
Фото: freestocks.org / Pexels
«Всё меркнет в сравнении со святыней дома и тех, которые тебя взращивали...». Эти строки в 1914-м году Борис Пастернак написал в письме родителям. Поэт и писатель говорил, что обязан отцу и матери тем, что выбрал в жизни творческую стезю, и уверенно шёл по ней, ощущая любовь и поддержку близких людей.
Родители Бориса Пастернака и сами были людьми искусства. Отец, Леонид Осипович — художник, академик живописи. Мать, Розалия Исидоровна — пианистка, игру которой высоко ценили Рахманинов и Скрябин. Борис рос в атмосфере творчества и высокой культуры. Борис Пастернак вспоминал, что их московская квартира на углу Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы была одним из неформальных культурных центров столицы, где собирались художники, поэты, музыканты.
Неудивительно, что тягу к творчеству скоро ощутил и Борис. Тем более, что родители с самых ранних лет обучали мальчика грамоте. В результате читать и писать он научился, когда ему не исполнилось и четырёх. Однажды Леонид Осипович уехал по делам в Петербург. Боря сильно скучал по отцу и даже отправил ему письмо. Получив старательно исписанный по-детски неровными, печатными буквами, листок, Леонид Осипович был растроган до слёз. Он писал жене: «Впервые читал письмо сына — этого описать невозможно!». Впоследствии Борис Пастернак будет много писать родителям. В этой переписке, которая сохранилась до наших дней, раскрывается тонкий внутренний мир поэта; письма Пастернака родителям пронизаны любовью. «Я как никто ценю многое такое в вас, чего вы сами в себе не знаете», — писал он. Отец и мать всегда чутко угадывали душевное состояние сына. Об этом свидетельствует ещё одно из писем Бориса Леонидовича домой: «Что всё-таки родительское сердце значит! Не припомню, право, что и писал вам, но угадали вы — изнервничался я и всякую сосредоточенность утратил».
Однажды родительскому сердцу пришлось пережить испытание. В 1903-м году произошло событие, о котором Борис Пастернак часто вспоминал. Семья проводила лето за городом, и в праздник Преображения Господня отец, мать и сын отправились на луг посмотреть, как пасут лошадей. Борис отпросился у родителей покататься. Сел на неосёдланную лошадь, а она вдруг понесла и сбросила его. Борис не успел подняться — над ним пронёсся целый табун. Отец и мать кинулись к сыну. Лошади каким-то чудом не затоптали его. Однако он был без сознания. Бориса перенесли в дом. Леонид Осипович помчался в город за врачом. В ту ночь от переживаний родители Бориса поседели. Когда молодой человек очнулся и увидел над собою их потемневшие от горя лица, в душе Бориса что-то перевернулось. В тот миг будто произошло его личное преображение. И Пастернак осознал своё предназначение — быть поэтом. Позже душевные переживания того дня Борис Леонидович лирически осмыслит в стихотворении «Август».
В 1921-м году жизнь разлучила Пастернака с отцом и матерью — Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уехали в Германию лечиться. Там они приняли тяжёлое решение не возвращаться в советскую Россию. В те годы тридцатилетний Пастернак писал отцу: «Достаточно мне вспомнить тебя, чтобы оторопеть от сравнения. И перед этим образом, большим и широким, как мир, я во всех отношениях мальчишка». Мать он называл воплощением скромности, женщиной, которая всю себя отдала мужу и семье. В 1956-м, за 4 года до своей кончины, Борис Пастернак написал автобиографическое произведение «Люди и положения». В нём он признавался, что всю жизнь хотел совершать ради родителей что-то светлое. И выражал надежду, что это ему хотя бы отчасти удалось.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Как свинья себя наказала

Давным-давно это было. Много разных зверей и птиц обитало в африканских джунглях, и самым главным над ними считался Слон. Он был не только огромным в размерах, но самым рассудительным и справедливым, а ещё был немного волшебником.
Пришла как-то раз Свинья к Слону и спрашивает:
— Скажи, как мне стать таким же большим, как ты? Что для этого надо есть? А то меня в лесу все звери обижают...
А в то время Свинья и впрямь была маленькая как мышка, только с носом-пятачком.
— О, это секрет, — ответил Слон добродушно.
Но потом пожалел малышку и сказал:
— Впрочем, ладно, я достану тебе волшебное средство...
Слон скрылся в чаще и вскоре принёс откуда-то листья волшебного дерева. Конечно, он не поведал маленькой свинке, где их нарвал, зато пообещал:
— Каждый день я буду давать тебе немного этих листьев, и в конце концов вырастешь такой же большой, как я.
С тех пор Свинья ежедневно приходила к слону, получала у него несколько волшебных листьев и с большим удовольствием их ела. Через некоторое время она действительно стала расти и делаться похожей на слона. Она заметно растолстела, рыло у нее вытянулось, во рту появились небольшие клыки, глаза стали напоминать слоновьи.
«Все в порядке! — думала Свинья. — Скоро я сделаюсь такой же огромной, как слон и покажу всем в джунглях, кто здесь главный!»
Она перестала узнавать старых знакомых, и с каждым днём всё больше гордилась своим сходством со слоном.
Однажды под вечер свинья пошла в лес накопать себе на ужин кореньев. Она вела себя так, будто и в самом деле уже была самым большим зверем в джунглях: громко топала, распихивая всех, кто встречался ей на пути.
Как раз в это время мимо проходил Слон. Услышал он странный шум, остановился и спросил удивленно:
— Эй, кто там в чаще?
— Здесь тот, кто больше самого Слона, — прохрюкала в ответ свинья. — Убирайся подобру-поздорову!
— Ого! — воскликнул Слон. — Не видал я в джунглях зверя больше меня. Надо хоть взглянуть на него.
Он шагнул через кусты и увидел маленькую свинку, которая ковырялась под деревом, громко фыркала и чавкала.
— Так-так, — промолвил Слон. — Вот ты, оказывается, какая гордячка! Стоило прибавить тебе немного в весе, как ты, я слышал, начала кичиться своей силой и притеснять всех, кто слабее тебя. Что же будет, если ты станешь большой, как я? За это я больше не дам тебе волшебных листьев, и ты останешься такой, как теперь.
Так он и сделал.
С тех пор рыло у свиньи вытянуто, а когда она ест, то топчется на месте, как слон. Зато характер у неё стал не такой хвастливый и надменный, как раньше, уже и на том спасибо.
(по мотивам африканской сказки народа бауле)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!