О Великой Отечественной войне, пожалуй, сколько ни говори, всё будет мало. Историками до сих пор ещё не до конца оценена эта трагедия мирового масштаба. О войне снимаются фильмы, пишутся книги. В издательстве «ЭКСМО» попытались ещё раз осмыслить значение событий сорок первого-сорок пятого годов, и выпустили исторический сборник под названием «Бог и Победа».
Том в шестьсот с лишним страниц и подзаголовком «Верующие в великих войнах за Россию» - это собрание уникальных фактов и воспоминаний, это живые портреты и удивительные судьбы тех, кто пережил войну, кто видел её лицом к лицу. Главная же особенность книги в том, что она открывает Великую Отечественную не только как противостояние армий, но и как величайший подвиг духа и человеческой веры.
То, что с одной лишь советской идеологией в этой войне не выстоять, в самом её начале признал сам верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, когда обратился по радио к русскому народу не только как к «товарищам» и «гражданам», но и как к братьям и сёстрам. Гонимая и жестоко преследуемая в довоенные годы, во время Войны Церковь стала подлинным оплотом и для тех, кто сражался в бою за русскую землю, и для тех, кто оставался в тылу.
Интересно и подробно рассказывается в сборнике «Бог и Победа» о том, как с первых же дней войны верующие со всего Советского Союза по призыву митрополита Сергия (СтрагорОдского) начали сбор пожертвований в пользу фронта. На эти средства, официально принятые государством как вклад в дело Победы от Русской Православной Церкви, впоследствии была построена легендарная танковая колонна «Дмитрий Донской». С именем святого князя на броне, она одержала множество побед в самых тяжёлых сражениях и в мае сорок пятого вошла в Берлин.
В эту поистине Священную войну монахини надевали солдатские погоны, архиереи становились военными врачами военных госпиталей. Матушка КесАрия из Брянского Петропавловского женского монастыря – младший сержант Ксения Алёшина – была фронтовой медсестрой. С войны она вернулась с медалями «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне». Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), будущий святой Русской Православной Церкви и выдающийся хирург, оперировал раненых в Красноярском эвакуационном госпитале и поднимал на ноги даже безнадёжно больных.
Великой Отечественной посвящена почти вся книга, но есть в ней и страницы, рассказывающие о войне тысяча восемьсот двенадцатого года, о русско-японской, о Первой Мировой. Они тоже ярко свидетельствуют о том, что «Бог и Победа» для русского человека – всегда были и будут неразделимыми понятиями.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер