Андрей Чохов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Андрей Чохов

* Поделиться

Над Московским Кремлём плыл благовест. Низкий, мощный, раскатистый звон отражался от белокаменных стен и был слышен далеко за ними — в посадах, по берегам Москвы-реки. Заслышав его, люди крестились, говорили: «Молиться зовёт наш «Реут». «Реутом» назывался большой колокол на Успенской звоннице. Это имя дал колоколу его создатель — кремлёвский литейщик Андрей Чохов. В шестнадцатом веке не было на Руси мастера искуснее, чем он.

Биографических данных об Андрее Чохове сохранилось до наших дней крайне мало. Даже точная дата рождения его неизвестна. Предположительно будущий царский литейщик появился на свет около 1545 года. Зато историки точно знают, что литейному делу Чохов посвятил не менее шестидесяти лет. Другими словами, на протяжении всей жизни своим талантом и умением Андрей Чохов служил Отечеству. Родиной мастера был город Муром. Беззаботное детство Андрея, по всей вероятности, длилось не долго, поскольку с самых ранних лет он был отдан в обучение на Московский пушечный двор. В 16-17-м веках это был центр русского литейного производства. Здесь отливались пушки для армии и колокола для храмов. Наставником Чохова стал знаменитый в то время мастер-литейщик Кашпир Ганусов — обрусевший литовец отливал колокола для звонницы Ивана Великого. Один из них после разорения Москвы ханом Девлет-Гиреем, был сильно повреждён. Требовалась переливка, однако никто из литейщиков не хотел браться за непростое и долгое дело. Тогда желание изъявил двадцатипятилетний Андрей Чохов, тогда ещё подмастерье. Среди клубов пара, в невыносимой жаре, много месяцев он трудился над колоколом. Ганусов, увидев результат работы своего ученика, хлопнул его одобрительно по плечу. И вскоре после этого назначил мастером Пушечного двора.

Именно своими пушками и прославился Андрей Чохов. В непростую эпоху Смуты русскому войску требовалось новое вооружение. В особенности — артиллерийское. Чохов, говоря современным языком, создал принципиально новое поколение пушек — более мощных и дальнобойных. За свою жизнь он изготовил около 30 орудий. Это невероятное количество, учитывая, что на изготовление одной пушки могло уходить несколько лет. Ведь пушечный мастер в то время был ещё и математиком, и инженером, и конструктором, и металлургом, и даже немного художником. Когда литеец брался за изготовление пушки, он был обязан самостоятельно разработать её конструкцию, выполнить все необходимые расчёты, сделать глиняную форму для будущего орудия, приготовить необходимый сплав. Пушки Чохова были не только мощным оружием, но и настоящим произведением искусства. Достаточно взглянуть на пушку, отлитую Андреем в 1590-м году, — осадную пищаль под названием «Лев». Ствол длиною более пяти метров украшал тонкий узор и искусно выполненная трёхмерная фигура лежащего льва. Пушка охраняла Псков — стояла напротив Великих городских ворот. Она сохранилась до наших дней — сегодня её можно увидеть в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга.

Андрей Чохов был ещё и выдающимся изобретателем своего времени. Он придумал 100-ствольное орудие, которое стало прообразом современного пулемёта. Но главным творением литейных дел мастера Андрея Чохова, которое увековечило его имя на сотни лет, стала Царь-пушка. Мастер отлил её в честь сына Ивана Грозного, царевича Фёдора Иоанновича. После отливки Царь-пушку на Красную площадь везли двести лошадей на специальных катках из толстых брёвен. Это зрелище видели персидские послы, и докладывали своему шаху, что у московитов есть грозное и столь великое орудие, что в нём легко можно поместиться человеку. Сегодня Царь-пушка, как и много веков назад, по-прежнему стоит на своём месте в Московском Кремле. А с колокольни Успенского собора всё так же созывает людей на молитву в храм колокол «Реут» — живой свидетель удивительного мастерства литейщика Андрея Чохова.


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем