
Ни на ком никогда нельзя ставить крест. Даже на самом отвратительном, как нам кажется, человеке.
Однажды мой четырёхлетний сын сильно повредил руку и мы с ним оказались в отделении травматологии. Мы попали в одну палату с мальчиком, от которого были в ужасе и медсёстры, и врачи, и другие мамы. В свои 12 лет Андрей говорил исключительно на приблатнённом жаргоне с обилием непечатных выражений, хамил взрослым и задирал детей, воровал продукты из тумбочек, к тому же был очень активным, шумным... Но милое определение «непоседа» с ним не вязалось, настолько дерзким и зловредным существом он себя проявлял. Его непрестанно наказывали, но он лишь озлоблялся.
Единственная взрослая среди шестерых человек в палате, я не стала воспитывать Андрея. Попросила мужа привезти нам альбом, карандаши и краски, а ещё набор паззлов, конструктор и пластилин. И всё это пошло в дело: увлечён был не только мой ребёнок, но и другие дети, соседи по палате. А Андрей... Сначала ему стало скучно, ведь на его выходки перестали обращать внимание. А потом он подсел ко мне и попросил нарисовать Крошку Енота из мультфильма. Только контуры, раскрасит он сам! Я смотрела на его вдохновенное и сосредоточенное лицо, на то, как выбирает он цвет для енотовой шёрстки, на его чистый лоб, брови вразлёт, и понимала: нет, совсем этот мальчик не злой, просто очень несчастный.
Так и оказалось. Мама Андрюши умерла, отцу было не до сына, Андрей часто убегал из дому, бродяжничал. И ногу покалечил на какой-то заброшенной стройке. Хорошо, что жив остался. Он откровенничал со мной, уже не эпатируя и не пытаясь давить на жалость, просто рассказывал о жизни. И о мечте своей — стать водителем, но для начала попасть в детдом. Он там жил немного, там добрые воспитатели, вкусные котлеты, а главное — машины, на которых можно ездить по-настоящему, картингами называются! Но потом чиновники его снова к отцу вернули...
Андрюша, казалось, позабыл все плохие слова, стал обычным подростком. Который очень-очень любит рисовать... Одним его рисунком я искренне восхитилась: с огромной кручи стремительно летел автомобиль, он летел в разноцветную долину, в большой прекрасный мир, и видна была скорость! Я попросила мальчика подарить мне картину на память. Как же он расцвёл, каким счастьем засиял! Его труд понравился, его рисунок кому-то нужен! И потом ещё до самой выписки спрашивал: «А вы точно картину не выбросите? Прям вот на стену повесите?..»
Прощаясь, я оставила Андрею карандаши и краски, и альбом. И коробку паззлов в придачу, с картинкой из его любимой сказки про Аладдина. А дома прикрепила его рисунок на видное место на стене. Но не на Аладдина же надеяться! Я молилась об этом мальчике и как журналист постаралась сделать всё, чтобы Андрей из больницы попал в детдом. В тот самый, с машинками-картингами.
Но рассказ мой не об этом. В этой истории удивительно ясно можно увидеть, что человек, кажущийся чуть ли не исчадием ада, на самом деле просто очень несчастный, никем не любимый и никому не нужный. Стоит начать обращаться с ним просто по-человечески, уважительно и по-доброму — и он преобразится. А уж если и радость творчества для него открыть!.. Всё, другим станет человек. То есть, собой настоящим станет, каким его Бог задумал.
Конечно, в данном случае это ребёнок, душа неокрепшая, пластичная. И сам-то случай — крайний: погладила я по головке мальчишку, который только того и ждал, маму свою хоть смутно, да помнил, вот и отозвался легко. Да и не знаю, как потом его путь сложился, кем он стал. Жизнь — штука непростая, с колдобинами. Но очень хочется верить, что всё у Андрея хорошо. Ведь он и сам — хороший.
Как и многие-многие люди, которые плохими и злыми кажутся. Вы приглядитесь!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер