме: это по любви или нет? От того, что я сейчас сделаю, скажу, в этом будет любовь или наоборот что-то разрушающее любовь? Искать Царство Божие, то есть Царство любви, раз Бог есть Любовь, так вот искать Царство Божие — это стремиться к тому, чтобы всячески избегать поступков, дел, мыслей, которые несовместимы с любовью, проникнуты противоположным. И наоборот всячески делать, мыслить и говорить то, что умножит и во мне самом, а значит, и во всем мире любовь. Я так понимаю искание Царства Божия.

Александр Ананьев:

— Но это же противоречит правилам повседневной жизни?

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Почему? А как, приведите пример?

Александр Ананьев:

— Давайте какой-то совсем надуманный, высосанный из пальца пример. Идешь ты по улице и видишь, как хулиган мучает котенка. Хулиган тоже человек, у него внутри тоже Царство Божие, просто он другой, опять же в силу Божией воли он оказался поставлен в другие обстоятельства, и сейчас, находясь в этих обстоятельствах, он мучает котенка. Моя задача искать Царствия Божия и пребывать в любви, но в данных обстоятельствах, когда я вижу эту нехорошую картину это вряд ли возможно, нет, это вообще никак не возможно. Я сострадаю котенку и ненавижу негодяя, должен его остановить всеми способами. Если у меня нет возможности его остановить, я буду злиться, переживать. Какая там?.. Там нет места любви во всей этой истории.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— А любовь к котенку, что, это не любовь что ли? К Божьей твари.

Александр Ананьев:

— К котенку да. Я имею в виду в отношении хулигана в первую очередь.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— В данный момент хулиган, думаю, если любовь подразумевает делать для человека то, что ему во благо, то, мне кажется, иногда — сейчас грубое слово скажу — и врезать человеку во благо ему будет, потом позже поймет что-то.

Александр Ананьев:

— Думаете, поймет?

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Я не думаю, я допускаю возможность. Но я знаю одно, что если я пройду мимо, а я-то как раз, может, пройду мимо, потому что струшу просто, я понимаю, что сейчас он перестанет мучить котенка и начнет мучить меня. Не у каждого человека хватит мужества. Любовь подразумевает неприятие любого зла, которое совершается. Когда у меня есть возможность какое-то явное зло остановить, разве это не является проявлением любви?

Александр Ананьев:

— А если не один хулиган мучает одного котенка, а триста тысяч хулиганов мучают триста тысяч котят?

Протоиерей Игорь Гагарин:

— У нас, к сожалению, что говорить про котят, мы знаем в наше время совершается злодейство множеством различных людей.

Александр Ананьев:

— Я об этом и говорю.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Если я никак не могу повлиять на это действием, то буду хотя бы молиться об этом. Я считаю, что если я встречаюсь с каким-то злом, будь то ленту новостей читаю или еще как-то. Первое — это хотя бы внутри себя дать правильную, честную, согласную с Евангелием оценку этого. И если зло есть зло, то оно зло. Не называть зло добром, не пытаться его как-то объяснить, оправдать. А дальше, то, что я могу делать, я должен делать. Иногда я ничего не могу, кроме как молиться, это не так уж и мало.

Александр Ананьев:

— Хорошо, а у этого мультяшного хулигана тоже Царство Божие внутри есть?

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Нет, я думаю, что Царство Божие далеко не у всех. Не знаю, мне очень трудно себе представить, переходить на какие-то размеры, у кого-то одна капля Царства Божия, у кого-то литр Царства Божия присутствует. Я думаю, что в каждом человеке даже не Царство Божие, а образ Божий есть, и в этом хулигане тоже есть образ Божий, который очень поврежден. Но разве мы с вами не встречали людей, жития святых кучу нам приводят примеров, которые были настолько безнравственны и злы и ужасны и которые, каким-то образом благодатью Божией что-то в них происходило, становились своей противоположностью. Я думаю, тот разбойник, который на кресте с Христом был рядом, не котят мучил, а побольше страшного делал, но он первый вошел с Христом в рай. Значит, и в нем это было. Я думаю, что без исключения в каждом человеке, называйте это Царство Божие или нет, в каждом человеке присутствует образ Божий, очень поврежденный, очень искаженный и какая-то искра света все равно присутствует. И примеров этому мы знаем очень много. Людям, от которых меньше всего можно было ожидать покаяние, перемены, сделать что-то, чтобы помочь понять, что так нельзя — это проявление любви.

Александр Ананьев:

— Сейчас мы прервемся на минуту, а после полезной информации на Радио ВЕРА продолжим очень важный разговор с моим сегодняшним гостем протоиереем Игорем Гагариным. Не переключайтесь.

Александр Ананьев:

— Мы продолжаем разговор. Это «Вопросы неофита». Протоиерей Игорь Гагарин, клирик храма святого благоверного князя Александра Невского отвечает сегодня на вопросы неофита. Я Александр Ананьев. Чтобы закрыть тему с благородным разбойником, но, опять же, она будет в тему нашего разговора. Он же был не просто разбойником, если я правильно понял текст Евангелия, он был, как бы мы назвали сегодня, из политических. Он был разбойником, который выступал против существующей власти и таким либералом тех времен.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Нет. Я, честно говоря, этого не помню. Варавва был, которого освободили вместо Христа, который тоже мятежник. А про разбойника ничего в Евангелии не сказано, просто разбойник и все.

Александр Ананьев:

— Просто таким образом казнили, как я помню, только особо опасных преступников, которые представляли опасность для действующей власти.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Нет. Рабов беглых казнили. Нет, распятие в Римской империи было... Гражданина Рима нельзя было распинать, а это была показательная казнь, корой казнили многих, как раз беглых рабов чаще всего, бунтовщиков. Евангелие не говорит конкретно, мы можем тут только предполагать. Я думаю, что это был уголовник.

Александр Ананьев:

— Это многое бы объяснило, что он не от черствости душевной оказался в такой ситуации, а он по-своему, просто по-своему, боролся за справедливость.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Как-то мы с вами передачу записывали про страдания, и здесь вспомнилось, может быть, я и приводил, но такой очень интересный пример, мне очень нравится. Что делают страдания, и это про Царство Божие тоже. В древнем патерике есть рассказ про одного разбойника, тот точно был не политический, если по этому еще можно что-то предположить, то тот был уголовник самый что ни на есть страшный, очень многих поубивал, много чего натворил, и он приходит в монастырь один раз. Монахи ужаснулись, все знали, что это страшный злодей, которого разыскивала полиция тогдашняя, древняя. Он приходит в монастырь со слезами и перед игуменом на колени падает: я все понял, каюсь, есть ли мне прощение, хочу изгладить? Этот игумен говорит: Господь никого не отвергает, давай переодевайся. Снял с него одежду бандитскую, одели его в подрясник или еще во что-то, спрятали, потому что его разыскивали, спрятали глубоко в каком-то подземелье. Теперь молись, будешь молиться, каяться, питание у тебя будет самое скудное — не знаю, кусок хлеба в день и вода и больше ничего — может быть, Господь, если увидит твое искреннее покаяние, простит. И вот он несколько лет проводил в таком состоянии, молился. Игумен только спрашивал у монахов, которые ему пищу носили: как там наш разбойничек бывший? — О, кается хорошо, все, наверное, Господь его уже простил, потому что даже ту пищу, которую мы ему даем, не всю съедает, молится, кается, читает Писания. — Ну, хорошо, значит, Господь дал ему покаяние. И тут вдруг этот разбойник приходит к игумену и говорит: дай мне одежду мою разбойничью, которую я у тебя оставил, и возьмите свои одежды. Игумен говорит: ты что, столько лет каялся, ты решил опять вернуться к этому своему делу? Нет, — говорит, — к этому делу возвращаться не буду, я пойду в город. — Да, тебя же схватят, предадут мучительнейшей казни. Тот говорит: а я знаю, я этого и хочу — Зачем? — Последнее время мне по ночам стал являться мальчик, которого я зарезал когда-то. Зарезал просто так, от нечего делать. Я многих поубивал, но этого зарезал просто так. И приходит ко мне этот мальчик и спрашивает: зачем ты меня тогда зарезал? Я чувствую, что не будет мне покоя, я должен пойти и принять мучительную смерть. И пока не приму, не очистится моя душа от этого. Он пошел, монахи пошли за ним, так все и было, его тут же арестовали, предали мучительнейшей казни. Монахи вернулись: теперь он точно в Царство Божие вошел. Я все время думаю, вот тут тайна и Царства Божия и страданий, кому нужны были эти страдания? Богу что ли? Да нет, конечно, Бог есть Любовь. Мальчику нужно было, чтобы он пострадал, отомстить ему? Да, наверное, там, где мальчик находится, ему и в голову не придет желать кому-то страдания. Есть какая-то тайна непостижимая, что человек, когда совершает большие грехи, всегда наносит травму, ущерб себе самому.

Александр Ананьев:

— Тайна рождения через боль.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Да. И травмы, которые грехами своими я наношу, достаточно, просто прочитать 50-й псалом, пойти покаяться, и вроде все отпустило. Есть вещи, когда ты понимаешь, что нет, пока я не выстрадаю, не восстановится моя душа, я должен, здесь не пройдет просто исповедью, покаянием и молитвой. Тут надо еще что-то. Почему это? Мы встречаемся с тайной, и не надо даже пытаться объяснить эту тайну. Но, я думаю, так же, как Господь, чтобы исцелить в самом себе поврежденную человеческую природу, пошел на эти страдания, в какой-то степени тоже похоже на этого разбойника. Только разбойник пошел свой собственный грех исцелить этими страданиями. А Господь, который не имел греха, наши грехи взял на себя и исцелил этими страданиями. Я немножко уклонился, поскольку мы с вами вспомнили про разбойника, который на кресте был, мне кажется, что это тоже искание Царства Божия. Вообще для нас, христиан, я всегда обращаю внимание... Вот начинается Божественная литургия. Главное, что есть в жизни христиан, это Божественная литургия, самое главное.

Александр Ананьев:

— А какие же там слова говорятся: «Благослови, Владыко». — «Благословенно Царство...»

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Вот это я как раз хотел сказать. Священник берет Евангелие, делает над антиминсом крест Евангелием и произносит возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь». Я всегда говорю, что это за возглас? Возглас — это некий эпиграф ко всему тому, что последует за этим, и каждый раз, когда священник возглашает, а все прихожане храма в сердце своем это повторяют за ним, этим самым свидетельствуем: Господи, благословенно Царство, для нас это самое главное сокровище. У нас много в жизни хорошего и доброго, чем мы дорожим, но все-таки самое главное — это Твое Царство, чтобы когда завершится наша земная жизнь или если Ты раньше придешь, а может раньше прийти, то стать гражданами Твоего Царства, а пока, чтобы внутри нас торжествовало это Царство . И если я пока еще не могу быть во всей полноте — в жизни, которой я живу, далеко до этого Царства, очень много непохожего на это Царство — то я могу в какой-то мере добиваться того, чтобы внутри меня все-таки жило это Царство, то есть Царство любви, чтобы любовь господствовала во мне. Это, я думаю, так. Еще, кстати, вспомнились слова апостола Павла, чтобы завершить эту длинную тираду. У апостола Павла есть прекрасные слова: «Уже живу не я, но живет во мне Христос». Мне кажется, в той мере, в какой нам удается жить так, чтобы жил уже не я, но жил во мне Христос — это идеал, конечно, недостижимый, к которому нам надо стремиться — в той мере я ищу Царство Божие.

Александр Ананьев:

— Следующим вопросом я заготовил вопрос: дорогой отец Игорь, но как же это работает? Говорится нам в Евангелии: «ищите Царства Божия и все это приложится вам», слова понятные, предельно ясные, но как это работает, непонятно. Я нахожу и, раз: у меня есть все, что есть и пить, и ипотека закрыта, и дома порядок, и дети отлично учатся, и собака даже в туалет на улицу сходила и вернулась, и сама себе лапы помыла. Ну, вот как-то так, да? Но я сейчас понял, что хочу задать вопрос иначе. Мне кажется, я понял, как это работает. Эта история из патерика, которой вы поделились, одна из тех историй, которые в душу западают на всю жизнь потом, ты ходишь, о ней все время думаешь. Этот разбойник, как мне видится, нашел Царство Божие не в тот момент, когда он был подвергнут страшной казни, и даже не в тот момент, когда он попросил свою разбойничью одежду, а в тот момент, когда он пришел в ворота этого монастыря и упал на колени перед игуменом. Или даже еще немножко раньше, когда он испытал это острое желание. В этот момент он нашел Царство Божие. И в этот же самый момент ему стало не важно, что есть; ему стало не важно, что пить; ему стало не важно, во что одеваться. Все это перестало иметь всякое значение для этого разбойника. Он даже тот скудный хлеб, который ему давали каждый день, не доедал и воду, которую ему давали, не допивал. Он был сожжен своей совестью до пепла и сказал, что все, с этим миром завязано, я в Царство Божие, друзья, оставайтесь, не скучайте. Безрадостная картина получается, отец Игорь. В этих словах нас призывают стать этим разбойником. Чтобы все сущее здесь, в земной жизни, перестало иметь для нас какое-то значение, что есть, что пить, как одеваться. И под словами «и все это приложится вам» следует понимать буквально следующее: все это будет вам уже не нужно, все это будет уже незначимо.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Я все-таки немножечко не так понимаю. Во-первых, вы очень хорошо начали, что когда я буду молиться, и у собаки все будет правильно, и ипотека, и прочие дела. Конечно, не хотелось бы, чтобы меня кто-то так понял. Иногда как раз мне приходилось с этим встречаться. У протестантов, я ничего про них плохого не хочу сказать, не у всех, но некоторых мне приходилось слушать или смотреть, у них бывает такое, что он рассказывает, как он грешил и у него все было в жизни плохо, и вот он обратился ко Христу, стал жить по Евангелию...

Александр Ананьев:

— И много зарабатывать.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— И все у него теперь стало хорошо и все прекрасно. Это неправильно, конечно. Жизненные проблемы все равно остаются и иногда даже больше появляется. Сказать, что все это будет не нужно...

Александр Ананьев:

— Разбойнику же стало не нужно.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Во-первых, у Господа к каждому человеку индивидуальный подход. Кому-то он говорит: продай все имение твое и следуй за Мной. А Иосифу Аримафейскому, который был тоже Его учеником, Он этого не сказал, и он был богатым человеком, благодаря ему было снятие с Креста. Или Марфа и Мария и Лазарь, которые жили, не следовали за ним, но они были Его учениками. Господь Сам знает, кому что. Да, всегда, во все века Господь избирает, не то что как этого разбойника, но таких людей как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, которые действительно могут так, что им это все не нужно. Но при этом, Господь как любящий Отец, не лишает нас земных радостей, и мы за них благодарим Господа. Мы же не случайно перед едой молимся, после еды: благодарим Тебя, Христе Боже, яко насытил еси нас земных Твоих благ..." Псалом, которым каждая вечерняя служба начинается, 103-й, там перечисляются все блага, и там мы читаем, что и вино веселит сердце человека и хлеб сердце человека укрепит. Это все с благодарностью, да мы благодарим за хлеб, за вино, за радости супружеской жизни, за детей наших. Все это здорово. Другое дело, что это не должно быть главным предметом наших усилий, доверять, что Господь это даст нам в той мере, в какой нам это необходимо, и даже немножко побольше, я думаю. И благодарить. Все эти радости, вкусная пища, другие вещи, это здорово тоже. Неправильно будет, если мы будем гнушаться этим и говорить, что от этого надо уходить. Господь эту пищу насытил вкусом. Есть такой прекрасный акафист «Слава Богу за всё», вы, конечно, слышали, он на русском языке, замечательный акафист. Там говорится, что Господь, любя нас, придал аромат цветам, красоту цветам или человеческому лицу. Господь, любя нас, наделил прекрасным вкусом те или иные продукты. Когда я ем какую-то вкусную пищу, я же понимаю, что это любовь Божия сделала ее вкусной, чтобы мне через это радоваться и благодарить Бога. Поэтому сказать, что все это не нужно...

Александр Ананьев:

— Так ведь не нужно же.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Что это не нужно? Понятно, что если это является центром моих интересов, если для меня главное в жизни вкусно поесть и выпить, тогда беда. Сказать в то же время... Я представляю праздник какой-то, сидят люди за столом, на столе все как положено, яства, а я приду и скажу: а, мне все это не нужно, я пойду Богу молиться. Это фарисейство и ханжество будет. Да я с радостью сяду за этот стол, и буду со всеми радоваться, но понимать, что, не дай Бог, если это будет определять мою жизнь и если это будет главным в моей жизни. Я делаю это, я этим пользуюсь, потому что Господь мне это дал, я благодарю Господа за эти прекрасные дары, и это не мешает, ни в коем случае, исканию Царства Божия. Мешать это начнет тогда, когда для меня это будет важнее, чем быть с Господом.

Александр Ананьев:

— «Вопросы неофита» на Радио ВЕРА. Несдающийся под напором вопросов неофита мой сегодняшний собеседник, клирик храма святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Игорь Гагарин. Говорим мы сегодня о том Царстве Божием, которое мы должны искать, и не думать о том, что нам есть, что пить и не беспокоиться. Я с трудом могу себе представить, чтобы человек был на это способен. За этими словами я вижу идеальное разрешение всех сомнений и печалей — оставить все как есть; раздать все, что у тебя есть, начиная автомобилем, заканчивая квартирой ближайшим родственникам или в благотворительный фонд и уехать в Переславль-Залесский к прекрасному игумену Пантелеимону в Свято-Троицкий Данилов монастырь. И все, и ни о чем не думать, отдаться всецело на волю Бога. Я читаю за этими словами именно такое назидание. В земной жизни, в обычной мирской жизни это вообще невозможно, последовать хоть на сотую долю процента этому наставлению. Я сейчас даже не говорю о каких-то... Как я живу, я знаю эти слова, я знаю это наставление: ищите Царство Божие и не ищите, что есть, что пить. А я такой: да, да, Господи, я понял, но мне бы все-таки зарплату в два раза побольше, и можно, чтобы у меня Шенген... все-таки получил слот на получение визы, потому что никак не могу получить, а мне очень надо. И еще я на работу приехал, можно, мне там место для парковки будет. Господь говорит: не ищи, Саша, что есть, что пить, во что одеваться, ищи Царства Небесного. Я говорю: да, да, Господи, я понял, но мне бы, чтобы ипотеку одобрили и еще у меня мама болеет, можно чтобы мама выздоровела, очень надо, вот прям очень-очень надо. Господь встал и говорит: Саша, не ищи, что есть, что пить, во что одеваться, ищи Царства Небесного.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Он не говорит, ищи, Он говорит, не заботьтесь.

Александр Ананьев:

— Нет, не ищите, что вам есть или что пить, не беспокойтесь, говорит Господь мне, Саша ищи Царствия Божия, а вот этого не надо. А я говорю: да, да, Господи. Бог с ним — со мной. Перед глазами другая картина, причем это реальная картина. Плачущая женщина средних лет, которая не может зачать ребенка. Она делает все, она молится об этом. Именно об этом, не о Царствии Божием, она молится о том, чтобы ей родить ребенка. Она проходит миллиард обследований, она готова и на эко и на что угодно, чтобы родить ребенка. Она видит в этом важнейшую цель своей жизни. Как ей сказать? Да, не ищи ты, как родить ребенка, ищи Царства Божия.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Я думаю, что у нас все наши жизненные потребности исканием Царства Божия не отменяются, ни в коем случае. Если мне скажут: возьми листочек и напиши, чего ты хочешь, что бы ты хотел, чтобы было в твоей жизни? Я, возможно, составлю достаточно большой список. А теперь скажут: а можешь ты теперь сделать иерархию, что в этом списке в первую очередь, что во вторую, без чего ты можешь прожить, хотя жизнь твоя будет сложнее, но можно прожить, и то, без чего тебе ну никак нельзя. Здесь самым первым должно быть искание Царства Божия. Это важнее, чем даже родить ребенка. И если женщина ко мне приходит и говорит о том, что батюшка, если я не рожу ребенка, моя жизнь не имеет никакого смысла, то моя задача, как священника, ей объяснить, нет, вы ошибаетесь. Я понимаю, что если вы не родите ребенка, это будет очень больно для вас, и дай вам Бог суметь эту боль пережить. Но все-таки главное для вас войти в Царство Божие, а все остальное — да, будем продолжать. И я буду продолжать вместе с вами молиться, напишите записочку, я буду в алтаре вспоминать, вы раба Божия Мария, чтобы Господь дал ей зачать. Буду тоже молиться, но я знаю, что тут уж как будет, Господь лучше нас знает. Ну, правда, Господу виднее. После того, как мы совершаем литургию, мы читаем благодарственные молитвы. И там мне очень нравится, есть такая строка в благодарственных молитвах: «Ты бо еси истинное желание и неизреченное веселие». И я недавно проповедь на эту тему говорил, что у всех у нас целый список желаний, чего мы хотим, чтобы у нас было в этой жизни. В этом списке есть самые разные желания. Есть желания явно постыдные, которых просто надо стыдиться, но они есть и иногда думаешь, если бы люди знали, чего мне порой хочется, я бы со стыда провалился. У каждого есть. Есть желания какие-то хорошие, нормальные, но нейтральные, будет хорошо, не будет, как получится. Есть важные желания: желание здоровья, желание успехов в работе — это нормальные желания важные. И все-таки эти слова ко Христу: «Ты бо еси истинное желание». Во всей этой иерархии наших желаний самым первым должно быть желание Господа, быть с Господом, чтобы Господь был во мне, а я в Нем. И, если это желание будет моим главным, и я буду стараться его осуществить, то тогда я должен верить, что Господь исполнит те мои другие желания, которые Он считает для меня реально необходимыми.

Александр Ананьев:

— А если Господь не исполняет? Здесь вообще логическая связка: если — то. Если ты находишь Царствие Божие, то все приложится тебе. Возвращаемся к этой полной драматического накала истории с женщиной.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Все необходимое, Он говорит.

Александр Ананьев:

— Если женщина не рожает ребенка в конечном итоге, значит, она не нашла Царство Божие, раз ей не приложилось?

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Господь перечисляет: есть, пить и во что одеться. То есть Господь называет те потребности, без которых человек просто не сможет жить.

Александр Ананьев:

— Родить ребенка туда же входит.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Если человек не родит ребенка, я знаю немало людей, которые не родили ни одного ребенка, но вполне достойно прожили жизнь. А вот если человек перестанет есть и пить, он умрет.

Александр Ананьев:

— А вот что.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Господь говорит о тех потребностях, которые жизненно необходимы человеку, без которых его жизнь невозможна. И часто бывает, что люди с голоду умирают. Но есть вещи, которые Господь лучше знает. Я понимаю, что это звучит банально и избито, что Господу виднее, но Ему действительно виднее. Я, может быть, хочу, чтобы ребенок был, или когда умирает мололетний ребенок, и, как говорят святые отцы, мы еще не знаем, что маленький ребеночек на руках у мамы — Гитлер какой-нибудь, его любят все и ласкают, и никто не знает, что из него вырастет Гитлер или кто-то вроде него. А Господь знает, кто вырастет.

Александр Ананьев:

— Какие вы жуткие вещи говорите.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Ну да, ну, потому что это действительно так, мы же не знаем вообще ничего. Мы со своей колокольни, у нас очень маленькая колокольня. Господь лучше нас все это знает, видит. В этом как раз и есть моя вера. Царство Божие как раз подразумевает веру как доверие Богу. Господи, я доверяю Тебе. Если Ты чего-то не даешь мне такого, чего мне очень-очень хочется, но Ты не даешь, я доверяю. Хотя мне больно это признать, но в этом моя вера, я доверяю, что Ты лучше меня знаешь, что мне это не нужно, хотя мне видится, что это нужно. А есть и пить и во что одеваться, тут уж, ты через несколько дней умрешь просто, если у тебя не будет никакой пищи. И тут уже Господь эти вопросы решает. Примеров очень много. Жития святых это все показывает, как эти вопросы решались. Недавно перечитывал про Иоанна (Максимовича) Шанхайского, который в Китае, когда война начиналась и когда все бедствовали, нищенствовали, он подбирал голодных детей, брошенных родителями или сирот, и приводил к себе в миссию русскую. Их кормили и постепенно сделали целый детский приют, и каждый день он приводил то одного ребенка, то другого. И когда служительница говорила: владыка, что вы делаете, у нас еда заканчивается, чем мы будем кормить этих детей, а он снова приводит. И как-то он привел ребеночка, служительница ему строго говорит: владыка, я должна вам сказать, что у нас еды осталось только на сегодняшний день и все, завтра я ничего готовить не буду, потому что у нас ничего нет. Владыка вздохнул, перекрестился, стал подниматься по лестнице. И тут звонок в дверь, открывается и говорят: тут из американского посольства сказали, они съезжают, у них осталось несколько мешков геркулеса, чего-то еще, вам не нужны случайно? Владыка просто молча посмотрел на эту женщину, выразительно посмотрел: видишь, как все это делается. И таких примеров куча. Этот пример мне близок, что это было сравнительно недавно. А почитать житие Сергия Радонежского, как монахи его бедствовали, он не разрешал им просить милостыню, говорил, Господь пошлет и посылал.

Александр Ананьев:

— Всем пошлет или только тем, кто настоящие христиане?

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Вы знаете, настоящий христианин был только один — Иисус Христос.

Александр Ананьев:

— Вы поняли, что я имею в виду, тем, кто молится и верит.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Я думаю, что, да, конечно.

Александр Ананьев:

— А тем, кто не молится и не верит, не принесет геркулес.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Нет, может быть, и принесет, но этого Он не обещал. Господь милостив, но если бы было так, вообще бы не было в мире голодной смерти. А мы знаем, что были и голодные смерти, и несчастья, и бедствия, и люди умирали от жажды, от голода. Конечно, не всем. Даже более того, я допускаю мысль, что и искренне верующий человек, который искренне молится, тоже может оказаться в таких обстоятельствах, что умрет от голода. Я это вполне допускаю. Но единственно, такой человек, доверяющий Господу, понимает, значит, Господь говорит: пришел час встретиться с Тобой и войти в то Царство, которое я всегда искал, таким путем, путем голодной смерти. Если я ищу прежде Царства Божия и правды его, то в мое искание входит доверие Богу даже в том, что действительно необходимо мне, чтобы стать во всей полноте гражданином Царства Божия, Он мне пошлет. А если Он посчитает, что хватит тебе, пора предстать передо Мною и войти в ту жизнь, в которую все мы рано или поздно войдем, то моя готовность принять это с доверием и с любовью — это тоже один из элементов искания Царства Божия и правды его.

Александр Ананьев:

— Я знаю, что слушатели Радио ВЕРА получили такое же удовольствие, какое получил я от беседы с моим сегодняшним собеседником. И те несколько историй, которые вы рассказали, настолько точное попадание в самое сердце. Спасибо вам большое. Я, например, неправильно, не в полной мере понимал этот фрагмент Евангелия от Луки, был уверен, что сюда же вписывается и зимняя резина для машины, и ипотека, и еще куча всего. Но нет, речь не об этом. Спасибо вам за то, что вы уточнили этот момент, для меня это было открытием сегодня. Спасибо, отец Игорь. Клирик храма святого благоверного князя Александра Невского в подмосковной Балашихе, где его и можно найти, чтобы поговорить уже лично обо всех этих вещах, протоиерей Игорь Гагарин. Спасибо.

Протоиерей Игорь Гагарин:

— Спасибо вам большое.

Александр Ананьев:

— Я Александр Ананьев прощаюсь ровно на неделю. Как всегда часа мало, продолжим скоро. Пока.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем