
— Конечно, Семён, это была неожиданная идея — поехать на выходные в Саранск. Но она оправдалась — оказывается, столько интересного в этом городе! В том числе и здесь, в музее изобразительных искусств. Смотри, например, какая картина необычная, чёрно-белая. Называется «Иркутск. 1717 год». Автор Борис Лебединский.
— Да, Оля, впечатляет! На первом плане река, лодки с парусами. Вдоль берега вытянулась деревянная крепость с башнями. Оцени, как точно художник показал текстуру дерева!
— Тончайшими штрихами! Непонятно только, что за материал Борис Лебединский использовал — краски, карандаш? Смотри, вот тут написано — офорт. Ты не знаешь, что это такое?
— Понятия не имею. Давай спросим у кого-нибудь. Простите, вы не знаете, что такое офорт?
— Я? Знаю. Разновидность печатной техники. Художник наносит рисунок на металлическую пластину и делает оттиски на бумаге.
— Тут и талант художника нужен, и мастерство печатника.
— И, кажется, Борис Лебединский обладал и тем, и другим?
— Безусловно! Это один из выдающихся мастеров офорта. Художнику исполнилось двадцать три, когда он получил свою первую международную награду. Это была серебряная медаль на выставке печатной графики в Лейпциге весной 1914 года. Успех окрылил Бориса. С тех пор он делал всё возможное, чтобы повысить эстетическую, а также историческую ценность своих офортов.
— Историческую?
— Да. Борис Иванович задался целью воссоздавать древние облики русских городов. Для этого он не только изучал научные документы, но и участвовал в археологических и этнографических экспедициях. Объездил всю Сибирь и полюбил её. В 1917 году перебрался из родного Санкт-Петербурга в Иркутск. Этому городу посвящена большая часть работ Лебединского.
— Офорт «Иркутск 1717 года» тоже имеет историческую ценность?
— Безусловно! В нём отразились летописные сведения о крепости, который построили русские первопроходцы на берегах Ангары в семнадцатом веке.
— А что это за сведения?
— К примеру, художник в подробностях воссоздал облик Сергиевской башни — главной в иркутской крепости. Вот она, справа, увенчана шпилем с двуглавым орлом. Прямо под куполом-шатром в ней располагалась звонница, ведь башня служила ещё и колокольней для Спасской церкви. Храм тоже представлен в работе Бориса Лебединского, в самом центре. Это одно из первых каменных зданий в крепости и единственное, сохранившееся до наших дней.
— Но если больше ничего не сохранилось, значит, панораму города можно воспроизвести только условно. А между тем Борис Лебединский даже точную дату указал в названии картины. Почему он утверждает, что Иркутск выглядел так именно в 1717 году — не в пятнадцатом, не девятнадцатом?..
— Дело в том, что в 1716-ом в Иркутском остроге произошёл страшный пожар. Сгорела большая часть крепостной стены, угловая башня, несколько домов. Художник показал, что спустя год всё было восстановлено.
— Не рисунок, а научная диссертация!
— Работу «Иркутск. 1717 год» художник создал в конце своей жизни, в 1969-ом. К этому времени он столько читал об истории города, что картины из прошлого складывались в его воображении, как мозаика. В этом офорте отпечаталась не только металлическая пластина с тонким рисунком, но и любовь художника к северному краю, который стал для него родным.
Картину Бориса Лебединского «Иркутск. 1717 год» можно увидеть в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени Степана Эрьзи.
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов