
В конце девятнадцатого века в день праздника Святой Троицы на улицах небольшого города Нолинска Вятской губернии (современная Кировская область) появлялось торжественное шествие. Весь коллектив местного пожарного депо в сопровождении духового оркестра проходил парадом по улицам города. Сияли на летнем солнце начищенные пожарные каски, играл весёлый марш, радостно улыбались жители города. Ворота многих домов были широко распахнуты, гостеприимно приглашая участников и зрителей парада угоститься. Ждал к себе в гости нолинчан и Председатель Пожарного общества, купец первой гильдии, Аполлос Папович Суслопаров. Во дворе Суслопарова стояли столы со всевозможными угощениями, любой желающий мог зайти и поесть вдосталь. Никто не уходил после сытного обеда от Аполлоса Паповича без хорошего подарка.
Жители Нолинска не зря называли купцов отцами города: очень многое делалось здесь по инициативе и за счёт купеческого сословия. Одним из самых заметных и активных жертвователей на нужды нолинчан был как раз Аполлос Суслопаров. Он выделял немалые средства на городскую богадельню, оказывал существенную помощь семьям погибших от несчастных случаев и погорельцам. У Суслопарова не было своих детей, поэтому всю свою любовь и заботу он переносил на тех ребятишек, кто был лишён родительского попечения: активно помогал Нолинскому детскому приюту. В праздничные дни купец приезжал к сиротам, привозил им сладости и другие подарки, нередко забирал ребятишек, лишённых родительского тепла, в свой дом на выходные и каникулы. Долгое время Суслопаров был председателем Совета попечительства о детях-сиротах.
Аполлос Папович много заботился об образовании земляков: участвовал в создании профессионального художественного училища в Нолинске. Большинство церковно-приходских и земских школ Нолинского уезда пользовались его вниманием и щедрыми дарами. Суслопаров являлся почётным блюстителем Нолинского духовного училища, в котором обучалось более ста пятидесяти воспитанников. В тысяча восемьсот девяносто девятом году его стараниями была построена домовая церковь святителя Иоанна Предтечи при училище. В следующем году купец снабдил одно из помещений училища необходимым оборудованием и инструментами для столярной мастерской. Тогда же Суслопаров выстроил для больницы при училище деревянное здание на каменном фундаменте и приобрёл самое современное медицинское оборудование. Стоило ему это около пяти тысяч рублей. Дальнейшее содержание больницы Суслопаров взял полностью на свой счёт.
Щедро жертвовал Аполлос Папович на церкви Нолинска: Успенскую, Всехсвятскую и Николая Чудотворца. Начал строительство храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. К сожалению, оно не было завершено из-за смерти благотворителя. За активную деятельность на благо города в начале двадцатого века Суслопарову присвоено звание почётного гражданина Нолинска.
Аполлос Папович всю жизнь трудился для своих ближних, был настоящим патриотом родного города. Щедрого купца в Нолинске до сих пор вспоминают добрым словом и маленькие нолинчане, и их родители. В доме Суслопарова, который он завещал в пользу родного города, в настоящее время звучат радостные детские голоса: здесь открылся детский сад «Радуга».
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер