
Ни на ком никогда нельзя ставить крест. Даже на самом отвратительном, как нам кажется, человеке.
Однажды мой четырёхлетний сын сильно повредил руку и мы с ним оказались в отделении травматологии. Мы попали в одну палату с мальчиком, от которого были в ужасе и медсёстры, и врачи, и другие мамы. В свои 12 лет Андрей говорил исключительно на приблатнённом жаргоне с обилием непечатных выражений, хамил взрослым и задирал детей, воровал продукты из тумбочек, к тому же был очень активным, шумным... Но милое определение «непоседа» с ним не вязалось, настолько дерзким и зловредным существом он себя проявлял. Его непрестанно наказывали, но он лишь озлоблялся.
Единственная взрослая среди шестерых человек в палате, я не стала воспитывать Андрея. Попросила мужа привезти нам альбом, карандаши и краски, а ещё набор паззлов, конструктор и пластилин. И всё это пошло в дело: увлечён был не только мой ребёнок, но и другие дети, соседи по палате. А Андрей... Сначала ему стало скучно, ведь на его выходки перестали обращать внимание. А потом он подсел ко мне и попросил нарисовать Крошку Енота из мультфильма. Только контуры, раскрасит он сам! Я смотрела на его вдохновенное и сосредоточенное лицо, на то, как выбирает он цвет для енотовой шёрстки, на его чистый лоб, брови вразлёт, и понимала: нет, совсем этот мальчик не злой, просто очень несчастный.
Так и оказалось. Мама Андрюши умерла, отцу было не до сына, Андрей часто убегал из дому, бродяжничал. И ногу покалечил на какой-то заброшенной стройке. Хорошо, что жив остался. Он откровенничал со мной, уже не эпатируя и не пытаясь давить на жалость, просто рассказывал о жизни. И о мечте своей — стать водителем, но для начала попасть в детдом. Он там жил немного, там добрые воспитатели, вкусные котлеты, а главное — машины, на которых можно ездить по-настоящему, картингами называются! Но потом чиновники его снова к отцу вернули...
Андрюша, казалось, позабыл все плохие слова, стал обычным подростком. Который очень-очень любит рисовать... Одним его рисунком я искренне восхитилась: с огромной кручи стремительно летел автомобиль, он летел в разноцветную долину, в большой прекрасный мир, и видна была скорость! Я попросила мальчика подарить мне картину на память. Как же он расцвёл, каким счастьем засиял! Его труд понравился, его рисунок кому-то нужен! И потом ещё до самой выписки спрашивал: «А вы точно картину не выбросите? Прям вот на стену повесите?..»
Прощаясь, я оставила Андрею карандаши и краски, и альбом. И коробку паззлов в придачу, с картинкой из его любимой сказки про Аладдина. А дома прикрепила его рисунок на видное место на стене. Но не на Аладдина же надеяться! Я молилась об этом мальчике и как журналист постаралась сделать всё, чтобы Андрей из больницы попал в детдом. В тот самый, с машинками-картингами.
Но рассказ мой не об этом. В этой истории удивительно ясно можно увидеть, что человек, кажущийся чуть ли не исчадием ада, на самом деле просто очень несчастный, никем не любимый и никому не нужный. Стоит начать обращаться с ним просто по-человечески, уважительно и по-доброму — и он преобразится. А уж если и радость творчества для него открыть!.. Всё, другим станет человек. То есть, собой настоящим станет, каким его Бог задумал.
Конечно, в данном случае это ребёнок, душа неокрепшая, пластичная. И сам-то случай — крайний: погладила я по головке мальчишку, который только того и ждал, маму свою хоть смутно, да помнил, вот и отозвался легко. Да и не знаю, как потом его путь сложился, кем он стал. Жизнь — штука непростая, с колдобинами. Но очень хочется верить, что всё у Андрея хорошо. Ведь он и сам — хороший.
Как и многие-многие люди, которые плохими и злыми кажутся. Вы приглядитесь!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело