
— Как я благодарна вам, Андрей Борисович, за этот вечер, посвящённый Сергею Рахманинову! Даже уходить не хочется, кажется, звуки ещё парят в воздухе. Давайте посидим немного в этом зале.
— У меня те же чувства, Маргарита Константиновна. Казалось бы, на сцене были студенты музыкального училища, но как проникновенно они исполняли и фортепианные произведения, и романсы. А как удачно подобрано оформление! Чего стоит только этот портрет Рахманинова, что транслируется на экране.
— Великолепная работа Бориса Шаляпина! Хорошо, что пока не выключили проектор, и мы можем любоваться репродукцией. Вроде бы ничего необычного — маэстро сидит за роялем. Но сморишь на его сосредоточенное лицо и руки, занесённые над клавишами — и кажется, что на твоих глазах зримо рождается гармония.
— Борис Шаляпин — это ведь сын Фёдора Шаляпина, знаменитого оперного певца?
— Один из шестерых детей Фёдора Ивановича и его супруги Иолы Игнатьевны, русской балерины итальянского происхождения. Замечательный художник. Он родился в Москве в 1904 году, вырос в непростое время.
— Да уж, годы взросления пришлись на Первую мировую и гражданскую войны. А живописи Борис Фёдорович где обучался?
— В Государственных свободных художественных мастерских. Они образовались при объединении Московского училища живописи, ваяния и зодчества со Строгановским. А в середине двадцатых годов Борис Шаляпин учился в Париже в так называемой Академии Коларосси — частной художественной школе.
— Портрет Сергея Рахманинова он написал, уже будучи зрелым мастером, как я понимаю...
— Да, в 1940 году в Америке. Композитор снимал дом на берегу Атлантического океана на острове Лонг-Айленд, и Шаляпин гостил у него.
— Вместе с отцом? Ведь прославленный бас крепко дружил с композитором.
— Дружба связывала Шаляпина-старшего и Рахманинова ещё с тех времен, когда они в молодые годы служили вместе в Мариинском театре. Это было на исходе девятнадцатого века. Тёплые отношения сохранились и в эмиграции, где оба оказались после революции 1917 года. Но на тот момент, когда создавался этот портрет, Фёдора Ивановича уже не было в живых. Он скончался в Париже в 1938-ом.
— Да, да, верно, я просто даты не сопоставил. А сын Шаляпина, значит, унаследовал отцовскую дружбу?
— Я бы даже сказала родство. Русские интеллигенты в эмиграции находили особое утешение в общении друг с другом. Для Бориса Фёдоровича дом Рахманинова был частью России, уголком, напоминающим о счастливом детстве. Общение с композитором воскрешало в памяти образ отца — не плакатный, а тёплый, сокровенный.
— Хотя они были такие разные — Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов!
— Полная противоположность друг другу! Певец шумный, общительный. А композитор сдержанный, можно сказать замкнутый, открытый только для самых близких. Но музыкантов роднила любовь к той земле, что напитала их души народными мелодиями, перезвоном колоколов, церковными песнопениями. К родине, которую они потеряли.
— Рахманинов очень страдал в эмиграции, подолгу пребывал в кризисе.
— Годами! Кстати, Борис Шаляпин запечатлел композитора в счастливый момент, когда тот вернулся к творчеству. В 1940 году Сергей Васильевич работал над «Симфоническими танцами». Эта сюита стала последним произведением Рахманинова. И главная тема в ней — скорбь о России и надежда на её покаяние перед Вторым пришествием Христа.
— Потому так строг профиль композитора на портрете, так чутки и трепетны его пальцы над клавиатурой... Оп! Выключили проектор. Экран погас, и портрет исчез. Как жаль!
— Не расстраивайтесь, Андрей Борисович! Портрет Сергея Рахманинова кисти Бориса Шаляпина хранится в Москве, в Российском национальном музее музыки. И мы с вами непременно там побываем!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер