«Господь мой и Бог мой», - эти слова звучали в сердце Фомы с тех пор, как он увидел Иисуса впервые после Распятия. То мгновение расширилось до бесконечности, заполнило собой прошлое, настоящее и будущее – всю жизнь без остатка. Но какие страшные дни предшествовали ему! Фома прикипел к Учителю душой с тех пор, как сопровождал Его в странствиях по Галилее. Иисус проповедовал в синагогах нечто, неслыханное доселе, и слушать Его было страшно и радостно. То, что раздражало фарисеев, Фому приводило в детский восторг. Верилось, что таинственное Небесное Царство не за горами и чудеса, какие только возможны на свете, доступны Иисусу, а значит, и им, Его ученикам, тоже!
Впервые тревога кольнула, когда Учитель сказал, что должен идти в Вифанию – в путь Его повлекла весть об умершем друге Лазаре. Идти было опасно. Первосвященники всерьёз были настроены против Иисуса, и ученики понимали, что ждать от них можно чего угодно. Наставника уговаривали, чтобы Он не рисковал, поберег себя. Но Он пресекал попытки Его остановить. И тогда Фома неожиданно для самого себя воскликнул: «Пойдём и мы умрем вместе с Ним!»
Потом, когда Иисуса арестовали, Фома удивлялся себе – куда же девалась эта его решимость, готовность умереть с Учителем? Он сбежал, чтобы не видеть Казни. Он удалился в родные Пенеады, чтобы там в родительском доме утешиться общением с близкими. Но не тут-то было! Оказалось, что роднее Иисуса нет никого на свете.
Фома вернулся в Иерусалим через несколько дней после Распятия и направился в дом, где, как ему стало известно, собрались ученики Иисуса. Он шёл, чтобы разделить с ними скорбь.
Фома:
Мир дому сему!
Иоанн:
С миром принимаем, брат! С миром и радостью!
Иоанн:
Ведь ты ещё ничего не знаешь, Фома! На следующий день после Распятия женщины – Мария Магдалина и Мария Иаковлева, Иоанна – жена царского домоправителя Хузы и моя мама - Саломия, отправились к пещере, в которой Иисус был похоронен, чтобы умастить Его Тело благовониями. Но гробница оказалась пустой! Огромный валун, закрывающий вход в неё, был отвален, а на месте погребения лежал лишь саван! Женщины рассказали нам, что видели ангела, который открыл им, что Учителя нет среди мёртвых!
Фома:
Но где же Он был? Где Он сейчас? Я ничего не понимаю!
Иоанн:
Мы тоже не могли понять и поверить. Но вскоре Учитель Сам явился нам. Он был вот здесь, в этой комнате!
Фома:
Наверное, вы видели призрак!
Иоанн:
Нет, Фома, это был не призрак! Иисус Воскрес из мёртвых! Он был живой – ел рыбу и мёд, и раны от гвоздей на Его руках ещё не затянулись!
Фома:
Вот пока я не вложу персты свои в эти раны – не поверю ни за что!
Фома был раздосадован. Ему казалось, что братья проявляют малодушие – разве не честнее принять горе во всей его полноте, чем питать утешительные иллюзии? Ему очень хотелось поверить в Воскресение, разделить радость друзей, но только не ценой самообмана! На молитвенных собраниях царил праздничный дух. Фома держался в стороне и молчал. Он ждал, что недоумение его разрешиться, но как – не представлял.
В тот вечер все уже собрались, и двери в дом были заперты. Вдруг Фома услышал, что в горницу вошёл еще кто-то. Он поднял глаза, и… остолбенел. Иисус – прежний, живой, радостный – ласково смотрел на него и улыбался. «Ну что же ты, Фома? – прозвучал родной голос, самый лучший голос на свете, – подойди ко Мне, вложи персты в Мои раны…». Слезы облегчения хлынули из глаз. «Господь мой и Бог мой…», - только и смог вымолвить счастливый Фома.
Эти слова стали для апостола молитвой. Они помогали помнить, что бессмертие реально и осязаемо. Они были ключом, который открывал любые двери. И через много лет, стоя перед палачами в далёкой Индии, Фома доподлинно знал, что стоит на пороге Небесного Царства. И врата его распахнутся, если до последней минуты жизни удерживать в сердце образ Воскресшего Христа.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия