
Над Московским Кремлём плыл благовест. Низкий, мощный, раскатистый звон отражался от белокаменных стен и был слышен далеко за ними — в посадах, по берегам Москвы-реки. Заслышав его, люди крестились, говорили: «Молиться зовёт наш «Реут». «Реутом» назывался большой колокол на Успенской звоннице. Это имя дал колоколу его создатель — кремлёвский литейщик Андрей Чохов. В шестнадцатом веке не было на Руси мастера искуснее, чем он.
Биографических данных об Андрее Чохове сохранилось до наших дней крайне мало. Даже точная дата рождения его неизвестна. Предположительно будущий царский литейщик появился на свет около 1545 года. Зато историки точно знают, что литейному делу Чохов посвятил не менее шестидесяти лет. Другими словами, на протяжении всей жизни своим талантом и умением Андрей Чохов служил Отечеству. Родиной мастера был город Муром. Беззаботное детство Андрея, по всей вероятности, длилось не долго, поскольку с самых ранних лет он был отдан в обучение на Московский пушечный двор. В 16-17-м веках это был центр русского литейного производства. Здесь отливались пушки для армии и колокола для храмов. Наставником Чохова стал знаменитый в то время мастер-литейщик Кашпир Ганусов — обрусевший литовец отливал колокола для звонницы Ивана Великого. Один из них после разорения Москвы ханом Девлет-Гиреем, был сильно повреждён. Требовалась переливка, однако никто из литейщиков не хотел браться за непростое и долгое дело. Тогда желание изъявил двадцатипятилетний Андрей Чохов, тогда ещё подмастерье. Среди клубов пара, в невыносимой жаре, много месяцев он трудился над колоколом. Ганусов, увидев результат работы своего ученика, хлопнул его одобрительно по плечу. И вскоре после этого назначил мастером Пушечного двора.
Именно своими пушками и прославился Андрей Чохов. В непростую эпоху Смуты русскому войску требовалось новое вооружение. В особенности — артиллерийское. Чохов, говоря современным языком, создал принципиально новое поколение пушек — более мощных и дальнобойных. За свою жизнь он изготовил около 30 орудий. Это невероятное количество, учитывая, что на изготовление одной пушки могло уходить несколько лет. Ведь пушечный мастер в то время был ещё и математиком, и инженером, и конструктором, и металлургом, и даже немного художником. Когда литеец брался за изготовление пушки, он был обязан самостоятельно разработать её конструкцию, выполнить все необходимые расчёты, сделать глиняную форму для будущего орудия, приготовить необходимый сплав. Пушки Чохова были не только мощным оружием, но и настоящим произведением искусства. Достаточно взглянуть на пушку, отлитую Андреем в 1590-м году, — осадную пищаль под названием «Лев». Ствол длиною более пяти метров украшал тонкий узор и искусно выполненная трёхмерная фигура лежащего льва. Пушка охраняла Псков — стояла напротив Великих городских ворот. Она сохранилась до наших дней — сегодня её можно увидеть в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга.
Андрей Чохов был ещё и выдающимся изобретателем своего времени. Он придумал 100-ствольное орудие, которое стало прообразом современного пулемёта. Но главным творением литейных дел мастера Андрея Чохова, которое увековечило его имя на сотни лет, стала Царь-пушка. Мастер отлил её в честь сына Ивана Грозного, царевича Фёдора Иоанновича. После отливки Царь-пушку на Красную площадь везли двести лошадей на специальных катках из толстых брёвен. Это зрелище видели персидские послы, и докладывали своему шаху, что у московитов есть грозное и столь великое орудие, что в нём легко можно поместиться человеку. Сегодня Царь-пушка, как и много веков назад, по-прежнему стоит на своём месте в Московском Кремле. А с колокольни Успенского собора всё так же созывает людей на молитву в храм колокол «Реут» — живой свидетель удивительного мастерства литейщика Андрея Чохова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 мая. О радио как инструменте проповеди Евангелия

Сегодня 7 мая. День радио.
О радио как инструменте проповеди Евангелия — священник Дионисий Сакович.
День радио, отмечаемый 7 мая, является праздником работников всех отраслей связи. Однако для русской православной церкви радио имеет особое значение. Это мощный инструмент проповеди Евангелия, катехизации и трансляции христианской культуры. С момента появления радиовещания Церковь активно использовала его для распространения Слова Божия, наставления верующих и ответа на вызовы времени. Изобретение радио связано с именем Александра Попова, который 7 мая по новому стилю 1895 года продемонстрировал первый радиоприемник. Однако широкое использование радио началось лишь в 20 веке. Первые опыты православного радиовещания относятся к 20-м годам 20-го века, когда в эмиграции появились религиозные передачи. В Советском Союзе же проповедь по радио была практически невозможной из-за гонения на Церковь. Однако в годы Великой Отечественной войны государство смягчило свою политику, и в 45-м году на радио выступил Патриарх Алексей I. В Советском Союзе первая официальная православная радиопередача вышла в 1957 году на Всесоюзном радио. Это был Рождественский молебен. Однако систематическое вещание началось лишь в 90-е годы. После распада СССР в России появились десятки православных радиостанций. Среди наиболее известных — радио «Радонеж», «Град Петров» и наша любимая Радио ВЕРА.
Деяния святых апостолов

Деян., 19 зач., VIII, 18-25.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Церковь наша — святая, соборная и апостольская. Эти слова мы произносим всякий раз, когда исповедуем свою веру. В эти дни церковного года в православных храмах во время литургии читается книга Деяний святых апостолов, в которой содержатся свидетельства о жизни Христовых учеников и о том, с какими вызовами они сталкивались, какие решение принимали. Решения апостолов стали основой жизни Церкви на все последующие века, именно об этом мы упоминаем в Символе веры. Сегодня в храмах звучит отрывок из 8-й главы книги Деяний, этот отрывок также стал основной одного важного принципа церковной жизни — принципа безвозмездности раздаяния даров Святого Духа.
Глава 8.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
Симон, если судить по только что нами услышанному отрывку книги Деяний, был весьма своеобразным человеком, но его нельзя назвать совсем уж негодяем. Да, он хотел купить себе дары Святого Духа, однако услышав апостольское обличение он не стал ему противиться, не стал оправдываться, он поступил иначе — попросил молитв о себе. Если первое его действие — попытку подкупа апостолов — нельзя назвать христианским, то второе — смиренную просьбу молитв — можно.
Впрочем, первый поступок Симона был настолько возмутительным и дурным, что имя этого человека образовало название весьма специфического греха — симонии. Этот грех подразумевает покупку и продажу степеней священства, и он, согласно церковным канонам, карается самым строгим образом. Каноны же ориентируются на реакцию апостолов, засвидетельствованную книгой Деяний: апостолы прямо сказали, что сама мысль Симона о приобретении даров Святого Духа будет ему в погибель, если, конечно, Бог не смилуется над ним.
Симон был до своего крещения языческим волхвом. У волхвов не было тех нравственных принципов, которые мы знаем из Библии, вообще о нравственном облике волхвов говорить довольно непросто, с достоверностью можно сказать лишь о гигантской бездне между библейскими нравственными установками и моральными принципами язычников. Очевидно, что Симон, став христианином, не в полной мере сумел освободиться от привычных ему представлений о допустимом и недопустимом. Впрочем, это не самое страшное, страшнее другое: он попытался в христианскую среду привнести то, что ей совершенно несвойственно, — он попытался сделать христианскую жизнь источником обогащения. Симон не сумел понять, что спасение души не может приносить никаких земных «бонусов». Нельзя монетизировать спасение. Подобные попытки неизбежно обречены на провал, и задумавший пройти по этому пути человек не сумеет ничего приобрести ни в земной жизни, ни в жизни будущего века.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сельскому батюшке возродить Никольский храм

В некоторых населённых пунктах священники служат по совместительству. Это значит, что на их попечении находятся несколько храмов. Там, где прихожан больше, совершают службы по воскресеньям, а между другими приходами делят прочие дни. Так и «странствует» батюшка между сёлами, наматывая десятки, а то и сотни километров. Один из таких священников — протоиерей Андрей Дяур. За долгие годы служения он сменил несколько приходов и не раз переезжал со своей семьёй. Сейчас они с матушкой живут в Нижегородской области и воспитывают девять детей. Сегодня отец Андрей продолжает духовно окормлять четыре села. А ещё находит время заниматься творчеством со своими и местными ребятишками. Во дворе дома он оборудовал мастерскую. Там батюшка вместе с юными помощниками изготавливает церковные подсвечники, посуду и нарядные вазы.
Трудолюбие и смекалка помогают отцу Андрею и в восстановлении храмов. Когда он начал возрождать церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Монаково, здание находилось в плачевном состоянии. На его древних стенах и колокольне росли кустарники, кровля была разрушена. Но даже в таких условиях батюшка не отступил: он лично участвует в ремонте Никольского храма и даже сам установил на него крест. Конечно, у батюшки есть и помощники, среди местных жителей и не только.
В восстановлении этой сельской святыни священнику Андрею Дяуру помогает Фонд Архангела Михаила. Проект уже собрал средства на ремонт кровли, а сейчас ведёт сбор на ремонт крыльца. Если вы тоже хотите поддержать дело батюшки из Нижегородской области и помочь ему возродить Никольский храм, переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Или отправьте СМС на короткий номер 3434 с текстом «Монаково» и любой суммой через пробел, например, «Монаково 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов