Первое послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам. Глава 5, стихи с 14-23.
Город Фессалоники, или как его принято называть сегодня – Салоники, стал занимать важное геополитическое положение еще в древности. Причина состояла в том, что Фессалоники располагаются на берегу Эгейского моря и еще в эпоху Античности стали считаться морскими воротами Европы. Город был основан в четвертом веке до Рождества Христова Кассандром, царем древней Македонии. В первом веке нашей эры Фессалоники, как любой крупный портовый город античности, представлял собой настоящий «плавильный котел» различных народов, культур и традиций. Здесь можно было встретить представителей почти всех регионов Римской империи. Кроме того, в Фессалониках имелась большая еврейская диаспора, сконцентрированная вокруг синагоги – места религиозных собраний иудеев. В 51 году в Фессалоники с проповедью прибыл один из наиболее ярких учеников Иисуса Христа – апостол Павел. В Фессалониках он оказался, строго говоря, вынужденно – изгнанный за свою горячую проповедь из города Филиппы. Первоначально апостол Павел традиционным для себя образом отправился в синагогу, чтобы поведать о Спасителе и Его учении своим соплеменникам, но, как это случалось ранее, на проповедь Павла откликнулись по большей части не иудеи, а язычники, которые, приняв крещение, стали основой Фессалоникийской церкви. Именно им апостол Павел направил в 52 году послание, отрывок из которого читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 5.14 Умоляем вас вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. 5.15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. 5.16 Всегда радуйтесь. 5.17 Непрестанно молитесь. 5.18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. 5.19 Духа не угашайте. 5.20 Пророчества не уничижайте. 5.21 Все испытывайте, хорошего держитесь. 5.22 Удерживайтесь от всякого рода зла. 5.23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Христианская община Фессалоник не вызывала у апостола Павла таких переживаний, как например, Коринфская церковь. Тем не менее, и здесь имелись проблемы, которые Павел постарался решить в своем послании. Христиане-фессалоникийцы очень горячо откликнулись на проповедь апостола, но некоторые из них неправильно поняли элементы христианского вероучения. В частности, слова апостола Павла о Втором пришествии Иисуса Христа и Страшном суде ими были восприняты так, как будто эти события должны состояться со дня на день. Поэтому часть христианской общины Фессалоник резко отстранилась от общественных и семейных обязанностей. Люди полагали, что если Второе пришествие состоится в ближайшее время, то их ежедневная деятельность уже не имеет никакого значения. Апостол Павел узнав о настроениях некоторых фессалоникийских христиан, призывает их одуматься и вернуться к исполнению общественных и семейных обязанностей. Он напоминает, что о дне и часе Второго пришествия известно лишь одному Богу, поэтому о конце света и Страшном суде христиане, безусловно, забывать не должны, но это не должно приводить к анархии в церковном сообществе. Кроме того, апостол подчеркивает еще одну важную мысль. Второе пришествие Христа и следующий за ним Страшный суд – грандиозные события, но христиане должны ждать их не в состоянии уныния или страха, но в спокойствии, молитве и радости, находясь в предвкушении будущей встречи со Спасителем. Поддерживать здравое настроение в фессалоникийской общине, по мысли Павла, могли помочь многочисленные духовные дарования, имевшиеся у христиан этого города. В частности, некоторые фессалоникийцы могли пророчествовать – в контексте древней Церкви, видеть грехи и добродетели других людей. Поддерживая благочестия и обличая недостатки, пророки помогли фессалонийской общине сплотиться и стать одним из центров распространения христианства в Европе.
«Культурно-просветительский центр «Киновия». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был доцент Московской Духовной академии, директор культурно-просветительского центра Троице-Сергиевой Лавры «Киновия» архимандрит Симеон Томачинский.
Разговор шел о том, как различные встречи, лекции и просветительские мероприятия культурного центра «Киновия» помогают взрослым и детям познакомится с верой, Православием и церковной традицией.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Элис Мейнелл «Письмо в будущее» — «Деятельное преображение»

Фото: PxHere
Поэтессе девятнадцатого века Элис Мэйнелл принадлежит стихотворение под названием: «Письмо от юной девушки, адресованное самой себе в старости». Героиня стихотворения, обращаясь к старушке, которой она когда-то станет, то есть к самой себе в старости, говорит:
«Только одна дана нам юность.
Утро жизни брезжит лишь однажды.
И наступает наполненная сожалениями старость».
Стихотворение Мэйнелл грустно, оно пронизано осознанием: ничего уже не исправить. В дневниках Мэйнелл есть упоминание о другом стихотворении — «Письме от старой женщины, отправленном себе самой в юность». Правда, оно так и осталось ненаписанным.
Но всё же задумаемся: какая между этими письмами разница? Колоссальная. Письмо от юности, адресованное старости, ничего изменить не может. Старушка откроет пожелтевший листок, вздохнёт о том, как быстро промелькнула жизнь, и ничего не изменится.
Со вторым письмом всё иначе. Представим, что проснулись мы утром, а на подушке лежит письмо, которое мы, в глубокой-глубокой старости, отправили себе самим, сегодняшним. Чтобы мы, сегодняшние, вот прямо сейчас смогли что-то исправить в своей жизни, изменить, преобразить то, что в нас бледно, узко, бедно, недостойно того, к чему призвал нас Бог.
Это деятельное преображение и есть покаяние. Даже если нам кажется, что у нас ничего нет, у нас есть то, чего точно когда-то не будет. Время. А значит, всё возможно.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Синклер Льюис «Котёнок и звёзды» — «Цепочка грехов»

Фото: Piqsels
Каждый поступок имеет ряд последствий, которые, выстраиваясь в цепочку, могут прямо или косвенно влиять на развитие событий, порой весьма значимых. Рассказ американского писателя Синклера Льюиса «Котёнок и звёзды» посвящён как раз такой цепочке.
Всё начинается с того, что маленький мальчик, выпрашивая у матери коржиков, с притворной лаской гладит котёнка. Залюбовавшись обоими, соседка опаздывает на трамвай. Кондуктор ради неё задерживает рейс. Парикмахер, впустую прождав трамвай на остановке, отправляется в пивную. На следующий день спьяну налысо остригает кандидата на пост управляющего крупнейшей корпорацией. Кандидат теряет уверенность в себе, корпорация, так и не найдя достойного управляющего, через полгода разваливается, что влечёт за собой крушение режима далёкого государства. В финале бывший монарх вздыхает: «Меня утешает одно. Мои беды, я уверен, пали на меня под влиянием могучего рока и были предначертаны звёздами».
Казалось бы, Льюис построил рассказ на противопоставлении рока и котёнка, но что, если приглядеться к сюжету повнимательнее? Цепочку роковых последствий запускает и подпитывает не что иное, как грех. Мальчик гладит котёнка, лицемеря. Соседка в погоне за трамваем притворно задыхается и хватается за сердце. Парикмахер же вообще рад опозданию трамвая — его тянет выпить. Ну а пьянство, как известно, вообще паровоз греховного состава. Так, незначительный, казалось бы, грех (лицемерие ребёнка) ведёт к впечатляющим событиям — крушению политического режима.
Святитель Игнатий (Брянчанинов), выдающийся духовный писатель девятнадцатого столетия, говорит, что душа человека подобна сосуду, в который вливается драгоценная жидкость. Но что будет, если в сосуде окажутся трещины, даже самые незначительные? Жидкость вытечет. Трещинами святитель называет те самые мелочи, повседневные недобрые привычки, грехи, на которые мы привыкли либо закрывать глаза, либо снисходительно отмахиваться: «Подумаешь!».
А мелочей-то, оказывается, и не бывает, грустно улыбается писатель Синклер Льюис.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение








