В конце девятнадцатого века в день праздника Святой Троицы на улицах небольшого города Нолинска Вятской губернии (современная Кировская область) появлялось торжественное шествие. Весь коллектив местного пожарного депо в сопровождении духового оркестра проходил парадом по улицам города. Сияли на летнем солнце начищенные пожарные каски, играл весёлый марш, радостно улыбались жители города. Ворота многих домов были широко распахнуты, гостеприимно приглашая участников и зрителей парада угоститься. Ждал к себе в гости нолинчан и Председатель Пожарного общества, купец первой гильдии, Аполлос Папович Суслопаров. Во дворе Суслопарова стояли столы со всевозможными угощениями, любой желающий мог зайти и поесть вдосталь. Никто не уходил после сытного обеда от Аполлоса Паповича без хорошего подарка.
Жители Нолинска не зря называли купцов отцами города: очень многое делалось здесь по инициативе и за счёт купеческого сословия. Одним из самых заметных и активных жертвователей на нужды нолинчан был как раз Аполлос Суслопаров. Он выделял немалые средства на городскую богадельню, оказывал существенную помощь семьям погибших от несчастных случаев и погорельцам. У Суслопарова не было своих детей, поэтому всю свою любовь и заботу он переносил на тех ребятишек, кто был лишён родительского попечения: активно помогал Нолинскому детскому приюту. В праздничные дни купец приезжал к сиротам, привозил им сладости и другие подарки, нередко забирал ребятишек, лишённых родительского тепла, в свой дом на выходные и каникулы. Долгое время Суслопаров был председателем Совета попечительства о детях-сиротах.
Аполлос Папович много заботился об образовании земляков: участвовал в создании профессионального художественного училища в Нолинске. Большинство церковно-приходских и земских школ Нолинского уезда пользовались его вниманием и щедрыми дарами. Суслопаров являлся почётным блюстителем Нолинского духовного училища, в котором обучалось более ста пятидесяти воспитанников. В тысяча восемьсот девяносто девятом году его стараниями была построена домовая церковь святителя Иоанна Предтечи при училище. В следующем году купец снабдил одно из помещений училища необходимым оборудованием и инструментами для столярной мастерской. Тогда же Суслопаров выстроил для больницы при училище деревянное здание на каменном фундаменте и приобрёл самое современное медицинское оборудование. Стоило ему это около пяти тысяч рублей. Дальнейшее содержание больницы Суслопаров взял полностью на свой счёт.
Щедро жертвовал Аполлос Папович на церкви Нолинска: Успенскую, Всехсвятскую и Николая Чудотворца. Начал строительство храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. К сожалению, оно не было завершено из-за смерти благотворителя. За активную деятельность на благо города в начале двадцатого века Суслопарову присвоено звание почётного гражданина Нолинска.
Аполлос Папович всю жизнь трудился для своих ближних, был настоящим патриотом родного города. Щедрого купца в Нолинске до сих пор вспоминают добрым словом и маленькие нолинчане, и их родители. В доме Суслопарова, который он завещал в пользу родного города, в настоящее время звучат радостные детские голоса: здесь открылся детский сад «Радуга».
Все выпуски программы Имена милосердия
Беседная икона Божией Матери
В 1383 году жители России люди наблюдали необъяснимое явление: по воздуху над городами и весями чудесно перемещался образ Божией Матери. Очевидцы отмечали, что святыня «шествовала по воздуху светозарно», то есть была окружена сиянием. Парящую икону заметили сначала неподалёку от Смоленска, затем над погостом на реке Оять под Вологдой. И наконец, обрели опустившейся на землю в селении Тихвино, близ Великого Новгорода.
Явленный образ Богородицы стали именовать Тихвинским. Он как две капли воды оказался схож с древней Влахернской иконой Богородицы. Это святое изображение Царицы Небесной, созданное ещё апостолом Лукой, хранилось в Константинополе и таинственно исчезло незадолго до обрете́ния святыни в России.
Для чудотворной иконы в селе Тихвино поставили храм в честь праздника Успения Божией Матери. Во время его строительства произошло ещё одно чудо. Пресвятая Богородица явилась местному жителю по имени Георгий и повелела установить на купол церкви не железный, а деревянный крест — в воспоминание того, что Христос был распят на древе. Георгий передал слова Пречистой Девы односельчанам, но ему не поверили. Когда же над храмом стали водружать железный крест, порыв ветра подхватил верхолаза и мягко опустил на землю. После этого церковь увенчали деревянным символом Распятия.
Удивительная история стала частью «Сказания об иконе Богоматери Тихвинской», составленного в конце четырнадцатого века. Чудесное происшествие нашло отражение также в иконописи. Мастер четырнадцатого столетия изобразил Георгия коленопреклонённым перед Богоматерью. Царицу Небесную он представил у подножия ветвистого дерева, покрытого распустившимися цветами. Того самого, из которого был изготовлен Крест Христов — орудие пытки, ставшее знамением победы над смертью.
Икона, посвящённая разговору Царицы Небесной с простым человеком о Кресте, получила название Беседная. Она широко распространилась в России в шестнадцатом-семнадцатом веках. Сейчас самые древние списки Беседного образа хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Далматская икона Божией Матери
Далматская икона Божией Матери связана с именем преподобного Далмата. От рождения этого святого звали Дмитрий Иванович Мокринский. Он появился на свет в 1594 году в селении Берёзовский острог под Тобольском, в семье казачьего атамана. Став взрослым, и сам служил казаком, создал семью, воспитывал детей. После смерти супруги принял постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре. Обитель располагалась в тридцати километрах от современного города Алапаевска и до наших дней не сохранилась.
Братия избрала Далмата своим настоятелем. Но смиренный инок отказался. Желая избежать власти и почёта, он тайно удалился из монастыря и поселился отшельником в пещере на берегу реки Исеть. С собой Далмат взял только икону Пресвятой Богородицы. Образ, написанный в начале семнадцатого столетия, отображал исторические события, которые легли в основу праздника Успения, то есть, блаженной кончины Божией Матери.
Иконописец изобразил Пречистую Деву одновременно лежащей на смертном одре и спелёнатой подобно младенцу на руках у Иисуса Христа. Спаситель представлен в центре композиции в сиянии славы. Он пришёл, чтобы принять чистую душу Своей Матери и вознести её на небо. Вокруг центральных фигур — собрание апостолов, которые, согласно Преданию, стали свидетелями завершения земной жизни Царицы Небесной.
Икона Успения Богородицы стала главной святыней монастыря, образовавшегося вокруг кельи преподобного Далмата на реке Исеть. Далматовскую обитель в 1651 году сожгли войска сибирского хана Девлет-Гирея. Образ Божией Матери чудом остался невредимым во время пожара. В 1707 году его торжественно поместили под сводами нового монастырского каменного собора, освящённого в честь праздника Успения.
Икона прославилась чудотворениями с именем Далматская. Ей было установлено празднование 15-го февраля. Каждый год в этот день в Успенский монастырь на реке Исеть съезжались тысячи паломников.
Так продолжалось до революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, насельникам пришлось покинуть родные стены. Уходя, они забрали с собой Далматскую икону Успения Богородицы. С тех пор её местонахождение остаётся неизвестным. Но сохранилось несколько списков древнего образа. Один из них, написанный в девятнадцатом веке, хранится в Знаменской церкви города Барнаула.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного»
В 1824 году монах Иларион поселился уединённо недалеко от села Троекурово в Липецкой губернии. К нему приходило много людей за духовным советом. Однажды в село Троекурово приехала помещица. Её имение должно было идти в продажу за долги. Монах Иларион принял её и успокоил известием, что Бог даст деньги на погашение долгов. Вернувшись домой, помещица узнала, что имение назначено к описи. Тогда она усомнилась в словах отшельника. Однако вскоре крестьяне принесли ей нужную для взноса сумму, которую сами собрали. А чуть позже пришло письмо от прозорливого монаха Илариона. В нём были такие слова:
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного».
Все выпуски программы Слова Святых