Над Московским Кремлём плыл благовест. Низкий, мощный, раскатистый звон отражался от белокаменных стен и был слышен далеко за ними — в посадах, по берегам Москвы-реки. Заслышав его, люди крестились, говорили: «Молиться зовёт наш «Реут». «Реутом» назывался большой колокол на Успенской звоннице. Это имя дал колоколу его создатель — кремлёвский литейщик Андрей Чохов. В шестнадцатом веке не было на Руси мастера искуснее, чем он.
Биографических данных об Андрее Чохове сохранилось до наших дней крайне мало. Даже точная дата рождения его неизвестна. Предположительно будущий царский литейщик появился на свет около 1545 года. Зато историки точно знают, что литейному делу Чохов посвятил не менее шестидесяти лет. Другими словами, на протяжении всей жизни своим талантом и умением Андрей Чохов служил Отечеству. Родиной мастера был город Муром. Беззаботное детство Андрея, по всей вероятности, длилось не долго, поскольку с самых ранних лет он был отдан в обучение на Московский пушечный двор. В 16-17-м веках это был центр русского литейного производства. Здесь отливались пушки для армии и колокола для храмов. Наставником Чохова стал знаменитый в то время мастер-литейщик Кашпир Ганусов — обрусевший литовец отливал колокола для звонницы Ивана Великого. Один из них после разорения Москвы ханом Девлет-Гиреем, был сильно повреждён. Требовалась переливка, однако никто из литейщиков не хотел браться за непростое и долгое дело. Тогда желание изъявил двадцатипятилетний Андрей Чохов, тогда ещё подмастерье. Среди клубов пара, в невыносимой жаре, много месяцев он трудился над колоколом. Ганусов, увидев результат работы своего ученика, хлопнул его одобрительно по плечу. И вскоре после этого назначил мастером Пушечного двора.
Именно своими пушками и прославился Андрей Чохов. В непростую эпоху Смуты русскому войску требовалось новое вооружение. В особенности — артиллерийское. Чохов, говоря современным языком, создал принципиально новое поколение пушек — более мощных и дальнобойных. За свою жизнь он изготовил около 30 орудий. Это невероятное количество, учитывая, что на изготовление одной пушки могло уходить несколько лет. Ведь пушечный мастер в то время был ещё и математиком, и инженером, и конструктором, и металлургом, и даже немного художником. Когда литеец брался за изготовление пушки, он был обязан самостоятельно разработать её конструкцию, выполнить все необходимые расчёты, сделать глиняную форму для будущего орудия, приготовить необходимый сплав. Пушки Чохова были не только мощным оружием, но и настоящим произведением искусства. Достаточно взглянуть на пушку, отлитую Андреем в 1590-м году, — осадную пищаль под названием «Лев». Ствол длиною более пяти метров украшал тонкий узор и искусно выполненная трёхмерная фигура лежащего льва. Пушка охраняла Псков — стояла напротив Великих городских ворот. Она сохранилась до наших дней — сегодня её можно увидеть в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга.
Андрей Чохов был ещё и выдающимся изобретателем своего времени. Он придумал 100-ствольное орудие, которое стало прообразом современного пулемёта. Но главным творением литейных дел мастера Андрея Чохова, которое увековечило его имя на сотни лет, стала Царь-пушка. Мастер отлил её в честь сына Ивана Грозного, царевича Фёдора Иоанновича. После отливки Царь-пушку на Красную площадь везли двести лошадей на специальных катках из толстых брёвен. Это зрелище видели персидские послы, и докладывали своему шаху, что у московитов есть грозное и столь великое орудие, что в нём легко можно поместиться человеку. Сегодня Царь-пушка, как и много веков назад, по-прежнему стоит на своём месте в Московском Кремле. А с колокольни Успенского собора всё так же созывает людей на молитву в храм колокол «Реут» — живой свидетель удивительного мастерства литейщика Андрея Чохова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Среди мифов древней Греции можно найти легенду о царе Коринфа — Сизифе. Наказанный за гордость, Сизиф вынужден был вечно поднимать в гору огромный камень. И каждый раз камень неминуемо падал с вершины вниз. В итоге, несчастный царь обязан был постоянно начинать свой труд сначала — в этой тщетности и заключалось наказание. О том, как не превратить жизнь в «сизифов труд» рассуждает в отрывке из 15-й и 16-й глав первого послания к Коринфянам апостол Павел. Этот отрывок читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
В греческой культуре Сизиф стал символом бесцельного и бессмысленного существования. А выражение «сизифов труд» проникло в иные языки и культуры. Жители Коринфа (города, где когда-то правил легендарный Сизиф) в первом веке по Рождестве Христовом вели образ жизни, напоминавший своей бессмысленностью мифическое существование их древнего правителя. Коринф по всей Римской империи славился тем, что жители его проводили свои дни в распутных развлечениях. На улицах Коринфа человеку предлагались все дозволенные и недозволенные удовольствия. В особенности Коринф в те годы славился как город блудниц — всё из-за знаменитого языческого храма Афродиты, античной покровительницы распутной любви.
Тем не менее, именно Коринф принял в 52 году пришедшего с проповедью апостола Павла, послушал его и стал преображаться. В результате уже через полтора года в Коринфе было множество христиан, а сам город через несколько десятилетий потерял свою былую постыдную репутацию. Преодоление прежнего образа жизни далось коринфянам-христианам нелегко. Для укрепления коринфской общины апостолу Павлу пришлось не только ещё раз посетить город, но и направить коринфским христианам два послания. Отрывок из первого послания мы с вами и услышали сегодня.
Коринфские христиане, в особенности перешедшие из язычества, находились в постоянном искушении вернуться к прежней распутной жизни. Окружавшая их языческая культура убеждала их, что у человека нет бессмертной души, что жизнь человека заканчивается со смертью тела, а значит не нужно будет давать ответа за греховные поступки. Апостол Павел в своём послании прямо пишет коринфянам, что все люди в день Страшного суда воскреснут и дадут ответ за прожитую жизнь. А потому христианин призван внимательно следить за тем, как он живёт, и свидетельствовать о своей вере добрыми делами. В особенности, делами милосердия.
Апостол Павел знал, что наиболее распространённым среди коринфян был грех скупости. Коринфяне, христиане в том числе, активно занимались торговлей. Как известно, именно торговцы часто являются людьми прижимистыми. Чтобы избавить коринфских христиан от присущей им скупости Павел в своём послании призывал их жертвовать часть заработанного на нужды Иерусалимской церкви. Та находилась в бедственном состоянии из-за гонений язычников и иудеев. По замыслу апостола коринфские христиане должны были каждое воскресенье откладывать денег, кто сколько может, на дела милосердия, а затем отправлять собранные средства в Иерусалим. Таким образом, получалось, что коринфяне боролись и с собственным грехом, и помогали нуждавшимся.
Сегодняшний отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам может быть применим и к современной жизни. Французский философ Альбер Камю часто сравнивал жизнь человека с бесполезным существованием коринфского царя Сизифа. Якобы ничего кроме тщетности людям не суждено обрести. Однако апостол Павел предлагает иной путь — осмысленной и радостной жизни в любви к Богу и ближним. Её, эту новую жизнь, человек способен почувствовать, совершая дела милосердия, и, как пишет Павел, этот добрый «труд никогда не будет тщетен перед Господом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем сохранить зрение Светлане Луганской, переводчице трудов св. Николая Сербского и не только
Светлана Алексеевна Луганская — известный переводчик сербской духовной литературы. Благодаря её стараниям некоторые произведения, вы можете услышать и в эфире Радио ВЕРА, например, «Молитвы на озере» святителя Николая Сербского или книгу «Чётки святого Саввы» Милана Милетича.
Сербский язык Светлана Алексеевна полюбила ещё в детстве. Её папа в связи с работой много ездил по миру и привозил из командировок разные детские книги и словари. «Я их старалась читать, изучать. Особенно тёплое чувство у меня возникало при чтении сербских книжек», — вспоминает Светлана. Повзрослев, она окончила университет и связала жизнь с изучением сербского языка, полюбившегося ей с детства. В качестве московского корреспондента она работала на радио Черногорско-Приморской митрополии, занималась переводом книг, фильмов и статей.
С 2005 года Светлана Алексеевна борется с онкологическим заболеванием. На фоне тяжёлого лечения женщина начала стремительно терять зрение. Некоторое время назад ей провели операцию, которая улучшила ситуацию, и Светлана Алексеевна понемногу продолжала работать над переводами. Но сейчас зрение снова оказалось под угрозой, в связи с чем женщине необходима срочная помощь специалистов.
Собрать средства на дорогостоящее лечение Светлане помогает благотворительный фонд «Мои друзья». Если вы хотите стать участником большого доброго дела и поддержать Светлану Алексеевну Луганскую, переходите на сайт: https://my-friends.ru/
Также помогать фонду и его подопечным можно через короткий номер. Отправьте СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Иоанн Златоуст». Игумен Дионисий (Шлёнов)
У нас в гостях был профессор Московской духовной академии, наместник Андреевского мужского монастыря в Москве игумен Дионисий (Шлёнов).
Разговор шел о служении и богословских трудах святителя Иоанна Златоуста, о том, как он повлиял на историю Церкви и как его наставления, написанные в четвертом веке, могут быть применимы в современной жизни.
Все выпуски программы Светлый вечер