
Фото: PxHere
В 1880-х годах писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк путешествовал по Уралу. Он изучал быт жителей маленьких северных деревенек, и свои впечатления впоследствии отразил в знаменитом Уральском цикле. Вошёл в него и роман «Дикое счастье». Героиня произведения, старуха Власьевна, всю ночь тайно от всех носила кирпичи — поднимала их по лесам на самый верх строящейся церкви, чтобы поработать для Господа и облегчить труд строителей. Лишь под утро Власьевна отправилась домой, утомлённая тяжёлой работой. Но как только с косогора увидела она родную деревню, усталость как рукою сняло. Глазами героини Мамин-Сибиряк так описывает этот момент: «Кругом было всё темно, но в избах уже мелькали яркие огоньки: это топились печки у заботливых хозяев». Русская печь на протяжении столетий была символом дома, уюта, покоя; в самом буквальном смысле она являлась семейным очагом. Не спроста наши предки называли печь «царицей избы». Начиная строить дом, будущие хозяева сперва определяли место, где будет стоять печка — от её расположения зависела планировка всех остальных помещений. Отсюда и пошла известная поговорка: «плясать от печки».
История печи, по мнению некоторых исследователей, восходит ещё к неолиту — новому каменному веку. Именно тогда человек впервые догадался поместить огонь под свод из камней и глины. Большинство учёных полагают, что прообраз именно русской печи появился в Киевской Руси приблизительно в Х—ХI столетии. Тогда в домах у многих стали появляться глинобитные очаги, которые служили для обогрева жилища и приготовления пищи. И всё же они даже отдалённо не были похожи на ту русскую печь, которую мы знаем сегодня. Очаги эти не имели дымохода и топились по-чёрному. Из-за этого на стенах и потолке избы скапливалась копоть и сажа. На протяжении столетий печи совершенствовались, и к XVIII-му веку появилась классическая русская печь — с трубой, горнилом — местом, где сгорают дрова, и, конечно же, лежанкой.
Печь традиционно устанавливалась в центре избы — это позволяло равномерно отапливать весь дом. Однако русская печка служила не только источником тепла. В ней, разумеется, готовили пищу. А ещё — стирали. Женщины складывали бельё в чугунный горшок, наполненный водой, опускали туда мешочек с печной золой, и ставили в горнило. После кипячения с золой бельё становилось белоснежным, а ткань приобретала прочность. С помощью русской печи можно было устроить банные процедуры, не выходя из избы. И, конечно, на тёплой печи отдыхали после утомительного трудового дня, грелись в холодные зимние вечера. Температура внутри русской печи достигала примерно двухсот градусов по Цельсию. А её толстые стенки — обычно в 30-40 сантиментов — позволяли даже в самые лютые морозы всего одной протопкой поддерживать в избе тепло на протяжении целых суток.
Русская печка часто упоминается в народных сказках, песнях, былинах. Печь стала неотъемлемой частью русской национальной культуры, символом традиционного быта русского народа. По сей день в деревнях и сёлах стоят во многих домах русские печи — символ семейного тепла и уюта.
Все выпуски программы Открываем историю
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема