Палестина, начиная с первого века по Рождестве Христовом, имеет статус региона, в котором проживают разнообразные национальные и религиозные группы. Не всегда это соседство было и является мирным. Из недели в неделю информационные агентства сообщают новости о межнациональных и межрелигиозных столкновениях, произошедших в Палестине. Печально, но Иерусалим, которому предрекали быть городом мира, стал местом постоянных конфликтов. Главный этап в тревожной истории Иерусалима наступил с Рождением Иисуса Христа. Иудеи, не принявшие Спасителя, не только сделали все, чтобы Христа отправили на крест, но и учеников Его стали методично уничтожать. Одной из самых известных жертв иудейских гонений стал святой Иаков Праведный, сброшенный с крыши храма Соломона, а затем добитый камнями. Кончина Иакова поставила под угрозу существование Иерусалимской церкви. После его смерти иудеи усилили гонения на христиан, понимая, что без авторитетного лидера ученики Спасителя находятся в наиболее уязвимом состоянии. Христианство возможно полностью бы исчезло в Палестине, если бы не апостол Павел, направивший евреям-христианам воодушевляющее послание. Отрывок из него читается сегодня о время утреннего богослужения.
Братья, 4.14 имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. 4.15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. 4.16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. 5.1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 5.2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 5.3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. 5.4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. 5.5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; 5.6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Евреи-христиане Иерусалима под угрозой смерти склонялись соплеменниками иудеями к возвращению в ветхозаветную религию. Зная об этом, апостол Павел в своем послании не только воодушевляет христиан Палестины, но и аргументированно доказывает им превосходство Нового Завета над Ветхим. Например, он тщательно проводит сравнение того, кто возглавлял ветхозаветную церковь и кто стал во главе Церкви Новозаветной, христианской. Лидером ветхозаветного иудаизма до разрушения храма Соломона был первосвященник, которого особым образом избирали из числа потомков Аарона, брата пророка Моисея. Согласно православному вероучению, Главой христианской Церкви стал Сам Иисус Христос. Апостол Павел говорит, что ветхозаветный первосвященник, являясь, как всякий человек, грешником, приносил жертвы Богу и за себя, и за народ израильский. Закалывая жертвенное животное, первосвященник сначала омывал перед лицом Бога свои грехи, а затем прегрешения иудеев. Но ветхозаветное богослужение с его кровавыми жертвоприношениями было прообразом великой Жертвы, которую принес Христос. Невинный ягненок, который заколАли иудеи в день ветхозаветной пасхи, символизировал собой Иисуса Христа. Безвинный и безгрешный Спаситель, являясь Богочеловеком, пролил кровь на кресте и омыл ею грехи всех людей. Христу не требовалось, подобно первосвященнику омывать свои грехи, Его жизнь была свободна от греха. Имея абсолютную святость как Бог, Христос добровольно пожертвовал Собой, умер, но, воскреснув, победил смерть. Жертвы Ветхого завета не могли дать человеку войти в Царство Божие, Жертва Христа открыло это Царство каждому, кто принимает православную веру.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер