
Я — детский врач. Я детей лечу, а они меня, можно сказать, учат. Я общаюсь с ними, наблюдаю с ними и не просто понимаю, но ощущаю, что имел ввиду Господь, когда говорил, что мы должны быть, как дети.
Был период, когда я работала в одном из реабилитационных Центров для несовершеннолетних. Это — учреждения, где временно пребывают ребята, которых изъяли из неблагополучных семей.
Но какими бы ни были родители детишки все равно хотят домой, где родные мама и папа. Я старалась, как-то скрасить пребывание этих ребят. И мы вместе ходили в храм. Почти каждый там случались маленькие чудеса. Каждое из которых было для меня уроком.
Мальчик Александр, 8-ми лет. Очень подвижный разговорчивый и любознательный. У Саши свой взгляд на жизнь. Он уверен, что Бог живет на Луне и всех любит. Зашли в храм на первой седмице Великого поста. Службы не было. Внутри — торжественно, тихо.
— Буду, за братика молится, он у меня болеет — говорит Александр.
Подходим к иконе целителя Пантелеймона зажигаем свечи. Входит чтец в черном подряснике и начинает читать псалтырь с коленопреклоненными молитвами. Саша спрашивает:
— А почему он на колени становится?
Объясняю, как могу, что идет пост и положено с усердием молится Богу, вот и становимся на колени.
— А мне можно? — с жаром спрашивает мальчуган.
— Можно — отвечаю я. Александр буквально падает на колени. Молится горячо и искренне. Сколько веры, надежды, доверия, простоты в этих молитвенных порывах маленькой души. Выходим в притвор.
— А Бог всегда здесь? — спрашивает Саша.
— Всегда — отвечаю я.
— А Он настоящий?
— Настоящий — улыбаюсь в ответ.
Выходим из храма. На улице весна. Солнышко пригревает. «Хорошо! Теперь и душа спокойна!» — говорит Александр. И добавить нечего.
Мальчик Ваня, 7-ми лет с удивительно большими глазами. Заходим с ним в храм в конце службы. Он внимательно с детской непосредственностью рассматривает окружающих. Увидев, что все крестятся, тоже начинает креститься, горячо, без остановки, самозабвенно.
Проходим вперед к аналою. Ваня смотрит на икону, где Иисуса Христа снимают с креста. Бросает на меня беспокойный взгляд и спрашивает с тревогой: «Что случилось!?» Объясняю, что на иконе изображен Спаситель, отдавший свою жизнь за наши грехи.
Мы долго стоим рядом и молчим. Вижу, что события, изображенные на иконе, очень взволновали мальчика.
А я думаю, сопереживаю ли я также распятому Христу, как этот маленький мальчик? Я когда-нибудь задавала себе этот вопрос, «что случилось?» с такой горячностью и искренностью?
Мальчик Витя 8-ми лет с врожденным дефектом развития, у него так называемая, заячья губа, а еще с врожденной добротой и обаянием. Заходим в храм, рассказываю, что назван он в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих радость». Это значит, что Богородица всем помогает, кто болеет, кто в беде и слезах.
О бедах Витя знает не понаслышке. Мать за выпивку хотят лишить родительских прав. Горячо молится перед иконами Пресвятой Богродицы «Всех скорбящих радость» и «Неупиваемая чаша».
— Хочу, чтобы мама не пила и ко мне приехала. Она давно ко мне не приезжала — говорит Витя с горечью. Выходим из храма. Звонит телефон. Где вы там ходите? Возвращайтесь быстрей к Вите мама приехала.
Витя останавливается, поднимает руки вверх и с удивлением произносит «Какая быстрая радость!»
Как быстро Господь отвечает на эти детские молитвы, чистые, простые, искренние.
Вот этой искренности, абсолютному доверию и открытости я у детей и учусь. И благодарю Бога, что увидела, как это бывает. Когда вздохнешь с детской простотой, и уже ты в объятиях любящего Отца.
Автор: Виктория Цыганкова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема