
Фото: PxHere
В моей жизни случались ситуации, когда казалось, что нет выхода, тупик... До слёз, когда понимаешь, что от твоих усилий ничего, совершенно ничего не зависит. Со временем я поняла, что такие моменты беспомощности не зря посылаются нам Богом. Они нужны, чтобы по-особенному почувствовать настоящую, горячую отцовскую заботу Всевышнего.
Об этом поётся в тридцать третьем псалме царя Давида. Церковный хор исполняет полностью его в конце литургии и в сокращённом варианте — в середине вечернего богослужения. Песнопение начинается словами «Благословлю Господа на всякое время...» Псалмопевец сочинил его примерно в конце одиннадцатого века до Рождества Христова в благодарность Богу за своё спасение от гнева гефского царя Анхуса.
Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его сокращённый вариант, который поётся на вечерней службе. Мы будем слушать песнопение отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Первая часть песнопения в переводе на русский язык звучит так: «Благословлю Господа во всякое время; уста мои непрестанно возносят хвалу Ему. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесём имя Его вместе. Я позвал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня».
Давайте послушаем, как по-церковнославянски звучит первая часть:
Вторая фраза по-русски звучит так: «Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Если нищий воззвал, — Господь услышал и спас его от всех бед. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!»
А теперь послушаем вторую часть на церковнославянском языке.
Третий фрагмент по-русски звучит так: «Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет лишений у боящихся Его. Богатые обеднеют и претерпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе».
Давайте послушаем этой отрывок:
Нам остаётся полностью довериться Богу. Не дожидаясь опасности, а просто в нашей обычной жизни всегда следовать за Ним, не оглядываясь и не сомневаясь. И Господь поможет нам.
Давайте вместе послушаем сокращённый вариант 33-го псалма в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема