О Великой Отечественной войне, пожалуй, сколько ни говори, всё будет мало. Историками до сих пор ещё не до конца оценена эта трагедия мирового масштаба. О войне снимаются фильмы, пишутся книги. В издательстве «ЭКСМО» попытались ещё раз осмыслить значение событий сорок первого-сорок пятого годов, и выпустили исторический сборник под названием «Бог и Победа».
Том в шестьсот с лишним страниц и подзаголовком «Верующие в великих войнах за Россию» - это собрание уникальных фактов и воспоминаний, это живые портреты и удивительные судьбы тех, кто пережил войну, кто видел её лицом к лицу. Главная же особенность книги в том, что она открывает Великую Отечественную не только как противостояние армий, но и как величайший подвиг духа и человеческой веры.
То, что с одной лишь советской идеологией в этой войне не выстоять, в самом её начале признал сам верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, когда обратился по радио к русскому народу не только как к «товарищам» и «гражданам», но и как к братьям и сёстрам. Гонимая и жестоко преследуемая в довоенные годы, во время Войны Церковь стала подлинным оплотом и для тех, кто сражался в бою за русскую землю, и для тех, кто оставался в тылу.
Интересно и подробно рассказывается в сборнике «Бог и Победа» о том, как с первых же дней войны верующие со всего Советского Союза по призыву митрополита Сергия (СтрагорОдского) начали сбор пожертвований в пользу фронта. На эти средства, официально принятые государством как вклад в дело Победы от Русской Православной Церкви, впоследствии была построена легендарная танковая колонна «Дмитрий Донской». С именем святого князя на броне, она одержала множество побед в самых тяжёлых сражениях и в мае сорок пятого вошла в Берлин.
В эту поистине Священную войну монахини надевали солдатские погоны, архиереи становились военными врачами военных госпиталей. Матушка КесАрия из Брянского Петропавловского женского монастыря – младший сержант Ксения Алёшина – была фронтовой медсестрой. С войны она вернулась с медалями «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне». Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), будущий святой Русской Православной Церкви и выдающийся хирург, оперировал раненых в Красноярском эвакуационном госпитале и поднимал на ноги даже безнадёжно больных.
Великой Отечественной посвящена почти вся книга, но есть в ней и страницы, рассказывающие о войне тысяча восемьсот двенадцатого года, о русско-японской, о Первой Мировой. Они тоже ярко свидетельствуют о том, что «Бог и Победа» для русского человека – всегда были и будут неразделимыми понятиями.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница