
Фото: Dmitry Vechorko / Unsplash
В начале весны раздался звонок. На другом конце трубки была наша любимая бабушка Рая. Она звонила напомнить, что скоро начнется посадка картошки и вся семья должна быть в сборе. Бабушкины дети давно смирились с шустрой старушкой, которой непременно, во что бы то ни стало нужно было сажать картошку, разводить кур, гусей, высаживать цветы и красить ставни, каждый сезон. А вот мы, внуки пытались спорить с ней по вопросу важности посадки картошки.
«Ну, почему нельзя просто купить эту картошку в магазине?» — стонали мы, едва разгибая спины затекшие от многочасовой работы на грядках. Наши пылкие недовольства быстро затухали, потому что бабушка так искренне, по-детски отвечала: «Такой картошки — вы точно не купите».
И все продолжали выполнять бабушкины указания.
Баба Рая — хранительница семейного порядка и традиций. На Пасху белоснежные рушники для куличей, на Радоницу красивые цветы, заботливо подобранные и высаженные на могилках усопших родственников, ореховые булочки в виде птичек на день Севастийских Мучеников. Бабушка хранитель всех традиций. Она — душа нашей семьи. Она наш моторчик: поддержит, поможет, приободрит и помолится украдкой за нас непутевых. Лишнего не бери, а бедным помогай — всегда учила нас бабушка Рая.
С возрастом мы начали понимать, что ее просьбы посадить картошку- вовсе не прихоть и капризы, а еще один повод всех собрать, воссоединить семью, помолится вместе перед трапезой, прижать внуков, напоить парным молоком.
С годами приезжать к бабушке становилось все сложнее, потому что всех нас разбросало по городам. А уж когда приехали и побыли в теплом доме, окутанные заботой и молитвой нашей бабушки Раи, уезжали буквально со слезами. Невыносимо было уезжать. И совсем не от физической усталости после дня проведенного в огороде, а от ее грустных глаз.
Бабушка весь день собирала гостинцы. Все, что только могло поместиться в машину, начиная с пирогов и заканчивая рассадой. Она бережно перекладывала салфетками каждый фрукт для внуков и правнуков. Выбирала самые крупные плоды, а себе всегда оставляла, что похуже, да помельче. А потом весь вечер перед отъездом с грустью смотрела на малышей.
Бабушкины натруженные руки выдавали ее нелегкую жизнь, а ее сияющие голубые глаза были полны жертвенной любви ко всем нам. Перекрестит на дорогу, прошепчет в след: «храни вас Господи» — и стоит она в одиночестве машет рукой, пока наша машина совсем не скроется из виду.
Это — история про всех бабушек, наших дорогих молитвенниц, которых мы должны беречь. В храмах у наших бабуленек свой взгляд на жизнь и веру. Иногда бормочут, что юбка коротка или губы ярко накрашены. Но все с детской наивностью и любовью. Берегите их наших ангелов — молитвенниц. Смиряйтесь и чаще навещайте. Когда не станет наших бабулечек, Кто позовет сажать картошку?
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







