Хотите отправиться в путешествие во времени? Отчасти это возможно! Если взглянуть на картину Аполлинария Васнецова «Новгородский торг». Чтобы добиться достоверности, художник провел немало времени в архивах и библиотеках.

— Всю жизнь живу в Москве, а в мемориальной квартире Апполинария Васнецова оказалась впервые! Спасибо вам, Маргарита Константиновна, что пригласили меня сюда!
— Этот небольшой музей в Фурманном переулке — часть Третьяковской галереи, которую ты так любишь, Наташенька. Считай, что для тебя открылся ещё один её зал. Как в сказке бывает, когда герой вдруг обнаруживает дверь в потайную комнату.
— Похоже! Атмосфера здесь сказочная. И создают её художественные произведения Васнецова. Вот это, например, похоже на иллюстрацию пушкинских строк из сказки о царе Салтане: «Остров на море лежит, град на острове стоит, с златоглавыми церквами, теремами и садами».
— Да, картина «Новгородский торг 17-го века» навевает мысли о чудесах и волшебных историях. А между тем, её без малейшего преувеличения можно назвать научной работой.
— Научной работой?
— Именно так! Аполлинарий Михайлович создал её в 1909 году для просветительского проекта «Картины по русской истории». Издательство Иосифа Кнебеля выпустило тогда несколько брошюр по русским летописям. Очерки для них писал историк Сергей Князьков, а иллюстрации выполняли лучшие русские художники того времени.
— Но всё-таки, почему вы назвали картину научной работой? Так можно сказать про исторический очерк, а не про иллюстрацию к нему.
— Перед тем, как написать «Новгородский торг», Васнецов много времени провёл в архивах и библиотеках. Его картина даёт полное представление о жизни торгового Новгорода в семнадцатом веке.
— А объясните мне, пожалуйста, где тут что нарисовано?
— Смотри. На переднем плане — обширное пространство перед храмом Иоанна Предтечи. Вот он, белокаменный, с правой стороны. При этой церкви существовала самая уважаемая в городе артель купцов, она называлась Иванова сотня. Всякий, кто хотел вступить в неё, был обязан пожертвовать храму немалую сумму.
— А это что за строения вокруг храма?
— Общественные склады и амбары — и каменные, и деревянные. Возле них непременно стояли точные весы — большие, для крупного товара, и поменьше — для мелкого.
— И те, и другие Аполлинарий Васнецов изобразил на своей картине!
— Он был очень внимателен к деталям! Так, по одежде людей можно убедиться, что торговля в Великом Новгороде была международной. Художник представил в своей работе не только русских купцов, но и немецких, и голландских торговцев. Вот они, заморские гости — торгуются с продавцом лисьего меха.
— А прибыли иностранцы в Новгород, наверное, на одном из тех кораблей, что стоят на реке за торговыми рядами?
— Именно так. Хорошо, что ты обратила внимание на задний план картины, он тоже очень содержательный. Мы видим здесь мост через реку Волхов. Можно заметить, что он стоит на клетях — особых деревянных срубах, наполненных камнями. Мост соединяет торговую сторону города с Софийской, на которой расположен знаменитый новгородский собор святой Софии.
— И Кремль!
— Да, и Кремль. К его мощным стенам от моста ведут деревянные ряды-балаганы, где торговали всякой мелочью. А на башне над входом в город красуются часы — редкость в семнадцатом веке, новгородцы ими очень дорожили.
— Удивительная работа Апполинария Васнецова! Внешне похожа на сказку, а по содержанию — на страницу энциклопедии.
— Потому и экспонируется картина «Новгородский торг» в Историческом музее. С её помощью так легко усвоить летописные сведения об истории нашего Отечества!
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер