
Фото: freestocks.org / Pexels
«Всё меркнет в сравнении со святыней дома и тех, которые тебя взращивали...». Эти строки в 1914-м году Борис Пастернак написал в письме родителям. Поэт и писатель говорил, что обязан отцу и матери тем, что выбрал в жизни творческую стезю, и уверенно шёл по ней, ощущая любовь и поддержку близких людей.
Родители Бориса Пастернака и сами были людьми искусства. Отец, Леонид Осипович — художник, академик живописи. Мать, Розалия Исидоровна — пианистка, игру которой высоко ценили Рахманинов и Скрябин. Борис рос в атмосфере творчества и высокой культуры. Борис Пастернак вспоминал, что их московская квартира на углу Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы была одним из неформальных культурных центров столицы, где собирались художники, поэты, музыканты.
Неудивительно, что тягу к творчеству скоро ощутил и Борис. Тем более, что родители с самых ранних лет обучали мальчика грамоте. В результате читать и писать он научился, когда ему не исполнилось и четырёх. Однажды Леонид Осипович уехал по делам в Петербург. Боря сильно скучал по отцу и даже отправил ему письмо. Получив старательно исписанный по-детски неровными, печатными буквами, листок, Леонид Осипович был растроган до слёз. Он писал жене: «Впервые читал письмо сына — этого описать невозможно!». Впоследствии Борис Пастернак будет много писать родителям. В этой переписке, которая сохранилась до наших дней, раскрывается тонкий внутренний мир поэта; письма Пастернака родителям пронизаны любовью. «Я как никто ценю многое такое в вас, чего вы сами в себе не знаете», — писал он. Отец и мать всегда чутко угадывали душевное состояние сына. Об этом свидетельствует ещё одно из писем Бориса Леонидовича домой: «Что всё-таки родительское сердце значит! Не припомню, право, что и писал вам, но угадали вы — изнервничался я и всякую сосредоточенность утратил».
Однажды родительскому сердцу пришлось пережить испытание. В 1903-м году произошло событие, о котором Борис Пастернак часто вспоминал. Семья проводила лето за городом, и в праздник Преображения Господня отец, мать и сын отправились на луг посмотреть, как пасут лошадей. Борис отпросился у родителей покататься. Сел на неосёдланную лошадь, а она вдруг понесла и сбросила его. Борис не успел подняться — над ним пронёсся целый табун. Отец и мать кинулись к сыну. Лошади каким-то чудом не затоптали его. Однако он был без сознания. Бориса перенесли в дом. Леонид Осипович помчался в город за врачом. В ту ночь от переживаний родители Бориса поседели. Когда молодой человек очнулся и увидел над собою их потемневшие от горя лица, в душе Бориса что-то перевернулось. В тот миг будто произошло его личное преображение. И Пастернак осознал своё предназначение — быть поэтом. Позже душевные переживания того дня Борис Леонидович лирически осмыслит в стихотворении «Август».
В 1921-м году жизнь разлучила Пастернака с отцом и матерью — Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уехали в Германию лечиться. Там они приняли тяжёлое решение не возвращаться в советскую Россию. В те годы тридцатилетний Пастернак писал отцу: «Достаточно мне вспомнить тебя, чтобы оторопеть от сравнения. И перед этим образом, большим и широким, как мир, я во всех отношениях мальчишка». Мать он называл воплощением скромности, женщиной, которая всю себя отдала мужу и семье. В 1956-м, за 4 года до своей кончины, Борис Пастернак написал автобиографическое произведение «Люди и положения». В нём он признавался, что всю жизнь хотел совершать ради родителей что-то светлое. И выражал надежду, что это ему хотя бы отчасти удалось.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Храм преподобного Никиты Мидикийского. Волгоград

На западной окраине Волгограда есть район под названием Старая Отрада. В конце восемнадцатого века эти земли принадлежали генералу Никите Бекетову. Он получил их в награду от императрицы Елизаветы Петровны за ратные подвиги. Очарованный красотой волжских просторов, военачальник назвал своё новое имение Отрадное. Выйдя в отставку, он поселился здесь, близ Царицына, — так в то время назывался Волгоград и построил в усадьбе церковь во имя своего небесного покровителя — преподобного Никиты.
Для возведения храма Бекетов специально поставил в поместье завод по производству кирпича. В проекте церкви были учтены личные пожелания помещика, поэтому здание получилось своеобразным. Кирпичное строение увенчал деревянный купол, и расположился он не в центре кровли, над трапезной, а с восточного края, над алтарём.
Свято-Никитский храм освятили в 1795 году. Хозяин имения Отрадное не дожил до этого момента. Жители селений, окружавших поместье, горячо молились об упокоении генерала. Крестьяне были благодарны Никите Бекетову за возможность посещать церковь вблизи от дома. Прежде им приходилось преодолевать пешком многие километры, чтобы поучаствовать в богослужении.
Община Никитской церкви оставалась сплочённой и крепкой на протяжении многих десятилетий. Прихожане дорожили храмом и заботились о нём. В середине девятнадцатого века старинное здание отреставрировали и перестроили. С северной и южной сторон у церкви появились дополнительные приделы, благодаря чему она стала крестообразной. То есть, приобрела тот вид, что сохранился до наших дней.
В безбожное советское время храм преподобного Никиты ненадолго закрывался — с 1940-го по 1943-й год. В разгар Великой Отечественной войны церковь вернули православным. Она чудом уцелела во время битвы за Сталинград — так назывался Волгоград в середине двадцатого века. 6 мая 1945 года на пасхальное богослужение здесь собрались сотни верующих, а ещё через три дня, в Светлую среду, под сводами Никитской церкви православные служили Богу благодарственный молебен о победе над фашистами.
Сегодня церковь преподобного Никиты — одна из старейших в Волгограде. Её община, как встарь, дружная и деятельная. При храме работает воскресная школа и кружок «Евангельские чтения». Прихожане помогают приюту для бездомных, навещают пациентов городского хосписа и ежедневно собираются на богослужения!
Все выпуски программы ПроСтранствия
Псалом 16. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена и во всех обществах встречались люди, которых можно было бы назвать праведниками, потому что они отличались от своих современников особенным вниманием к нравственной жизни. Естественно, подобные люди особенно остро переживали несовершенство общественной жизни и в своих молитвах взывали к Богу о торжестве справедливости. Но что же в первую очередь отличает праведников от грешников? Ответ на этот вопрос звучит в 16-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 16.
Молитва Давида.
1 Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце моё, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашёл; от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твоё ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу Ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня:
10 они заключились в туке своём, надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;
12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лицо Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Как-то прогуливаясь по улицам своего родного города, я увидел на одном из домов схематичный рисунок весов и надпись «Бог всё видит и всё учитывает». Несмотря на всю свою простоту подпись под рисунком показалась мне чрезвычайно интересной, потому что на самом деле её можно интерпретировать двояко: и как надежду на грядущий суд и наказание тем, кто сегодня живёт безнаказанно, не обращая внимания на заповеди, и как надежду на милость Того, Кто видит сердце каждого человека и каждому воздаст по его сердцу. То есть первое понимание может исходить из суда человеческого и быть предостережением, но в то же время в подлинном смысле мы не можем быть источником справедливости, потому что не видим тайных мыслей человека, не видим его надежд, его трудов, его борьбы... Все эти вещи видит только Бог. Только Он видит, растёт ли человек внутренне, относительно тех условий, в которых он родился и был воспитан... И в этом смысле насколько только Бог всё видит, настолько только Он по-настоящему и может всё учесть.
Прозвучавший сейчас 16-й псалом — это горячая молитва Давида к Богу о том, чтобы Он увидел его праведность и защитил его от несправедливости гонителей. Для нашей современной традиции нехарактерно такое подчёркивание своих достоинств, но псалмопевец и не приписывает всего этого себе. Он старается идти путями Господними, но при этом просит утвердить его стопы и быть рядом, буквально хранить его как зеницу ока. В свою очередь, изображая грешников, Давид подчёркивает хищнический характер их поведения, но самое главное — называет их «людьми мира, удел которых в этой жизни». Еврейское слово, переведённое здесь как «мир», означает жизнь или век, то есть это люди «века сего», действительно ценящие только эту жизнь, получающие её как свою часть, не стремящиеся получить ничего другого, воспитывающие так детей и внуков. Это уникальная по своей простоте и глубине характеристика греховной жизни, ведь главное в грехе не конкретные формы, но обращённость к этому миру как к главной и единственной ценности. При такой внутренней позиции все формы греха оказываются возможными, потому что в сердце такого человека нет главного — стремления к Богу. И, напротив, основу праведности псалмопевец видит в том, что он живёт в присутствии Господа и насыщается не образами мира сего, но образом Божиим.
Псалом 16. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 16. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 16. На струнах Псалтири
Молитва Давида
1 Услышь, Господи, правду (мою),
внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет;
да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью,
искусил меня и ничего не нашел;
от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих,
я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих,
да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже;
приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою,
Спаситель уповающих (на Тебя)
от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока;
в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, —
от врагов души моей, окружающих меня.
10 Они заключились в туке своем;
надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас;
они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю.
12 Они подобны льву, жаждущему добычи,
подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их.
Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи,
от людей мира, которых удел в этой жизни,
которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих;
сыновья их сыты,
и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лице Твое;
пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.