Хотите отправиться в путешествие во времени? Отчасти это возможно! Если взглянуть на картину Аполлинария Васнецова «Новгородский торг». Чтобы добиться достоверности, художник провел немало времени в архивах и библиотеках.
— Всю жизнь живу в Москве, а в мемориальной квартире Апполинария Васнецова оказалась впервые! Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что пригласили меня сюда!
— Этот небольшой музей в Фурманном переулке — часть Третьяковской галереи, которую ты так любишь, Наташенька. Считай, что для тебя открылся ещё один её зал. Как в сказке бывает, когда герой вдруг обнаруживает дверь в потайную комнату.
— Похоже! Атмосфера здесь сказочная. И создают её художественные произведения Васнецова. Вот это, например, похоже на иллюстрацию пушкинских строк из сказки о царе Салтане: «Остров на море лежит, град на острове стоит, с златоглавыми церквами, теремами и садами».
— Да, картина «Новгородский торг 17-го века» навевает мысли о чудесах и волшебных историях. А между тем, её без малейшего преувеличения можно назвать научной работой.
— Научной работой?
— Именно так! Аполлинарий Михайлович создал её в 1909 году для просветительского проекта «Картины по русской истории». Издательство Иосифа Кнебеля выпустило тогда несколько брошюр по русским летописям. Очерки для них писал историк Сергей Князьков, а иллюстрации выполняли лучшие русские художники того времени.
— Но всё-таки, почему вы назвали картину научной работой? Так можно сказать про исторический очерк, а не про иллюстрацию к нему.
— Перед тем, как написать «Новгородский торг», Васнецов много времени провёл в архивах и библиотеках. Его картина даёт полное представление о жизни торгового Новгорода в семнадцатом веке.
— А объясните мне, пожалуйста, где тут что нарисовано?
— Смотри. На переднем плане — обширное пространство перед храмом Иоанна Предтечи. Вот он, белокаменный, с правой стороны. При этой церкви существовала самая уважаемая в городе артель купцов, она называлась Иванова сотня. Всякий, кто хотел вступить в неё, был обязан пожертвовать храму немалую сумму.
— А это что за строения вокруг храма?
— Общественные склады и амбары — и каменные, и деревянные. Возле них непременно стояли точные весы — большие, для крупного товара, и поменьше — для мелкого.
— И те, и другие Аполлинарий Васнецов изобразил на своей картине!
— Он был очень внимателен к деталям! Так, по одежде людей можно убедиться, что торговля в Великом Новгороде была международной. Художник представил в своей работе не только русских купцов, но и немецких, и голландских торговцев. Вот они, заморские гости — торгуются с продавцом лисьего меха.
— А прибыли иностранцы в Новгород, наверное, на одном из тех кораблей, что стоят на реке за торговыми рядами?
— Именно так. Хорошо, что ты обратила внимание на задний план картины, он тоже очень содержательный. Мы видим здесь мост через реку Волхов. Можно заметить, что он стоит на клетях — особых деревянных срубах, наполненных камнями. Мост соединяет торговую сторону города с Софийской, на которой расположен знаменитый новгородский собор святой Софии.
— И Кремль!
— Да, и Кремль. К его мощным стенам от моста ведут деревянные ряды-балаганы, где торговали всякой мелочью. А на башне над входом в город красуются часы — редкость в семнадцатом веке, новгородцы ими очень дорожили.
— Удивительная работа Апполинария Васнецова! Внешне похожа на сказку, а по содержанию — на страницу энциклопедии.
— Потому и экспонируется картина «Новгородский торг» в Историческом музее. С её помощью так легко усвоить летописные сведения об истории нашего Отечества!
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.