Апостолом любви принято называть Иоанна Богослова. Слово «богослов» не должно вводить в заблуждение: речь не о том, что апостол Иоанн был хранителем академического знания, эрудированным интеллектуалом, похожим на нынешних профессоров духовных семинарий. Апостол Иоанн был рыбаком. Просто исконный смысл слова «богослов» несколько отличается от сегодняшнего. Существует мнение, что греческое «теология» (theos — Бог, logos — слово) на русский язык точнее было бы переводить не впрямую как «богословие», а как «боговедение» — смысловая многозначность греческого «logos», если верить специалистам, это позволяет. Тот, кто давным-давно впервые перевел теологию как «богословие», вероятно, опасался даже малейшей ущербности в переводе греческого «logos», у которого существует несколько десятков значений и оттенков, и потому выбрал самый первый и самый общий смысл. Тем не менее богословами в исконном смысле слова были именно боговеды — не просто те, кто умели о Боге рационально рассуждать, но те, кто подлинно Его познали, изведали. А богопознание, с христианской точки зрения, происходит в первую очередь не в голове, а в сердце. Именно таким был первый в истории богослов — святой апостол Иоанн.
Видимо, только такого человека и могли в христианской традиции назвать апостолом любви. То, что слова, ставшие сердцевиной христианства, — «Бог есть любовь» — сказаны именно апостолом Иоанном в его Первом соборном послании (1Ин 4:16) — должно быть, не случайность. Они не просто итог его раздумий, но реальный опыт всей его жизни. Во множестве статей об апостоле неизменно подчеркивается его крайняя пылкость и усердие в следовании за Христом — иногда вплоть до перегибов. Об этом — евангельский сюжет, в котором апостол Иоанн пытался предложить, чтобы «огонь сошел с неба и истребил» самарянское селение, где не приняли Христа. Но Спаситель ответил, что «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк 9:54-55)
Но в случае апостола Иоанна «ошибки» и перегибы лишь подчеркивают, что он шел путем любви. Ведь настоящая любовь — это то, что всегда на пределе. В том смысле, что она несовместима с теплохладностью. Иоанн, надо полагать, понимал это как никто другой, раз именно он по вдохновению свыше записал завершающую книгу Нового Завета — Откровение (Апокалипсис), где теплохладности со всей пронзительностью произнесен приговор: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». (Откр 3:15-16)
Так написать мог только подлинный богослов — в смысле боговед, познавший и прикипевший к Богу сердцем. А еще у веры такого боговеда есть одна фундаментальная черта — привязанность не просто к учению о спасении, а лично ко Христу как Учителю и Спасителю, который Сам «есть путь, истина и жизнь» — кстати, слова как раз из Евангелия от Иоанна (Ин 14:6). На такую привязанность Бог «отвечает взаимностью». И святой апостол Иоанн Богослов мог, не смущаясь, избежать упоминания собственного имени в им же написанном Евангелии и сказать о себе: «ученик, которого любил Иисус» (Ин 13:23).
Заподозривших на этом фоне святого Иоанна в тщеславии должен разубедить тот факт, что из двенадцати апостолов только один Иоанн решился дойти вместе со Христом до Голгофы.
Медицинские приборы и лекарства для подопечных фонда «ДоброСвет»
Игорю из Воронежа 4 года. Он общительный и вполне самостоятельный: под присмотром мамы потихоньку учится готовить и уже может пожарить себе яичницу. Сегодня у Игоря есть возможность развиваться и осваивать всё новое, потому что он находится дома. А первые два года жизни мальчик практически полностью провёл в больнице. Его иммунная система дала сбой и организм не мог себя защищать от разных вирусов и инфекций. Любая простуда представляла для Игоря большую опасность.
Со временем состояние ребёнка улучшилось, и он наконец-то вернулся домой. Но лечение на этом не закончилось: мальчику необходимо регулярно ставить капельницы. Чтобы родители могли проводить процедуру самостоятельно, а Игорю не пришлось бы снова часто бывать в больнице, благотворительный фонд «ДоброСвет» приобрёл для семьи специальный медицинский аппарат и расходные материалы к нему.
Сейчас маленький Игорь живёт вне больничных стен: он свободно играет и общается с детьми, учится новому, ходит с папой и мамой гулять и радуется мелочам — например, качелям, мороженому или сладкой вате.
Благодаря помощи фонда у Игоря и многих других ребят есть возможность проживать своё детство в полной мере — активно и весело.
Фонд «ДоброСвет» с 2013 года помогает тяжелобольным детям и подросткам из Воронежской области — оплачивает лекарства и операции, покупает медицинские изделия и не только. Если вы хотите больше узнать о работе фонда и поучаствовать в жизни тех, кому нужна помощь прямо сейчас, переходите на сайт фонда «ДоброСвет»: https://dobro-svet.ru/komu-pomoch/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Русская Православная Церковь Заграницей». Андрей Кострюков
В нашей студии был доктор исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Кострюков.
Разговор шел об истории Русской Православной Церкви Заграницей, как ее формировали священнослужители и миряне, вынужденно покидавшие Россию после революции и какими были их путь и служение вне Родины.
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Церковь — школа коммуникации;
— Церковно-славянский язык;
— Важность понимания богослужения;
— Общение реальное и виртуальное.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Русская Православная Церковь Заграницей». Андрей Кострюков
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 15.11.2024». Алексей Соколов, Оксана Кавальская
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов