Апостол Павел вошел в историю человечества как один из самых ярких проповедников христианского вероучения. В течение своей жизни апостол Павел совершил четыре многолетних путешествия по городам Римской империи – во многих из них после его посещения появлялись сплоченные христианские общины. Некоторые города, по словам самого апостола Павла, были особенно дороги его сердцу. Одним из таковых являлся Коринф - город, расположенный на юге Греции и занимавший выгодное географическое положение на узком перешейке между Эгейским и Ионическим морями. Павел оказался в Коринфе в ходе своего второго миссионерского путешествия. Оказался вынужденно – проповедь апостола не была принята в Афинах. Оттуда Павел и прибыл в 52 году в Коринф, рассчитывая лишь восстановить здесь силы и затем продолжить свой путь. Апостол считал, что основать в Коринфе христианскую общину – дело даже более бесперспективное, чем в Афинах. Однако Господь судил иначе. Бог во сне дал Павлу прямое указание остаться в Коринфе и проповедовать христианское учение. К удивлению Павла язычники-коринфяне, имевшие в те времена дурную репутацию, откликнулись на его проповедь и стали принимать крещение. Павел провел в Коринфе полтора года, ежедневно говоря с его жителями о Христе и Его учении. Впоследствии апостол поддерживал коринфскую общину через послания. Отрывок из первого послания к коринфянам читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 9.2 печать моего апостольства – вы в Господе. 9.3 Вот мое защищение против осуждающих меня. 9.4 Или мы не имеем власти есть и пить? 9.5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа? 9.6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать? 9.7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? 9.8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? 9.9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? 9.10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. 9.11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? 9.12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.
Апостол Павел написал первое послание к коринфянам в период между 54 и 57 годами, находясь в Эфесе. Идея направить коринфским христианам послание пришла к Павлу не случайно. Вскоре после отъезда апостола в Коринфе начались нестроения. Коринфские христиане, так быстро принявшие веру во Христа, также быстро стали возвращаться к порокам прежней языческой жизни. Пытаясь оправдать свое отпадение, они стремились принизить нравственный авторитет апостола Павла, испортить его репутацию. Логика этих людей была проста и отвратительна одновременно – если несовершенен учитель христиан Коринфа, Павел, так чего же требовать от его учеников? Апостол был возмущен поведением коринфских христиан. Он прямо пишет им, что их поведение недостойно. Кроме того, Павел развенчивает мифы, которые о нем распространяли его противники. Якобы апостол живет разгульной и праздной жизнью. Апостол прямо говорит о том, скольких радостей жизни лишил он себя ради апостольского служения. Павел пишет, что он мог бы быть женат (как апостол Петр), мог бы жить на пожертвования христианских общин. Но он избрал иной путь. Ради проповеди учения Христа апостол Павел принял обет девства. А чтобы никто не укорял его в тунеядстве, Павел зарабатывал на хлеб своими собственными руками – плел ковры и делал покрывала для палаток. Апостол делает оговорку, что мог бы этого не делать, но чтобы не прослыть тунеядцем, совмещает ежедневную проповедь Христа с упорным трудом. Послание апостола Павла произвело на коринфян благотворное воздействие – нестроения в общие прекратились, а христиане Коринфа вернулись к благопристойной жизни.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема