Апостол Павел вошел в историю человечества как один из самых ярких проповедников христианского вероучения. В течение своей жизни апостол Павел совершил четыре многолетних путешествия по городам Римской империи – во многих из них после его посещения появлялись сплоченные христианские общины. Некоторые города, по словам самого апостола Павла, были особенно дороги его сердцу. Одним из таковых являлся Коринф - город, расположенный на юге Греции и занимавший выгодное географическое положение на узком перешейке между Эгейским и Ионическим морями. Павел оказался в Коринфе в ходе своего второго миссионерского путешествия. Оказался вынужденно – проповедь апостола не была принята в Афинах. Оттуда Павел и прибыл в 52 году в Коринф, рассчитывая лишь восстановить здесь силы и затем продолжить свой путь. Апостол считал, что основать в Коринфе христианскую общину – дело даже более бесперспективное, чем в Афинах. Однако Господь судил иначе. Бог во сне дал Павлу прямое указание остаться в Коринфе и проповедовать христианское учение. К удивлению Павла язычники-коринфяне, имевшие в те времена дурную репутацию, откликнулись на его проповедь и стали принимать крещение. Павел провел в Коринфе полтора года, ежедневно говоря с его жителями о Христе и Его учении. Впоследствии апостол поддерживал коринфскую общину через послания. Отрывок из первого послания к коринфянам читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 9.2 печать моего апостольства – вы в Господе. 9.3 Вот мое защищение против осуждающих меня. 9.4 Или мы не имеем власти есть и пить? 9.5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа? 9.6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать? 9.7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? 9.8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? 9.9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? 9.10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. 9.11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? 9.12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
Апостол Павел написал первое послание к коринфянам в период между 54 и 57 годами, находясь в Эфесе. Идея направить коринфским христианам послание пришла к Павлу не случайно. Вскоре после отъезда апостола в Коринфе начались нестроения. Коринфские христиане, так быстро принявшие веру во Христа, также быстро стали возвращаться к порокам прежней языческой жизни. Пытаясь оправдать свое отпадение, они стремились принизить нравственный авторитет апостола Павла, испортить его репутацию. Логика этих людей была проста и отвратительна одновременно – если несовершенен учитель христиан Коринфа, Павел, так чего же требовать от его учеников? Апостол был возмущен поведением коринфских христиан. Он прямо пишет им, что их поведение недостойно. Кроме того, Павел развенчивает мифы, которые о нем распространяли его противники. Якобы апостол живет разгульной и праздной жизнью. Апостол прямо говорит о том, скольких радостей жизни лишил он себя ради апостольского служения. Павел пишет, что он мог бы быть женат (как апостол Петр), мог бы жить на пожертвования христианских общин. Но он избрал иной путь. Ради проповеди учения Христа апостол Павел принял обет девства. А чтобы никто не укорял его в тунеядстве, Павел зарабатывал на хлеб своими собственными руками – плел ковры и делал покрывала для палаток. Апостол делает оговорку, что мог бы этого не делать, но чтобы не прослыть тунеядцем, совмещает ежедневную проповедь Христа с упорным трудом. Послание апостола Павла произвело на коринфян благотворное воздействие – нестроения в общие прекратились, а христиане Коринфа вернулись к благопристойной жизни.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело