Апостол Павел вошел в историю человечества как один из самых ярких проповедников христианского вероучения. В течение своей жизни апостол Павел совершил четыре многолетних путешествия по городам Римской империи – во многих из них после его посещения появлялись сплоченные христианские общины. Некоторые города, по словам самого апостола Павла, были особенно дороги его сердцу. Одним из таковых являлся Коринф - город, расположенный на юге Греции и занимавший выгодное географическое положение на узком перешейке между Эгейским и Ионическим морями. Павел оказался в Коринфе в ходе своего второго миссионерского путешествия. Оказался вынужденно – проповедь апостола не была принята в Афинах. Оттуда Павел и прибыл в 52 году в Коринф, рассчитывая лишь восстановить здесь силы и затем продолжить свой путь. Апостол считал, что основать в Коринфе христианскую общину – дело даже более бесперспективное, чем в Афинах. Однако Господь судил иначе. Бог во сне дал Павлу прямое указание остаться в Коринфе и проповедовать христианское учение. К удивлению Павла язычники-коринфяне, имевшие в те времена дурную репутацию, откликнулись на его проповедь и стали принимать крещение. Павел провел в Коринфе полтора года, ежедневно говоря с его жителями о Христе и Его учении. Впоследствии апостол поддерживал коринфскую общину через послания. Отрывок из первого послания к коринфянам читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 9.2 печать моего апостольства – вы в Господе. 9.3 Вот мое защищение против осуждающих меня. 9.4 Или мы не имеем власти есть и пить? 9.5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа? 9.6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать? 9.7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? 9.8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? 9.9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? 9.10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. 9.11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? 9.12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
Апостол Павел написал первое послание к коринфянам в период между 54 и 57 годами, находясь в Эфесе. Идея направить коринфским христианам послание пришла к Павлу не случайно. Вскоре после отъезда апостола в Коринфе начались нестроения. Коринфские христиане, так быстро принявшие веру во Христа, также быстро стали возвращаться к порокам прежней языческой жизни. Пытаясь оправдать свое отпадение, они стремились принизить нравственный авторитет апостола Павла, испортить его репутацию. Логика этих людей была проста и отвратительна одновременно – если несовершенен учитель христиан Коринфа, Павел, так чего же требовать от его учеников? Апостол был возмущен поведением коринфских христиан. Он прямо пишет им, что их поведение недостойно. Кроме того, Павел развенчивает мифы, которые о нем распространяли его противники. Якобы апостол живет разгульной и праздной жизнью. Апостол прямо говорит о том, скольких радостей жизни лишил он себя ради апостольского служения. Павел пишет, что он мог бы быть женат (как апостол Петр), мог бы жить на пожертвования христианских общин. Но он избрал иной путь. Ради проповеди учения Христа апостол Павел принял обет девства. А чтобы никто не укорял его в тунеядстве, Павел зарабатывал на хлеб своими собственными руками – плел ковры и делал покрывала для палаток. Апостол делает оговорку, что мог бы этого не делать, но чтобы не прослыть тунеядцем, совмещает ежедневную проповедь Христа с упорным трудом. Послание апостола Павла произвело на коринфян благотворное воздействие – нестроения в общие прекратились, а христиане Коринфа вернулись к благопристойной жизни.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди