Первая в России мемориальная доска в память о женщине, была установлена в Петербурге в 1912-ом году на доме номер 16 по Ковенскому переулку. Здесь в самом начале 20-ого века жила Анна Философова. Деньги на памятный знак, посвящённый ей, собирали друзья Анны Павловны. И те, кому она помогала в нужде. А таких были сотни, тысячи.
Анна родилась в Перми, в дворянской семье Дягилевых, из которой вышло много известных людей, например, театральный деятель Сергей Дягилев. Замуж Анна вышла за Владимира Философова. В псковском имении Богдановском, которое принадлежало супругу, Анна и начала заниматься благотворительностью. Молодая женщина построила бесплатную школу для местных детей и стала её попечительницей. Каждое лето она устраивала для ребят литературные чтения, открыла народную библиотеку-читальню. В своём доме организовала амбулаторию. Приходившие сюда лечиться крестьяне получали лекарства даром. Деревенские жители называли Анну Павловну красным солнышком, сама же она писала, что только в Богдановском чувствует, что живёт не только для себя и своей семьи, а для народа и что здесь ей, по её словам, «как-то не совестно жить».
В поместье Философовы уезжали на лето, всё остальное время они жили в Петербурге. Там у Анны Павловны были две подруги — Мария Трубникова и Надежда Стасова. Все они состояли в кружке «На пользу русской женщины». И в 1861-ом году родился первый масштабный благотворительный проект этого кружка — «Общество дешёвых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга». Философова стала бессменным председателем Общества, а существовало оно больше 15-ти лет. И если в начале снималось всего несколько квартир, в которых за небольшую плату, а то и вовсе бесплатно селили бедняков, то уже через несколько лет Общество арендовало целые дома. При них работали швейная мастерская, прачечная, столовая, школа — словом, всё то, что облегчало жизнь работающим матерям. Ведь в домах этих в основном жили семьи, в которых не было кормильцев.
Десятки тысяч человек за годы работы Общества получили помощь от энергичных дам. И это касалось не только жилья. Анна Павловна организовала «Артель переводчиц и издательниц», чтобы дать возможность интеллигентным женщинам зарабатывать деньги. К тому же Философова открывала воскресные школы в Петербурге, организовала «Комитет грамотности», основала «Общество для поддержания падших женщин» и первый в России официальный женский союз — он назывался «Женское взаимно-благотворительное общество». А когда в 1873-ом году в самарской губернии случился голод, Анна Павловна стала во главе комитета по сбору пожертвований и помощи голодающему населению.
В те времена российским женщинам официально было запрещено учиться в высших учебных заведениях. Домашнее, начальное и среднее образование барышни получали, но многие мечтали о высшем. И в 1878-ом году случилось долгожданное событие. В Петербурге, на 10-ой линии Васильевского острова открылись женские Бестужевские курсы. Разрешения на их открытие Философова добивалась вместе со своими подругами. Ставшее знаменитым учебное заведение дало высшее образование десяти тысячам девушек.
К общественной и благотворительной деятельности Анны Павловны многие её современники относились негативно. Борьба Философовой за права женщин казалась блажью либеральной барыни. Сама же Анна Павловна говорила: «Я человек и гражданка, люблю своё Отечество и болею его болями». Анна Философова не только говорила. Она действовала.
Все выпуски программы Имена милосердия
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
У нас в студии была старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, ведущий научный сотрудник Российской Академии художеств Татьяна Самойлова.
Разговор шел о судьбе и творчестве известного иконописца XVII века Гурия Никитина, автора фресок в Троицком соборе Данилова монастыря Переславля-Залесского, посвященных сюжетам из Апокалипсиса.
Этой программой мы завершаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Третья беседа с Кириллом Вахом и Сергеем Кругликовым была посвящена влиянию «Апокалипсиса» на мировую культуру (эфир 22.10.2025)
Четвертая беседа с игуменом Пантелеимоном (Королевым) была посвящена опыту чтения «Апокалипсиса» в храме (эфир 23.10.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги XI Международного фестиваля «Вера и слово»;
— Результаты и плоды проповеди священников в сети;
— Значение церковной жизни;
— 29-летие журнала «Фома»;
— 80-летие Никиты Сергеевича Михалкова.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Апокалипсис в иконографии Гурия Никитина». Татьяна Самойлова
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Апокалипсис — книга и иконография». Игумен Пантелеимон (Королев)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







