
В самом центре крупного торгового села Наченалы, что в Самарской губернии, гремела большая стройка. Жители знали — строят школу. Новая школа в селе, действительно, была очень нужна. Сельчане пытались расспрашивать рабочих о том, кто сделал им такой подарок, но те и сами ничего не знали, кроме того, что строит за свои деньги какой-то богатый человек. «Видно, благодетель у вас нашёлся!», — отвечали они удивлённым жителям села.
И невдомёк было наченаловцам, что неожиданно появившийся благодетель ещё не так давно жил с ними рядом! Звали этого человека Антон Николаевич Шихобалов. Он был младшим ребёнком в большой зажиточной крестьянской семье. Отец Антона был человеком верующим и детей своих воспитывал так, что с раннего детства они проникались духом Евангельских заповедей.
В тысяча восемьсот тридцать третьем году у Шихобаловых случился страшный пожар. Сгорело всё. И тогда глава семейства без ропота, благодаря Бога за то, что остались живы и здоровы, перевёз жену и детей из Наченал в Самару. Здесь им предстояло начать новую жизнь.
Постепенно отец Антона снова встал на ноги. Скопил капитал, записался в купечество, а когда сын подрос, выделил ему долю, чтобы тот смог начать собственное дело.
Вскоре Антон Шихобалов стал одним из самых уважаемых людей в Самаре. И уважали его не за достаток, а за необыкновенную щедрость, скромность и искреннюю любовь к ближним. «Не я своим деньгам хозяин, а Господь. Всё, что могу — распорядиться богатством так, как Ему будет угодно», — говорил Антон Николаевич.
В тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году Шихобалов, будучи старостой самарской Иоанно-Предтеченской церкви, решил перестроить тесный, ветхий деревянный храм. Так на его месте выросла большая каменная пятиглавая церковь, которую освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство обошлось Антону Николаевичу в тридцать четыре тысячи рублей — для того времени это была сумма немалая. А спустя несколько лет, когда в Самаре началось строительство Кафедрального собора Христа Спасителя, Шихобалов пожертвовал ещё больше — пятьдесят тысяч. И на этом не остановился.
Воскресенский собор, Ильинский, Троицкий и Всехсвятский храмы в Самаре, десятки церквей в сёлах не только Самарской, но и Симбирской и Оренбургской губерний, Свято-Троицкий женский монастырь в Бузулукском уезде — тоже были построены и содержались на средства Шихобалова. И почти всегда — так же, как в родном селе Антона Николаевича Наченалове — люди далеко не сразу узнавали, чьими стараниями вырос у них новый храм или появилась школа. «Благотворить напоказ Богу неугодно», — считал Антон Николаевич и старался свои пожертвования не афишировать.
Шихобалов построил, полностью оснастил по последнему слову науки и на свои средства содержал в Самаре городскую больницу — с рентгеновским аппаратом и кабинетами физиотерапии, в которой из шестидесяти мест сорок пять были бесплатными и предназначались для людей малоимущих. В тысяча восемьсот восьмидесятом он учредил в селе Колокольцовка Симбирской губернии ремесленный приют для беспризорников, куда детей привозили прямо с улиц — босых, в лохмотьях, грязных и голодных. В приюте они получали уход и заботу, обучались грамоте и ремёслам. В Самаре Антон Николаевич открыл ещё один приют и богадельню со странноприимным домом и домовой церковью преподобного Серафима Саровского.
«Этот человек посвятил свою жизнь нуждам страждущих и неимущих», — говорил об Антоне Шихобалове известный в начале двадцатого века самарский священник Александр Ястребов. А в газете «Голос Самары» однажды опубликовали такие бесхитростные, но искренние стихи, посвящённые благотворителю:
В пользу сирых и несчастных, обездоленных, калек
Много создал дел прекрасных благородный человек!
И прибавить к этому, пожалуй, нечего.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело