Ни на ком никогда нельзя ставить крест. Даже на самом отвратительном, как нам кажется, человеке.
Однажды мой четырёхлетний сын сильно повредил руку и мы с ним оказались в отделении травматологии. Мы попали в одну палату с мальчиком, от которого были в ужасе и медсёстры, и врачи, и другие мамы. В свои 12 лет Андрей говорил исключительно на приблатнённом жаргоне с обилием непечатных выражений, хамил взрослым и задирал детей, воровал продукты из тумбочек, к тому же был очень активным, шумным... Но милое определение «непоседа» с ним не вязалось, настолько дерзким и зловредным существом он себя проявлял. Его непрестанно наказывали, но он лишь озлоблялся.
Единственная взрослая среди шестерых человек в палате, я не стала воспитывать Андрея. Попросила мужа привезти нам альбом, карандаши и краски, а ещё набор паззлов, конструктор и пластилин. И всё это пошло в дело: увлечён был не только мой ребёнок, но и другие дети, соседи по палате. А Андрей... Сначала ему стало скучно, ведь на его выходки перестали обращать внимание. А потом он подсел ко мне и попросил нарисовать Крошку Енота из мультфильма. Только контуры, раскрасит он сам! Я смотрела на его вдохновенное и сосредоточенное лицо, на то, как выбирает он цвет для енотовой шёрстки, на его чистый лоб, брови вразлёт, и понимала: нет, совсем этот мальчик не злой, просто очень несчастный.
Так и оказалось. Мама Андрюши умерла, отцу было не до сына, Андрей часто убегал из дому, бродяжничал. И ногу покалечил на какой-то заброшенной стройке. Хорошо, что жив остался. Он откровенничал со мной, уже не эпатируя и не пытаясь давить на жалость, просто рассказывал о жизни. И о мечте своей — стать водителем, но для начала попасть в детдом. Он там жил немного, там добрые воспитатели, вкусные котлеты, а главное — машины, на которых можно ездить по-настоящему, картингами называются! Но потом чиновники его снова к отцу вернули...
Андрюша, казалось, позабыл все плохие слова, стал обычным подростком. Который очень-очень любит рисовать... Одним его рисунком я искренне восхитилась: с огромной кручи стремительно летел автомобиль, он летел в разноцветную долину, в большой прекрасный мир, и видна была скорость! Я попросила мальчика подарить мне картину на память. Как же он расцвёл, каким счастьем засиял! Его труд понравился, его рисунок кому-то нужен! И потом ещё до самой выписки спрашивал: «А вы точно картину не выбросите? Прям вот на стену повесите?..»
Прощаясь, я оставила Андрею карандаши и краски, и альбом. И коробку паззлов в придачу, с картинкой из его любимой сказки про Аладдина. А дома прикрепила его рисунок на видное место на стене. Но не на Аладдина же надеяться! Я молилась об этом мальчике и как журналист постаралась сделать всё, чтобы Андрей из больницы попал в детдом. В тот самый, с машинками-картингами.
Но рассказ мой не об этом. В этой истории удивительно ясно можно увидеть, что человек, кажущийся чуть ли не исчадием ада, на самом деле просто очень несчастный, никем не любимый и никому не нужный. Стоит начать обращаться с ним просто по-человечески, уважительно и по-доброму — и он преобразится. А уж если и радость творчества для него открыть!.. Всё, другим станет человек. То есть, собой настоящим станет, каким его Бог задумал.
Конечно, в данном случае это ребёнок, душа неокрепшая, пластичная. И сам-то случай — крайний: погладила я по головке мальчишку, который только того и ждал, маму свою хоть смутно, да помнил, вот и отозвался легко. Да и не знаю, как потом его путь сложился, кем он стал. Жизнь — штука непростая, с колдобинами. Но очень хочется верить, что всё у Андрея хорошо. Ведь он и сам — хороший.
Как и многие-многие люди, которые плохими и злыми кажутся. Вы приглядитесь!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер