
В 3-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Мне через откровение возвещена тайна».
О постижении Божественного Откровения — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Как-то раз Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного». Таким образом, постижение Божьего промысла о спасении мира открывается не всякому, а посвящённому, избранному на это дело человеку.
Именно такими чистыми сосудами, способными хранить Божественную тайну, явились святые апостолы, одним из ярких представителей которых был апостол Павел. Знание глубин христианской веры становится понятным тем, кто очищает сердце от страстей и стремится жить в благодати Святого Духа.
Апостолу Павлу Господь открыл тайну знания, которую не были готовы воспринять иудеи, убеждённые, что спасётся только их народ. Первоверховному Павлу было открыто, что и язычникам определено быть сонаследниками Божьих обетований, данных некогда Аврааму и его потомкам. Христианская вера стала универсальной для всех племён и народов, наречий и поколений, мужчин и женщин.
Нам остаётся лишь воскликнуть с апостолом язычников Павлом: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»
Все выпуски программы Актуальная тема
«Что и как поют в храмах?». Священник Александр Лаврухин, Евгений Тугаринов

У нас в студии были директор Свято-Димитриевской общеобразовательной школы священник Александр Лаврухин и регент, кандидат искусствоведения Евгений Тугаринов.
Разговор шел о том, из чего состоит церковное пение, что и как поется на богослужениях и как складывалась эта традиция.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о русской церковной музыки.
Первая беседа с Евгением Тугариновым была посвящена разным школам русского церковного пения в мире в 20-м веке (эфир 29.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Михаилом Дудко и Евгением Тугариновым была посвящена богословию и смыслам церковного пения (эфир 30.09.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Смыслы Библии». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Мы говорили о смыслах, наполняющих Библию, как их открывать и почему чтение Священного Писания должно стать важной составляющей жизни христианина.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 84. Богослужебные чтения

Если вам приходилось хотя бы раз в жизни где-то очень сильно оступиться в отношениях с другим человеком — потом покаяться и получить полноценное прощение — вы очень хорошо поймёте, о чём говорит 84-й псалом, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 84.
1 Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом.
2 Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова;
3 простил беззаконие народа Твоего, покрыл все грехи его,
4 отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего.
5 Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твоё на нас.
6 Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род?
7 Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?
8 Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твоё даруй нам.
9 Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство.
10 Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!
11 Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;
12 истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;
13 и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;
14 правда пойдёт пред Ним и поставит на путь стопы свои.
Прозвучавший сейчас псалом в определённом смысле парадоксален. Казалось бы, он написан в самое благоприятное время: евреям, находящимся в вавилонском плену, позволяется вернуться на свои земли, восстановить поруганные и порушенные святыни, начать подлинное духовное и государственное возрождение. Стремительно растущая Персидская империя выдавливает своего конкурента — Вавилон — и не то, что вполне лояльна к евреям — но даже им благоволит! Вроде бы всё как нельзя лучше — и почему тогда в псалме — так много страха, благоговейного трепета и просьбы о помиловании, обращённой к Богу? Разве Он уже не помиловал вчерашних грешников и отступников?
Неспроста я начал комментарий с отсылки к прощению между людьми. Когда получено прощение — а это значит, что былое обнулено, превращено в «яко не бывшее», и можно дальше двигаться уверенно, без оглядки назад и главное — без утягивающей в дурное прошлое чувства вины — может сложиться впечатление, что снова впасть в предыдущие ошибки вообще невозможно. И это — очень опасный взгляд!
Самый главный показатель, я бы назвал его «безошибочный индикатор» действенного покаяния — появление... — вы не поверите! — страха. Да, да, именно страха — но не «страха-ужаса» перед наказанием, а «страха-благоговения» перед любовью и великодушием простившего. Этот страх — в отличие от животного ужаса — не сковывающий, а предохраняющий от греха: он не «придавливает» человека своей непреодолимой мощью, а словно тонко настроенный детектор мгновенно реагирует на приближение всего недолжного. И если вернуться к псалму — именно этот страх — страх Божий — и является единственным гарантом невозможности возвращения к прежнему, греховному, образу жизни.
Так что, дорогие друзья, заглянем внутрь себя и постараемся научиться бережно хранить чувство благоговейного трепета — с которым только и можно сохранить себя от любого зла!