
В самом центре крупного торгового села Наченалы, что в Самарской губернии, гремела большая стройка. Жители знали — строят школу. Новая школа в селе, действительно, была очень нужна. Сельчане пытались расспрашивать рабочих о том, кто сделал им такой подарок, но те и сами ничего не знали, кроме того, что строит за свои деньги какой-то богатый человек. «Видно, благодетель у вас нашёлся!», — отвечали они удивлённым жителям села.
И невдомёк было наченаловцам, что неожиданно появившийся благодетель ещё не так давно жил с ними рядом! Звали этого человека Антон Николаевич Шихобалов. Он был младшим ребёнком в большой зажиточной крестьянской семье. Отец Антона был человеком верующим и детей своих воспитывал так, что с раннего детства они проникались духом Евангельских заповедей.
В тысяча восемьсот тридцать третьем году у Шихобаловых случился страшный пожар. Сгорело всё. И тогда глава семейства без ропота, благодаря Бога за то, что остались живы и здоровы, перевёз жену и детей из Наченал в Самару. Здесь им предстояло начать новую жизнь.
Постепенно отец Антона снова встал на ноги. Скопил капитал, записался в купечество, а когда сын подрос, выделил ему долю, чтобы тот смог начать собственное дело.
Вскоре Антон Шихобалов стал одним из самых уважаемых людей в Самаре. И уважали его не за достаток, а за необыкновенную щедрость, скромность и искреннюю любовь к ближним. «Не я своим деньгам хозяин, а Господь. Всё, что могу — распорядиться богатством так, как Ему будет угодно», — говорил Антон Николаевич.
В тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году Шихобалов, будучи старостой самарской Иоанно-Предтеченской церкви, решил перестроить тесный, ветхий деревянный храм. Так на его месте выросла большая каменная пятиглавая церковь, которую освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство обошлось Антону Николаевичу в тридцать четыре тысячи рублей — для того времени это была сумма немалая. А спустя несколько лет, когда в Самаре началось строительство Кафедрального собора Христа Спасителя, Шихобалов пожертвовал ещё больше — пятьдесят тысяч. И на этом не остановился.
Воскресенский собор, Ильинский, Троицкий и Всехсвятский храмы в Самаре, десятки церквей в сёлах не только Самарской, но и Симбирской и Оренбургской губерний, Свято-Троицкий женский монастырь в Бузулукском уезде — тоже были построены и содержались на средства Шихобалова. И почти всегда — так же, как в родном селе Антона Николаевича Наченалове — люди далеко не сразу узнавали, чьими стараниями вырос у них новый храм или появилась школа. «Благотворить напоказ Богу неугодно», — считал Антон Николаевич и старался свои пожертвования не афишировать.
Шихобалов построил, полностью оснастил по последнему слову науки и на свои средства содержал в Самаре городскую больницу — с рентгеновским аппаратом и кабинетами физиотерапии, в которой из шестидесяти мест сорок пять были бесплатными и предназначались для людей малоимущих. В тысяча восемьсот восьмидесятом он учредил в селе Колокольцовка Симбирской губернии ремесленный приют для беспризорников, куда детей привозили прямо с улиц — босых, в лохмотьях, грязных и голодных. В приюте они получали уход и заботу, обучались грамоте и ремёслам. В Самаре Антон Николаевич открыл ещё один приют и богадельню со странноприимным домом и домовой церковью преподобного Серафима Саровского.
«Этот человек посвятил свою жизнь нуждам страждущих и неимущих», — говорил об Антоне Шихобалове известный в начале двадцатого века самарский священник Александр Ястребов. А в газете «Голос Самары» однажды опубликовали такие бесхитростные, но искренние стихи, посвящённые благотворителю:
В пользу сирых и несчастных, обездоленных, калек
Много создал дел прекрасных благородный человек!
И прибавить к этому, пожалуй, нечего.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер