В истории взаимоотношений России и Соединённых Штатов Америки случались разные периоды. Многие наслышаны о «холодной войне» и «железном занавесе». Однако бывали времена, когда в отношениях между двумя державами царила вполне дружеская атмосфера. Один из примеров добрососедского сотрудничества России и США можно найти в середине XIX века.
В 1861 году на президентских выборах в США одержал победу Авраам Линкольн — яростный противник рабства. Он запустил процесс освобождения чернокожих рабов, с которым не согласились Южные штаты. Вплоть до того, что захотели отделиться. Началась знаменитая Гражданская война между Севером и Югом. Южан в этом противостоянии активно поддерживали Франция и Великобритания. Снабжали оружием, строили корабли и грозили непосредственным вмешательством в конфликт. В Российской империи в это время тоже происходили тревожные события. Спустя два года после начала Гражданской войны в США, в западных регионах России поднялся мятеж, который вошёл в историю как Польское восстание. Лондон и Париж тогда вмешались и во внутренние дела Российского государства, угрожая военной поддержкой мятежников. На фоне этих угроз глава русского Морского министерства Николай Карлович Краббе предложил вывести флот за пределы Балтики — в случае, если неприятель действительно решит напасть, существовал большой риск того, что русские корабли окажутся попросту заблокированными. Однако российским судам нужно было где-то базироваться. И такое место нашлось — у берегов... Северной Америки.
Направить туда эскадру попросили Александра II власти Северных штатов. Они надеялись, что мощные боевые корабли под российскими флагами смогут отрезвить Британию и Францию в их стремлении поддерживать Юг и продлевать кровопролитную Гражданскую войну. Император откликнулся: он приветствовал стремление северян к уничтожению рабства, поскольку и сам в 1861-м году отменил в России крепостное право.
В июле 1863-го из Кронштадта через Балтику, а оттуда — через Атлантический океан в направлении американского города Нью-Йорка, в обстановке строжайшей секретности вышла русская крейсерная эскадра под командованием контр-адмирала Степана Лесовского. В это же время в Тихом океане двигались корабли Сибирской флотилии контр-адмирала Андрея Попова. Они держали курс на Сан-Франциско. Русский флот не собирался воевать за Америку. Никаких договорённостей об этом между государствами не было. Однако неожиданное появление кораблей под Андреевским флагом у западного и восточного берегов Северной Америки привело британцев и французов в сильное замешательство. Когда обе эскадры прибыли к портам назначения, свою признательность русским выразил Авраам Линкольн, заявив, что Америка испытывает в отношении России «сердечность и дружелюбие». А военно-морской министр Соединенных Штатов Америки Гидеон Уэллс записал в своём дневнике: «Боже, благослови русских!»
Французы и англичане решили, что Петербург и Вашингтон заключили союзнический договор. А прямого военного противостояния с Россией Лондон и Париж, несмотря на всю свою воинственную риторику, совсем не хотели. Результат не заставил себя ждать: Великобритания и Франция свернули поддержку Южных штатов и Польского восстания в России. Такая вот страница была в истории отношений России и США: два государства в трудный для обоих момент протянули друг другу руку помощи.
Все выпуски программы Открываем историю
Фильм «Восхождение в Иерусалим». Игорь Мещан, Александра Андронова
У нас в гостях были создатели фильма «Восхождение в Иерусалим»: режиссер Александра Андронова и продюсер Игорь Мещан.
Мы говорили о святынях Иерусалима, об истории паломничеств в Святую Землю и о том, какое значении придается паломничествам в христианстве, а также о том, как создавался фильм «Восхождение в Иерусалим» и в чем его уникальность.
Все выпуски программы Светлый вечер
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь был основан русскими монахами, пришедшими на Кавказ со Святой горы Афон в 1903 году. А 28 ноября 1904 года на горе Бештау уже был освящен Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монахи стали для Кавказских Минеральных вод защитниками Православия в трудные годы советской власти, а до революции были помощниками и просветителями, молясь за всех, привлекая своей добротой и искренностью в лоно Православной Церкви и людей, далеких от веры, и представителей иных религий. Но так происходит и в наши дни, когда на Бештау, где не сохранилось ни зданий первого монастыря, ни фундаментов храмов, пришли отважные люди, которые создали здесь такое удивительное красивейшее пространство, куда хочется приехать вновь. И потому что здесь необыкновенный Успенский Собор, который называют жемчужиной Кавказа, и множество святынь, и удивительный храм под открытым небом в честь Всех русских святых, подвизавшихся на Святой горе Афон, но главное, здесь звучит молитва, которая раскрывает сердца. И совершается она и на самой вершине Бештау.
О том, зачем в наши дни люди приезжают в обитель — наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
Бог в душе. Анна Тумаркина
Довольно часто приходится слышать от невоцерковленных знакомых: «Ну зачем тебе все эти молитвы, посты, богослужения? Веришь в Бога — верь, но Бог должен быть в душе, а это все... так. Внешнее.»
Отнюдь не считаю нужным оправдываться или переубеждать своих собеседников. У каждого своя мера воцерковления. И все же не люблю я это умозаключение: «Бог должен быть в душе». Давным-давно, еще в годы студенчества сама любила утверждать, что в моей душе присутствует нечто весьма значимое. И не просто нечто, а, скорее, некто.
В то время мы, студенты-филологи, часто увлекались различными модными идеями, религиозными и философскими течениями, новыми явлениями в культуре и искусстве. Охотно посещали выставки, конференции, интересные семинары. И было в нашем кругу довольно популярно заявлять о себе: я, мол, в душе поэт или философ, или артист. В моем случае — художник.
В этом, безусловно, нет ничего предосудительного, особенно для романтически настроенных молодых людей. Здорово чувствовать в душе художника: думать о прекрасном, мечтать о прекрасном, искать прекрасное во всем и во всех. Но есть одна проблема: этот художник, который в душе, ничего не создает в реальной жизни. Не пишет ни портретов, ни пейзажей, ни натюрмортов. Разве что там, в душе... В воображении.
Мне кажется, что примерно то же самое представляет из себя так называемый «Бог в душе». Наверное, обладателю души он представляется великим, всемогущим, всеблагим. Но все это лишь в душе, это твой выдуманный субъективный бог. Воображаемый Бог в душе ведь и мир мог бы сотворить лишь такой же, каков и сам: воображаемый.
Разумеется, никого и никогда я не пытаюсь учить правильно веровать. Сама учусь этому всю жизнь. Но когда кто-то настойчиво пытается убедить, что Бог, якобы, должен быть в душе, отвечаю: Бог слишком велик, примерно так же, как мир всегда больше любого глобуса или карты, пусть и самой точной. И уж во много-много раз больше и реальнее, чем человеческое воображение.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение