 
					
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Настоящие друзья

Фото: PxHere
Жили на лугу возле озера по соседству мышь, лягушка, серна и утка.
Были они добрыми приятелями. Всего у них было вдоволь: жили они и не знали горя.
Однажды сын хана со своей свитой поехал на охоту. Долго охотники плутали по лесу, никакой дичи не встретили и выехали к тому самому озеру, где жили наши приятели. Ханский сын увидел на берегу лягушку, велел слугам её поймать и положить в свою сумку, привязанную к седлу лошади. В те времена существовало поверье, будто лягушка приносит удачу, если взять её с собой на охоту.
Утка, притаившись в прибрежных кустах, увидела, что лягушка попала в беду. Она быстро разыскала серну и мыши, и они стали совещаться, как вызволить пленницу из сумки.
— Я могу притвориться хромой на одну ногу и пробежать перед ханским сыном, —придумала серна. — Наверняка, он захочет меня поймать и бросится в погоню. Его охотничьи сумки будут задевать за густую траву, и он их сбросит на ходу, чтобы лошади было легче скакать. Пока я буду отвлекать сына хана, вы придумайте, как добраться до сумки с лягушкой. Дело, конечно, рискованное, но у нас может получиться.
— Я посажу на спину мышь, и как можно быстрее доставлю её к брошенным в траве сумкам, — сказала утка. — Надеюсь, охотники меня не заметят, хотя мне придётся лететь очень низко.
— А я живо найду в траве нужную сумку, прогрызу в ней дыру и освобожу лягушку, — пискнула мышь. — Но ты, утка, меня не дожидайся, а скорее лети к серне, и дай ей знак, чтобы она подумала о своём спасении. Пусть она перестанет притворяться хромой и мчится от охотника со всех ног.
Приятели приступили к выполнению своего плана. Когда серна, прихрамывая, появилась на поляне, ханский сын вскочил на ноги и крикнул слугам:
— Оставайтесь на месте. Это моя добыча!
Он вскочил на коня и бросился вслед за серной, которая ринулась в высокую траву. Чтобы скакать было легче, ханский сын сбросил на землю свои охотничьи сумки и с гиканьем припустился по поляне.
Он не стал отвлекаться на утку, которая пролетела мимо него совсем близко, и, конечно, не заметил, что птица несла на спине мышь.
Ханскому сыну не удалось поймать серну, которая вдруг перестала хромать, побежала быстрее ветра и скрылась в лесу. Он вернулся на поляну и велел слугам собираться домой. Дыру в одной из охотничьих сумок он даже не заметил, да и про лягушку думать забыл...
Вечером, когда на берегу стало тихо, мышь, лягушка, серна и утка собрались вместе.
— Спасибо вам, друзья, — сказала лягушка. — Ведь сегодня каждый из вас ради моего спасения рисковал своей жизнью.
(по мотивам казахской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Ленивое счастье

Фото: Piqsels
Жил — был один бедняк-крестьянин. Такой ленивый, что и за тремя морями подобного не найти. Были дни, когда его жена с ребятишками спать ложились голодными.
Вот нанялся он хлеб убирать. Встали работники в ряд и пошли по полю. До конца полосы доберутся — сидят, лентяя дожидаются, так целый день с ним и промаялись.
Вечером пошли крестьяне в деревню, и лентяй вместе с ними. Совсем уж до места добрался, да вспомнил, что оставил серп на ниве. Надо вернуться, без серпа-то куда же, — ведь завтра опять на работу!.. Пока добирался до поля — стемнело. Вдруг видит — идет по жнивью какой-то паренёк незнакомый, колосья собирает да что-то бормочет себе под нос тихонько. Крестьянин притаился на краю поля, стал слушать, а незнакомец говорит сам себе:
— Разве мне мало забот о моем господине? А тут ещё собирай колосья за того, чье Счастье работать не желает!
Услышал такие странные слова лентяй, подбежал к парню и спрашивает:
— Ты кто такой? Что на нашем поле делаешь?
— Я — Счастье хозяина этого поля, — ответил тот. — Ты тут весь день работал спустя рукава, колосья порастерял, а мне их приходится собирать, чтобы хозяин не расстроился. А ты почему же вернулся? Добрые люди давно уже дома за ужином сидят.
— Да я свой серп потерял и вернулся поискать, — говорит лентяй.
— Да вот он, твой серп, у тебя на плече! — улыбнулся незнакомец. — Да-а, видно твоё Счастье, совсем обленилось, коли ты серпа на плече своем не замечаешь.
— В моей жизни нет Счастья, — вздохнул крестьянин.
— Счастье у каждого есть. Только твоё, глядя на тебя, ленивым стало.
— Разве бывает ленивое Счастье?
— А как же! Оно вместе с человеком родится, и бок о бок всю жизнь невидимкой за ним ходит, все привычки перенимает. Эх, видел бы ты, до чего своё Счастье довёл! Худое оно у тебя стало, злое, только и думает, как бы от тебя сбежать.
— А если сбежит? — спросил крестьянин.
— Тогда совсем твои дела будут плохи. Станешь ты беднее нищего, и даже маленьких радостей у тебя в жизни не останется...
— Что же мне делать? Научи, — испугался бедняк.
— Перестань лениться и начни работать на совесть, и твоё Счастье будет с тебя пример брать... Ты сразу заметишь, как оно старается.
Ох, и удивились в тот день крестьяне, когда лентяй до вечерней зари трудился, не покладая рук. Что это с ним вдруг случилось?
В полдень прилёг отдохнуть под кустом в тени, а когда проснулся, сразу работать побежал. И говорить начал загадками: нельзя, мол, чтобы моё Счастье вконец обленилось. Чудеса, да и только!
Как бы ни было, с той поры этот человек и его семья стали жить — в довольстве и уважении.
(по мотивам македонской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Колечко с музыкой

Фото: Piqsels
Жил в стародавние времена в Шотландии волшебник, звали его сэр Майкл Скотт. Всё у него было волшебным — и конь, и меч, и шляпа, и каждое колечко на руке.
Как-то, охотясь в лесу, сэр Майкл почувствовал сильный голод. Он увидел невдалеке фермерскую хижину и отправил своего слугу попросить кусок хлеба.
— Нет у меня хлеба, — грубо ответила просителю фермерша. — Пляши-ка ты, парень, от меня своей дорогой!
Слуга принюхался и явственно услышал запах свежего хлеба. Заглянув в дверь, он увидел пылающий очаг и железные сковороды, на которых лежали свежеиспеченные караваи. С этим он и вернулся к хозяину.
Сэр Майкл Скотт очень разгневался на грубость и скупость фермерши. Сняв с руки одно из своих колец, он велел слуге вернуться в хижину и незаметно спрятать его в щель за дверной притолокой.
Не успел тот выполнить приказ своего господина, как волшебные чары кольца начали действовать. Как раз в эту минуту фермерша наклонилась над очагом, чтобы снять с огня последний каравай, и вдруг ни с того ни с сего ей захотелось плясать. Она закружилась по кухне, громко притопывая, и не могла остановиться.
А муж фермерши с самого утра работал в поле. Он устал, проголодался и был очень удивлён: чего это жена так долго не несёт ему поесть? Поэтому он попросил дочку соседа, чтобы на обратном пути домой та заглянула к его жене и напомнила про обед.
Девушка постучала в дверь фермерской хижины, но ей никто не ответил, хотя в доме явственно слышался шум и топот. Судя по всему, фермерша не услышала стука, потому что громко распевала во весь голос.
Тогда дочка соседа сама открыла дверь и вошла в кухню. Но не успела она переступить через порог хижины, как её тоже охватило желание поплясать, и вместе с фермерской женой они закружилась в шотландском танце.
Прошёл час, фермер так и не дождался жены с обедом, и решил сам пойти узнать, что стряслось. Он в сердцах распахнул дверь, шагнул на кухню и сердито закричал:
— Где мой обед? Сейчас не время веселиться.
Но тут же подпрыгнул и тоже принялся плясать.
Как раз в этот момент слуга спросил у сэра Майкла Скотта:
— Интересно, как она там пляшет, эта фермерша?
— Ты, верно, хотел сказать, как они там втроём пляшут? — поправил его сэр Майкл, у которого был свой способ узнавать, где что делается. — Что ж, думаю, она уже сполна получила своё, а тем двоим пора отдохнуть. Ты можешь вернуться и вынуть колечко из-за дверной рамы.
Говорят, фермерша после этого проспала целую неделю. Во сне она бормотала: «Пляши-ка ты, парень, своей дорогой! Ой, нет, остановись, я дам тебе самый лучший каравай хлеба, у меня их много!» Никто не понимал, о чём это она говорит. Кроме нас с вами, конечно.
(по мотивам шотландской сказки)
Все выпуски программы Пересказки



 
 



