
— А где ты жила раньше?
— В Тольбиаке.
— Тебе там не нравилось?
— Мне всё равно, где жить. Моей маме тоже.
— Твоя мама работает? Чем она занимается?
— Она нянечка.
Восьмилетняя Элиза только что переехала в новый дом и знакомится с соседом — пожилым ворчливым вдовцом по имени Жюльен. Пока молодая мама девочки нянчит чужих малышей, а после работы до утра веселится с друзьями, её собственная дочь остаётся без присмотра и страдает от одиночества. Жюльен тоже одинок — его жизнь проходит в компании бабочек. Мужчина коллекционирует их. Жюльен и Элиза — герои французского кинофильма, который называется «Бабочка». Фрагмент из него только что мы с вами услышали.
Ленту по собственному сценарию снял режиссёр Филипп Мюиль. Она вышла на экраны в 2002 году, но не получила широкого мирового проката. Поэтому и сегодня для многих любителей кино этот фильм становится настоящим открытием. В одном из интервью Филлип Мюиль обмолвился, что к съёмкам его подтолкнули воспоминания из собственного детства. По словам режиссёра, он, как и героиня фильма, не был избалован вниманием старших. Так что картину «Бабочка» можно назвать автобиографичной. При этом режиссёр отмечает, что ему хотелось рассказать светлую и жизнеутверждающую историю, такую, чтобы зритель улыбнулся и поверил в добро. И лично мне кажется, что с этой задачей Филипп Мюиль справился.
У картины «Бабочка» очень простой, но не тривиальный сюжет. Уставшая от одиночества маленькая Эльза, в попытках привлечь хоть чьё-то внимание, прячется в машине соседа, когда тот на несколько дней едет в горы, чтобы поймать очень редкую бабочку. Жюльен обнаруживает присутствие девочки слишком поздно — они уже высоко в горах, и мобильная связь не работает. Так вместе с Жюльеном и Элизой мы отправляемся в удивительное путешествие, наполненное солнцем, ветром, прозрачным воздухом и шелестом травы альпийских лугов. Перед зрителями развернутся невероятной красоты горные пейзажи, а на их фоне герои, охотясь за редкой бабочкой, обретут нечто гораздо более ценное.
Кстати, мне бы очень хотелось отметить великолепную работу мэтра французского кино Мишеля Серро и юной актрисы Клер Буаниш в главных ролях. Режиссёр картины Филипп Мюиль рассказывал, что за время съёмок они настолько сдружились, что называли друг друга не иначе, как «дедушка» и «внучка». И, пожалуй, можно с уверенностью сказать, что тёплая, уютная атмосфера фильма — во многом заслуга этого прекрасного актёрского дуэта. При этом «Бабочка» — не только добрая, увлекательная картина, но ещё и мудрая притча. В самых простых словах персонажей фильма звучит глубокий духовный смысл. Например, в разговоре Жюльена с матерью Элизы.
— Вы считаете меня плохой матерью?
— Мать кормит своих детей, одевает, заботится о том, чтобы они выросли. А мама — баюкает их, ласкает, целует. Быть может, вам надо с ней поговорить?
— И что я должна ей сказать?
— Просто, что вы её любите. Три маленьких слова.
Рассказывая о фильме «Бабочка», режиссёр Филипп Мюиль признавался, что очень хотел снять по-настоящему семейное кино. Такое, чтобы и дети, и их родители вместе собрались у экрана, и ощутили, как это здорово — быть рядом друг с другом.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер