В 15 километрах южнее Севастополя у небольшой уютной бухты, закрытой скалистыми горами, живописно раскинулся городок Балаклава.
История Балаклавы насчитывает около двух с половиной тысяч лет. У древнегреческих, древнеримских, а позже у византийских историков Балаклавская бухта упоминается как Гавань Символон – гавань символов, предзнаменований. О ней писали историки Страбон, Плиний Старший, Птолемей и многие другие.
Название города Балаклава переводится с тюркского, как «Рыбное гнездо».
В VII-VIII веках до Рождества Христова это была рыбацкая деревушка, населённая таврами. В 60-е годы первого века римские легионы под командованием легата Плавтия Сильвана разгромили тавро-скифское войско, осадившее Херсонес. Вскоре после этого римские гарнизоны были введены в Херсонес, появился военный лагерь и в бухте Символон. С этого времени начинается датировка найденных на территории Балаклавы монет – херсонесских и римских. Также археологи обнаружили несколько римских построек – одноэтажное девятикомнатное здание, которое было крыто черепицей с эмблемами легионов и храм Юпитера.
После того, как в середине 240-ых годов римские войска покидают Крым, город не пустеет. Греческое население остается в нем до 370-ых, до времени разорения Северного Причерноморья гуннами. Однако уже в начале VII века здесь фиксируется византийский поселок Ямболи.
В XIV веке, когда под ударами крестоносцев ослабла Византийская империя, контроль над торговыми путями в Черном море захватили итальянские купцы. Генуэзское поселение в Балаклавской бухте получило название Чембало. На горе был построен Город Святого Николая – административная часть крепости – и Город Святого Георгия, в котором жили простые горожане. Тогда же в городе была построена церковь, известная как храм Двенадцати апостолов, действующая и ныне.
В 1475 году весь Крым, в том числе и Чембало, был захвачен турками. Крепость переименовали в Балаклаву. В 1773 году произошел так называемый Балаклавский морской бой: два русских корабля одержали победу над четырьмя турецкими. В 1774 г. по Кючук-Кайнарджийскому миру турки покинули Балаклаву, их место заняли русские казаки.
В период Крымской войны 1853-56 годов, при осаде Севастополя, англичане избрали Балаклаву своей главной опорной базой. Британцы думали, что обосновались здесь надолго. Они провели первую в Крыму железную дорогу, построили набережную – она и сейчас главный променад города, несколько шоссейных дорог, магазины, гостиницы.
После войны, с конца XIX века Балаклава начала развиваться как курорт. Здесь строились дачи князей Юсупова, Гагарина, Апраксина, графа Нарышкина и других. В 1888 году была открыта грязелечебница,
в 1896-ом построена электростанция. В 1911 году в Балаклаве было четыре церкви, два земских и одно начальное сельское училище, почтовая станция, кинотеатр, больница, библиотека, клуб и даже драмтеатр.
С 1921 года Балаклава становится центром одноимённого района Крымской автономии. В связи с созданием Главной военно-морской базы Черноморского флота – Севастополя, с учетом военно-стратегического и географического положения, в 1957 году Балаклава вошла в состав города Севастополя.
О событиях Холодной войны в Балаклаве напоминают штольни подземного завода по ремонту подводных лодок, не имеющего аналогов в мире. В случае атомной угрозы в подземной гавани могла укрыться целая бригада субмарин, а также несколько тысяч человек. Сегодня здесь музей.
Балаклава привлекает множество туристов. Ежегодно здесь проходит международная парусная регата. У стен крепости проводятся рыцарские турниры. Любители дайвинга откроют для себя удивительный подводный мир этих мест. А ещё, здесь можно просто посидеть на скалах и, глядя на море, погрузиться в размышления о времени и истории.
17 мая. О подвиге Священномученика Альвиана Анейского

Сегодня 17 мая. День памяти Священномученика Альвиана Анейского, пострадавшего за Христа в 304 году.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святой священномученик Альвиан был епископом в небольшом городе к югу от Эфеса. Жил он в IV веке. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане языческие жрецы любыми средствами стремились заставить христиан города Анеи употребить в пищу идоложертвенное. Они схватили епископа Альвиана, чтобы заставить святителя нарушить заповедь и своим примером вовлечь других христиан в грех идолопоклонства. Но святитель наотрез отказался принести жертву языческим богам. Тогда его подвергли жестоким пыткам, но и при этом он не издал ни единого звука. Опасаясь, что примеру стойкости в вере епископа последуют другие христиане города Анеи, и желая добиться смертного приговора для святого, жрецы сообщили правителю провинции, что Альвиан оскорблял императора, идолов, а также призывал народ к мятежу. По ложному обвинению Альвиана безжалостно истязали, а после издевательств развели большой костер на окраине города, на который святой взошел сам, славя Христа. После казни христиане города Анеи собрали святые мощи священномученика Альвиана и захоронили недалеко от места мучений. Пример жизни святого священномученика Альвиана, епископа Анейского, показывает, насколько важна верность Христу, стойкость в исповедании своего упования на Бога. И это пример благочестивой жизни не только для самого христианина, но и для тех, кто его окружает.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 мая. О свободе от греха

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха».
О свободе от греха — игумен Лука Степанов.
Человеку свойственно искать свободу, как самое главное сокровище. Лишенный свободы лишается заживо самой жизни. А вот Господь дает в этих словах подлинные ориентиры для того, чтобы душа не рабствовала. А это освобождение от власти грехов, которое дарует душе сам Христос. Тому дает, кто приходит к Нему с мольбой об этом. Бог всемогущ, и это всемогущество признает обращающийся ко Господу с покаянной молитвой: «Господи, прости, очисти мое согрешение! Верую, яко можешь сие сотворити». И вот таким образом обещает Господь свободу от рабства страстям, от того жалкого состояния, в котором оказалось человечество после грехопадения. Потому для каждого из нас есть рекомендация Священного Писания Нового Завета и от уст самого Господа, и от апостольских поучений: искать лучшее для души своей на поприще освобождения от страстей покаянием пред Христом.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 мая. О трудах Сергея Соловьёва

Сегодня 17 мая. В этот день в 1820 году родился историк Сергей Соловьёв.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын протоиерея, законоучителя, к 12 годам уже несколько раз прочитал Николая Михайловича Карамзина и определился в своём призвании как историк, получив блестящее образование. Знаток древних языков, выпускник историко-филологического факультета, Сергей Михайлович, конечно же, знаком был со школой западноевропейских историков и, занимаясь древностью, изучением истории Вольного Града — Великого Новгорода, изучая наследственное право князей Рюриковичей, соединял глубину исторического ведения, свойственного православному учёному, со многими западными воззрениями на всемирно-исторический процесс. Его знаменитая «История» остаётся одним из самых объёмных трудов по этому предмету. Интересно, что он преподавал историю будущему государю-миротворцу Александру III. Вместе с тем историки начала XX столетия в России уже выходили из-под влияния западноевропейского концепта, отдавая дань персоналистической религиозной философии, вне которой невозможно постигать историю мысли о ней абстрактно, как внеличностном процессе с его закономерностями. Тем не менее, сегодня ни один историк не обходит стороной фундаментальные труды Сергея Михайловича Соловьёва, человека обширнейших интеллектуальных горизонтов, входящего в энциклопедии патриота России, и мы обретаем источник вдохновения для представителей научно-исторической мысли в трудах Сергея Михайловича Соловьёва.
Все выпуски программы Актуальная тема