Во второй половине первого века по Рождестве Христовом христианские общины имелись почти во всех крупных городах Римской империи. Причиной их появления являлась горячая проповедь апостолов, учеников Христа, которые постоянно путешествовали по империи и рассказывали ее жителям о Спасителе и Его учении. Исключением в этом смысле, как ни странно, была столица империи, славный город Рим, христианская община в котором возникла без прямого участия апостолов. Весть о Христе проникла в Рим благодаря местным евреям, которые услышали проповедь апостолов в день Пятидесятницы, поверили в Спасителя и, вернувшись домой, обратили в христианство своих родных и близких. В Римскую общину христиан затем вошли и поверившие в Спасителя язычники. Евреи и бывшие язычники мирно сосуществовали в Римской церкви вплоть до 50 года, когда император Клавдий велел изгнать из столицы всех евреев, христиан в том числе. Причиной послужили общественные волнения, устроенные евреями в Риме, вызванные, возможно, спорами о том, являлся ли Христос долгожданным Мессией или нет. В результате Римская Церковь стала состоять исключительно из бывших язычников, которые нуждались в мудрой пастырской заботе. Поддержать столичных братьев по вере взялся апостол Павел. В 58 году он направил им послание, в котором тщательно разъяснял особенности христианского вероучения. Отрывок из послания к римлянам читается сегодня во время богослужения.
Братья, 6.3 все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? 6.4 Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. 6.5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, 6.6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; 6.7 ибо умерший освободился от греха. 6.8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, 6.9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. 6.10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. 6.11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Одним из главных искушений, с которым сталкивались язычники, обратившиеся в христианство, было то, что они с большим трудом принимали учение о воскресении Христа. Причина затруднения состояла в том, что абсолютное большинство язычников римской империи традиционно считало, что тело это гробница для души и все телесное по определению плохо. Данное утверждение было сформировано еще философом Платоном в его диалоге «Федон» и прочно осело в сознании язычников. Они полагали, что главной жизненной задачей человека является освобождение от тела, потому в античной языческой среде так популярна была тема смерти. Но к удивлению язычников христианство говорило иное - что Иисус Христос воскрес, воскрес именно в теле и всем христианам предстоит подобное в день Второго Пришествия Спасителя. В послании к римским христианам апостол Павел успокаивает бывших язычников. С одной стороны, он прямо подтверждает, что воскресение Христа совершилось и Спаситель действительно вновь обрел тело. Но Тело это было иным, совершенным и свободным от плотских ограничений – Христу не требовалась пища, Он не уставал, уже не чувствовал физической боли. Воскреснув, Спаситель дал людям возможность пройти его путем, стать свободным от грехов и страстей, от тех негативных физических ограничений, которые ассоциировались у язычников именно с телом. Христос через Свое воскресение побеждает смерть и открывает людям новую реальность. Спаситель дает поверившего в Него человеку полную духовную свободу, принципиально новое, возвышенное состояние и удивительную жизнь в Своем царстве вечных радости и счастья.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер