
Над Московским Кремлём плыл благовест. Низкий, мощный, раскатистый звон отражался от белокаменных стен и был слышен далеко за ними — в посадах, по берегам Москвы-реки. Заслышав его, люди крестились, говорили: «Молиться зовёт наш «Реут». «Реутом» назывался большой колокол на Успенской звоннице. Это имя дал колоколу его создатель — кремлёвский литейщик Андрей Чохов. В шестнадцатом веке не было на Руси мастера искуснее, чем он.
Биографических данных об Андрее Чохове сохранилось до наших дней крайне мало. Даже точная дата рождения его неизвестна. Предположительно будущий царский литейщик появился на свет около 1545 года. Зато историки точно знают, что литейному делу Чохов посвятил не менее шестидесяти лет. Другими словами, на протяжении всей жизни своим талантом и умением Андрей Чохов служил Отечеству. Родиной мастера был город Муром. Беззаботное детство Андрея, по всей вероятности, длилось не долго, поскольку с самых ранних лет он был отдан в обучение на Московский пушечный двор. В 16-17-м веках это был центр русского литейного производства. Здесь отливались пушки для армии и колокола для храмов. Наставником Чохова стал знаменитый в то время мастер-литейщик Кашпир Ганусов — обрусевший литовец отливал колокола для звонницы Ивана Великого. Один из них после разорения Москвы ханом Девлет-Гиреем, был сильно повреждён. Требовалась переливка, однако никто из литейщиков не хотел браться за непростое и долгое дело. Тогда желание изъявил двадцатипятилетний Андрей Чохов, тогда ещё подмастерье. Среди клубов пара, в невыносимой жаре, много месяцев он трудился над колоколом. Ганусов, увидев результат работы своего ученика, хлопнул его одобрительно по плечу. И вскоре после этого назначил мастером Пушечного двора.
Именно своими пушками и прославился Андрей Чохов. В непростую эпоху Смуты русскому войску требовалось новое вооружение. В особенности — артиллерийское. Чохов, говоря современным языком, создал принципиально новое поколение пушек — более мощных и дальнобойных. За свою жизнь он изготовил около 30 орудий. Это невероятное количество, учитывая, что на изготовление одной пушки могло уходить несколько лет. Ведь пушечный мастер в то время был ещё и математиком, и инженером, и конструктором, и металлургом, и даже немного художником. Когда литеец брался за изготовление пушки, он был обязан самостоятельно разработать её конструкцию, выполнить все необходимые расчёты, сделать глиняную форму для будущего орудия, приготовить необходимый сплав. Пушки Чохова были не только мощным оружием, но и настоящим произведением искусства. Достаточно взглянуть на пушку, отлитую Андреем в 1590-м году, — осадную пищаль под названием «Лев». Ствол длиною более пяти метров украшал тонкий узор и искусно выполненная трёхмерная фигура лежащего льва. Пушка охраняла Псков — стояла напротив Великих городских ворот. Она сохранилась до наших дней — сегодня её можно увидеть в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга.
Андрей Чохов был ещё и выдающимся изобретателем своего времени. Он придумал 100-ствольное орудие, которое стало прообразом современного пулемёта. Но главным творением литейных дел мастера Андрея Чохова, которое увековечило его имя на сотни лет, стала Царь-пушка. Мастер отлил её в честь сына Ивана Грозного, царевича Фёдора Иоанновича. После отливки Царь-пушку на Красную площадь везли двести лошадей на специальных катках из толстых брёвен. Это зрелище видели персидские послы, и докладывали своему шаху, что у московитов есть грозное и столь великое орудие, что в нём легко можно поместиться человеку. Сегодня Царь-пушка, как и много веков назад, по-прежнему стоит на своём месте в Московском Кремле. А с колокольни Успенского собора всё так же созывает людей на молитву в храм колокол «Реут» — живой свидетель удивительного мастерства литейщика Андрея Чохова.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер