
Фото: Grant Whitty/Unsplash
«Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» — этим пастернаковским вопросом задаётся главный герой книги Анатолия Хлопецкого «Монашеский скит», однажды очнувшись на таинственном и незнакомом острове. К счастью, остров оказался обитаемым. Здесь жили люди в длинных чёрных одеждах — монахи, как узнал потом герой. Невероятную историю о человеке, выброшенном морем к берегам Святой горы Афон и полностью потерявшем память, автор не выдумал. С героем, чья удивительная судьба легла в основу романа «Монашеский скит», Хлопецкий случайно познакомился во время одной из паломнических поездок на Афон. И услышал всё из его собственных уст.
За простым и на первый взгляд не слишком интригующим названием книги, кроется произведение, каких в современной литературе, пожалуй, немного: умное, доброе, мудрое, дающее богатую пищу для размышлений. И при всём этом — невероятно остросюжетное, динамичное и захватывающее. Как сказали бы сегодня — настоящий экшн!
События развиваются в лучших традициях жанра приключенческого романа: монахи самоотверженно выхаживают потерпевшего, который не знает ровным счётом ничего — ни где находится, ни как сюда попал, не помнит ни своего имени, никто он такой и откуда. Единственное, что удаётся выяснить довольно быстро — он русский. Услышав однажды молитву «Отче наш» на церковнославянском, герой почувствовал, как она отозвалась в сердце чем-то родным и близким.
А дальше — случайная встреча с людьми из прошлого. Постепенно герой многое узнаёт о себе. Например, что зовут его Данила Горин; что ещё совсем недавно был он крупным бизнесменом...
Но эти новые факты скорее пугают, чем радуют героя. Он пытается заново осознать себя, и как когда-то, в другой жизни, вера в Бога казалась ему чем-то бесконечно далёким и странным, теперь таким же далёким и странным кажется Горину то, чем он жил до момента, когда очнулся под звон Афонских колоколов. Не очень честный бизнес, хладнокровные «разборки» с конкурентами, развлечения «на всю катушку»... Данила решает остаться на Святой горе и стать монахом. Но всё происходит совсем не так, как он задумал...
В книге много неожиданных сюжетных поворотов, много потрясающих до глубины души человеческих историй. У автора романа удивительно тонкое чувство литературной гармонии. Духовная наполненность произведения не мешает ему до самого конца оставаться захватывающей дух одиссеей, а остросюжетность не идёт в ущерб глубокому смыслу. Так же гармонично вплетает автор в художественный текст и три своих небольших беседы с Патриархом Кириллом — как своеобразные комментарии к непростым ситуациям, в которых оказываются герои книги — и этим придаёт повествованию ещё больше оригинальности.
Найти себя, начать новую жизнь — однажды для героя романа Анатолия Хлопецкого эти слова из разряда красивых фраз перешли в самую что ни на есть реальность. И всё-таки, уверен автор, для этого совсем не обязательно идти радикальным путём и терять память. Достаточно просто сделать паузу в повседневной суете и ненадолго заглянуть в «Монашеский скит».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер