
— А где ты жила раньше?
— В Тольбиаке.
— Тебе там не нравилось?
— Мне всё равно, где жить. Моей маме тоже.
— Твоя мама работает? Чем она занимается?
— Она нянечка.
Восьмилетняя Элиза только что переехала в новый дом и знакомится с соседом — пожилым ворчливым вдовцом по имени Жюльен. Пока молодая мама девочки нянчит чужих малышей, а после работы до утра веселится с друзьями, её собственная дочь остаётся без присмотра и страдает от одиночества. Жюльен тоже одинок — его жизнь проходит в компании бабочек. Мужчина коллекционирует их. Жюльен и Элиза — герои французского кинофильма, который называется «Бабочка». Фрагмент из него только что мы с вами услышали.
Ленту по собственному сценарию снял режиссёр Филипп Мюиль. Она вышла на экраны в 2002 году, но не получила широкого мирового проката. Поэтому и сегодня для многих любителей кино этот фильм становится настоящим открытием. В одном из интервью Филлип Мюиль обмолвился, что к съёмкам его подтолкнули воспоминания из собственного детства. По словам режиссёра, он, как и героиня фильма, не был избалован вниманием старших. Так что картину «Бабочка» можно назвать автобиографичной. При этом режиссёр отмечает, что ему хотелось рассказать светлую и жизнеутверждающую историю, такую, чтобы зритель улыбнулся и поверил в добро. И лично мне кажется, что с этой задачей Филипп Мюиль справился.
У картины «Бабочка» очень простой, но не тривиальный сюжет. Уставшая от одиночества маленькая Эльза, в попытках привлечь хоть чьё-то внимание, прячется в машине соседа, когда тот на несколько дней едет в горы, чтобы поймать очень редкую бабочку. Жюльен обнаруживает присутствие девочки слишком поздно — они уже высоко в горах, и мобильная связь не работает. Так вместе с Жюльеном и Элизой мы отправляемся в удивительное путешествие, наполненное солнцем, ветром, прозрачным воздухом и шелестом травы альпийских лугов. Перед зрителями развернутся невероятной красоты горные пейзажи, а на их фоне герои, охотясь за редкой бабочкой, обретут нечто гораздо более ценное.
Кстати, мне бы очень хотелось отметить великолепную работу мэтра французского кино Мишеля Серро и юной актрисы Клер Буаниш в главных ролях. Режиссёр картины Филипп Мюиль рассказывал, что за время съёмок они настолько сдружились, что называли друг друга не иначе, как «дедушка» и «внучка». И, пожалуй, можно с уверенностью сказать, что тёплая, уютная атмосфера фильма — во многом заслуга этого прекрасного актёрского дуэта. При этом «Бабочка» — не только добрая, увлекательная картина, но ещё и мудрая притча. В самых простых словах персонажей фильма звучит глубокий духовный смысл. Например, в разговоре Жюльена с матерью Элизы.
— Вы считаете меня плохой матерью?
— Мать кормит своих детей, одевает, заботится о том, чтобы они выросли. А мама — баюкает их, ласкает, целует. Быть может, вам надо с ней поговорить?
— И что я должна ей сказать?
— Просто, что вы её любите. Три маленьких слова.
Рассказывая о фильме «Бабочка», режиссёр Филипп Мюиль признавался, что очень хотел снять по-настоящему семейное кино. Такое, чтобы и дети, и их родители вместе собрались у экрана, и ощутили, как это здорово — быть рядом друг с другом.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело