В 1880-х годах писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк путешествовал по Уралу. Он изучал быт жителей маленьких северных деревенек, и свои впечатления впоследствии отразил в знаменитом Уральском цикле. Вошёл в него и роман «Дикое счастье». Героиня произведения, старуха Власьевна, всю ночь тайно от всех носила кирпичи — поднимала их по лесам на самый верх строящейся церкви, чтобы поработать для Господа и облегчить труд строителей. Лишь под утро Власьевна отправилась домой, утомлённая тяжёлой работой. Но как только с косогора увидела она родную деревню, усталость как рукою сняло. Глазами героини Мамин-Сибиряк так описывает этот момент: «Кругом было всё темно, но в избах уже мелькали яркие огоньки: это топились печки у заботливых хозяев». Русская печь на протяжении столетий была символом дома, уюта, покоя; в самом буквальном смысле она являлась семейным очагом. Не спроста наши предки называли печь «царицей избы». Начиная строить дом, будущие хозяева сперва определяли место, где будет стоять печка — от её расположения зависела планировка всех остальных помещений. Отсюда и пошла известная поговорка: «плясать от печки».
История печи, по мнению некоторых исследователей, восходит ещё к неолиту — новому каменному веку. Именно тогда человек впервые догадался поместить огонь под свод из камней и глины. Большинство учёных полагают, что прообраз именно русской печи появился в Киевской Руси приблизительно в Х—ХI столетии. Тогда в домах у многих стали появляться глинобитные очаги, которые служили для обогрева жилища и приготовления пищи. И всё же они даже отдалённо не были похожи на ту русскую печь, которую мы знаем сегодня. Очаги эти не имели дымохода и топились по-чёрному. Из-за этого на стенах и потолке избы скапливалась копоть и сажа. На протяжении столетий печи совершенствовались, и к XVIII-му веку появилась классическая русская печь — с трубой, горнилом — местом, где сгорают дрова, и, конечно же, лежанкой.
Печь традиционно устанавливалась в центре избы — это позволяло равномерно отапливать весь дом. Однако русская печка служила не только источником тепла. В ней, разумеется, готовили пищу. А ещё — стирали. Женщины складывали бельё в чугунный горшок, наполненный водой, опускали туда мешочек с печной золой, и ставили в горнило. После кипячения с золой бельё становилось белоснежным, а ткань приобретала прочность. С помощью русской печи можно было устроить банные процедуры, не выходя из избы. И, конечно, на тёплой печи отдыхали после утомительного трудового дня, грелись в холодные зимние вечера. Температура внутри русской печи достигала примерно двухсот градусов по Цельсию. А её толстые стенки — обычно в 30-40 сантиментов — позволяли даже в самые лютые морозы всего одной протопкой поддерживать в избе тепло на протяжении целых суток.
Русская печка часто упоминается в народных сказках, песнях, былинах. Печь стала неотъемлемой частью русской национальной культуры, символом традиционного быта русского народа. По сей день в деревнях и сёлах стоят во многих домах русские печи — символ семейного тепла и уюта.
Все выпуски программы Открываем историю
Фильм «Восхождение в Иерусалим». Игорь Мещан, Александра Андронова
У нас в гостях были создатели фильма «Восхождение в Иерусалим»: режиссер Александра Андронова и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили о святынях Иерусалима, об истории паломничеств в Святую Землю и о том, какое значении придается паломничествам в христианстве, а также о том, как создавался фильм «Восхождение в Иерусалим» и в чем его уникальность.
Все выпуски программы Светлый вечер
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь был основан русскими монахами, пришедшими на Кавказ со Святой горы Афон в 1903 году. А 28 ноября 1904 года на горе Бештау уже был освящен Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монахи стали для Кавказских Минеральных вод защитниками Православия в трудные годы советской власти, а до революции были помощниками и просветителями, молясь за всех, привлекая своей добротой и искренностью в лоно Православной Церкви и людей, далеких от веры, и представителей иных религий. Но так происходит и в наши дни, когда на Бештау, где не сохранилось ни зданий первого монастыря, ни фундаментов храмов, пришли отважные люди, которые создали здесь такое удивительное красивейшее пространство, куда хочется приехать вновь. И потому что здесь необыкновенный Успенский Собор, который называют жемчужиной Кавказа, и множество святынь, и удивительный храм под открытым небом в честь Всех русских святых, подвизавшихся на Святой горе Афон, но главное, здесь звучит молитва, которая раскрывает сердца. И совершается она и на самой вершине Бештау.
О том, зачем в наши дни люди приезжают в обитель — наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
Бог в душе. Анна Тумаркина
Довольно часто приходится слышать от невоцерковленных знакомых: «Ну зачем тебе все эти молитвы, посты, богослужения? Веришь в Бога — верь, но Бог должен быть в душе, а это все... так. Внешнее.»
Отнюдь не считаю нужным оправдываться или переубеждать своих собеседников. У каждого своя мера воцерковления. И все же не люблю я это умозаключение: «Бог должен быть в душе». Давным-давно, еще в годы студенчества сама любила утверждать, что в моей душе присутствует нечто весьма значимое. И не просто нечто, а, скорее, некто.
В то время мы, студенты-филологи, часто увлекались различными модными идеями, религиозными и философскими течениями, новыми явлениями в культуре и искусстве. Охотно посещали выставки, конференции, интересные семинары. И было в нашем кругу довольно популярно заявлять о себе: я, мол, в душе поэт или философ, или артист. В моем случае — художник.
В этом, безусловно, нет ничего предосудительного, особенно для романтически настроенных молодых людей. Здорово чувствовать в душе художника: думать о прекрасном, мечтать о прекрасном, искать прекрасное во всем и во всех. Но есть одна проблема: этот художник, который в душе, ничего не создает в реальной жизни. Не пишет ни портретов, ни пейзажей, ни натюрмортов. Разве что там, в душе... В воображении.
Мне кажется, что примерно то же самое представляет из себя так называемый «Бог в душе». Наверное, обладателю души он представляется великим, всемогущим, всеблагим. Но все это лишь в душе, это твой выдуманный субъективный бог. Воображаемый Бог в душе ведь и мир мог бы сотворить лишь такой же, каков и сам: воображаемый.
Разумеется, никого и никогда я не пытаюсь учить правильно веровать. Сама учусь этому всю жизнь. Но когда кто-то настойчиво пытается убедить, что Бог, якобы, должен быть в душе, отвечаю: Бог слишком велик, примерно так же, как мир всегда больше любого глобуса или карты, пусть и самой точной. И уж во много-много раз больше и реальнее, чем человеческое воображение.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение