— Как я благодарна вам, Андрей Борисович, за этот вечер, посвящённый Сергею Рахманинову! Даже уходить не хочется, кажется, звуки ещё парят в воздухе. Давайте посидим немного в этом зале.
— У меня те же чувства, Маргарита Константиновна. Казалось бы, на сцене были студенты музыкального училища, но как проникновенно они исполняли и фортепианные произведения, и романсы. А как удачно подобрано оформление! Чего стоит только этот портрет Рахманинова, что транслируется на экране.
— Великолепная работа Бориса Шаляпина! Хорошо, что пока не выключили проектор, и мы можем любоваться репродукцией. Вроде бы ничего необычного — маэстро сидит за роялем. Но сморишь на его сосредоточенное лицо и руки, занесённые над клавишами — и кажется, что на твоих глазах зримо рождается гармония.
— Борис Шаляпин — это ведь сын Фёдора Шаляпина, знаменитого оперного певца?
— Один из шестерых детей Фёдора Ивановича и его супруги Иолы Игнатьевны, русской балерины итальянского происхождения. Замечательный художник. Он родился в Москве в 1904 году, вырос в непростое время.
— Да уж, годы взросления пришлись на Первую мировую и гражданскую войны. А живописи Борис Фёдорович где обучался?
— В Государственных свободных художественных мастерских. Они образовались при объединении Московского училища живописи, ваяния и зодчества со Строгановским. А в середине двадцатых годов Борис Шаляпин учился в Париже в так называемой Академии Коларосси — частной художественной школе.
— Портрет Сергея Рахманинова он написал, уже будучи зрелым мастером, как я понимаю...
— Да, в 1940 году в Америке. Композитор снимал дом на берегу Атлантического океана на острове Лонг-Айленд, и Шаляпин гостил у него.
— Вместе с отцом? Ведь прославленный бас крепко дружил с композитором.
— Дружба связывала Шаляпина-старшего и Рахманинова ещё с тех времен, когда они в молодые годы служили вместе в Мариинском театре. Это было на исходе девятнадцатого века. Тёплые отношения сохранились и в эмиграции, где оба оказались после революции 1917 года. Но на тот момент, когда создавался этот портрет, Фёдора Ивановича уже не было в живых. Он скончался в Париже в 1938-ом.
— Да, да, верно, я просто даты не сопоставил. А сын Шаляпина, значит, унаследовал отцовскую дружбу?
— Я бы даже сказала родство. Русские интеллигенты в эмиграции находили особое утешение в общении друг с другом. Для Бориса Фёдоровича дом Рахманинова был частью России, уголком, напоминающим о счастливом детстве. Общение с композитором воскрешало в памяти образ отца — не плакатный, а тёплый, сокровенный.
— Хотя они были такие разные — Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов!
— Полная противоположность друг другу! Певец шумный, общительный. А композитор сдержанный, можно сказать замкнутый, открытый только для самых близких. Но музыкантов роднила любовь к той земле, что напитала их души народными мелодиями, перезвоном колоколов, церковными песнопениями. К родине, которую они потеряли.
— Рахманинов очень страдал в эмиграции, подолгу пребывал в кризисе.
— Годами! Кстати, Борис Шаляпин запечатлел композитора в счастливый момент, когда тот вернулся к творчеству. В 1940 году Сергей Васильевич работал над «Симфоническими танцами». Эта сюита стала последним произведением Рахманинова. И главная тема в ней — скорбь о России и надежда на её покаяние перед Вторым пришествием Христа.
— Потому так строг профиль композитора на портрете, так чутки и трепетны его пальцы над клавиатурой... Оп! Выключили проектор. Экран погас, и портрет исчез. Как жаль!
— Не расстраивайтесь, Андрей Борисович! Портрет Сергея Рахманинова кисти Бориса Шаляпина хранится в Москве, в Российском национальном музее музыки. И мы с вами непременно там побываем!
27 апреля. О благодати
В 12-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом».
О благодати, — священник Константин Кокора.
27 апреля. Об эпохе жизни святого Мученика Азата Персидского
Сегодня 27 апреля. День памяти Мученика Азата Персидского.
Об эпохе жизни святого, — священник Августин Соколовски.