
— Как я благодарна вам, Андрей Борисович, за этот вечер, посвящённый Сергею Рахманинову! Даже уходить не хочется, кажется, звуки ещё парят в воздухе. Давайте посидим немного в этом зале.
— У меня те же чувства, Маргарита Константиновна. Казалось бы, на сцене были студенты музыкального училища, но как проникновенно они исполняли и фортепианные произведения, и романсы. А как удачно подобрано оформление! Чего стоит только этот портрет Рахманинова, что транслируется на экране.
— Великолепная работа Бориса Шаляпина! Хорошо, что пока не выключили проектор, и мы можем любоваться репродукцией. Вроде бы ничего необычного — маэстро сидит за роялем. Но сморишь на его сосредоточенное лицо и руки, занесённые над клавишами — и кажется, что на твоих глазах зримо рождается гармония.
— Борис Шаляпин — это ведь сын Фёдора Шаляпина, знаменитого оперного певца?
— Один из шестерых детей Фёдора Ивановича и его супруги Иолы Игнатьевны, русской балерины итальянского происхождения. Замечательный художник. Он родился в Москве в 1904 году, вырос в непростое время.
— Да уж, годы взросления пришлись на Первую мировую и гражданскую войны. А живописи Борис Фёдорович где обучался?
— В Государственных свободных художественных мастерских. Они образовались при объединении Московского училища живописи, ваяния и зодчества со Строгановским. А в середине двадцатых годов Борис Шаляпин учился в Париже в так называемой Академии Коларосси — частной художественной школе.
— Портрет Сергея Рахманинова он написал, уже будучи зрелым мастером, как я понимаю...
— Да, в 1940 году в Америке. Композитор снимал дом на берегу Атлантического океана на острове Лонг-Айленд, и Шаляпин гостил у него.
— Вместе с отцом? Ведь прославленный бас крепко дружил с композитором.
— Дружба связывала Шаляпина-старшего и Рахманинова ещё с тех времен, когда они в молодые годы служили вместе в Мариинском театре. Это было на исходе девятнадцатого века. Тёплые отношения сохранились и в эмиграции, где оба оказались после революции 1917 года. Но на тот момент, когда создавался этот портрет, Фёдора Ивановича уже не было в живых. Он скончался в Париже в 1938-ом.
— Да, да, верно, я просто даты не сопоставил. А сын Шаляпина, значит, унаследовал отцовскую дружбу?
— Я бы даже сказала родство. Русские интеллигенты в эмиграции находили особое утешение в общении друг с другом. Для Бориса Фёдоровича дом Рахманинова был частью России, уголком, напоминающим о счастливом детстве. Общение с композитором воскрешало в памяти образ отца — не плакатный, а тёплый, сокровенный.
— Хотя они были такие разные — Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов!
— Полная противоположность друг другу! Певец шумный, общительный. А композитор сдержанный, можно сказать замкнутый, открытый только для самых близких. Но музыкантов роднила любовь к той земле, что напитала их души народными мелодиями, перезвоном колоколов, церковными песнопениями. К родине, которую они потеряли.
— Рахманинов очень страдал в эмиграции, подолгу пребывал в кризисе.
— Годами! Кстати, Борис Шаляпин запечатлел композитора в счастливый момент, когда тот вернулся к творчеству. В 1940 году Сергей Васильевич работал над «Симфоническими танцами». Эта сюита стала последним произведением Рахманинова. И главная тема в ней — скорбь о России и надежда на её покаяние перед Вторым пришествием Христа.
— Потому так строг профиль композитора на портрете, так чутки и трепетны его пальцы над клавиатурой... Оп! Выключили проектор. Экран погас, и портрет исчез. Как жаль!
— Не расстраивайтесь, Андрей Борисович! Портрет Сергея Рахманинова кисти Бориса Шаляпина хранится в Москве, в Российском национальном музее музыки. И мы с вами непременно там побываем!
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема