
Нередко в наших программах я употребляю выражение «забытый поэт». Однако, такое определение почти всегда условно: историкам литературы, филологам и краеведам — забытые имена всё-таки ведомы. Но бывают случаи исключительные.
Так, до десятых годов нашего столетия, имя первой профессиональной русской поэтессы Анны Буниной, — родившейся в 1774-м, и отошедшей к Господу после тяжёлой болезни в 1829-м, — было забыто совершенно.
...А когда-то, несмотря на язвительные отзывы молодого Пушкина и его окружения, считавших Бунину старомодной подражательницей классицизму, — её творчество ценили Карамзин, Державин и Крылов.
После выхода, в 1809-м году, первой книги — даже нарекли «десятой музою».
Её сравнивали с античными поэтессами Сапфо и Коринной.
Давайте прочитаем послание Анны Буниной — баснописцу Ивану Дмитриеву, — который, кстати, благословил на постоянное написание басен того же Крылова.
«Умолкни, соловей! спорхни с высокой ивы, —
Сказала стрекоза, стрекоча под травой,
Певцу, гремящему у ней над головой, —
Умолкни — перерви раскаты, переливы:
Послушай песенок моих,
Я у тебя перенимала их». —
Искусные певцы нигде не горделивы,
И то замечено, не только средь людей,
Но даже и среди всех разных родов птицы;
Слетел учтивый соловей
Послушать ученицы.
Экзамен кончился: «Ну что ж, изволь сказать, —
Жужжала стрекоза, — не сходны ль наши трели?» —
«Когда о сходстве рассуждать,
Так нужно нам, чтоб вместе мы пропели», —
Пернатый отвечал. — «Пусть так: начни же сам». —
Взвился пернатый к небесам,
И звонкий глас его, в утёсах вторя звоны,
Из дола в дол, из леса в лес
Помчался вихрем без препоны.
Певицын гимн исчез —
Напрасно криком истощает силы,
Исчезли все и виды горделивы!
Боясь, что сказку в быль мою ты обратишь:
Тогда пою, как ты молчишь.
Анна Бунина, «Ивану Ивановичу Дмитриеву...», 1809 год
Какой, друзья, замечательный, какой — не побоюсь этого слова — изящный образец смирения перед талантом старшего друга, не правда ли?
После выхода первых книг, после гимнов, воспевающих доблести наших воинов в битвах с Наполеоном, — этой, не слишком состоятельной поэтессе и переводчице, — помогали как русские монархи, так и Российская академия наук.
...Анна Петровна прожила трудную жизнь: Бунина так не обрела собственной семьи, много болела. Современники вспоминали, что в последние свои годы из-за тяжкого недуга она могла писать, только стоя на коленях.
Ещё мне хочется сказать, что Анна Петровна очень любила детей. Переведя с английского языка проповеди шотландского священника и писателя Хью Блэра, — подарила книгу будущему великому учёному- географу Семёнову-Тян-Шанскому с надписью: «Дорогому крестнику Петиньке Семёнову в чаянии его достославной возмужалости».
Пользуясь случаем, поблагодарим нашего современника — поэта, переводчика и филолога Максима Амелина, — который много сделал для возвращения имени и творчества Анны Буниной в нашу литературу.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.