
— Твоя внучка.
— Зачем ты её привела?
— Она будет жить у тебя.
— Что?
— За эти годы я сделала всё, что могла для неё. Теперь твой черёд.
— Что это ещё за глупости?
В маленькой хижине, высоко в Альпах, живёт угрюмый седой старик. Он почти ни с кем не общается, потому что уверен: люди его ненавидят. Да и сам он о них не высокого мнения. Старик привык к одиночеству и уверен, что ему никто не нужен. И даже когда на пороге его дома однажды появляется дальняя родственница, а с ней — маленькая девочка, дочь его погибшего сына, то есть, его собственная внучка, старик остаётся непреклонен. Только что мы сами могли убедиться, как он рассержен появлением незваных гостей. Фильм, о котором сегодня пойдёт речь, называется «Альпийская сказка». Картину в 2005 году снял британский режиссёр Пол Маркус по повести 19 века швейцарской писательницы Йоханны Шпири, воплотив на экране удивительную и трогательную историю о том, как одной маленькой девочке удалось изменить к лучшему жизнь сразу нескольких людей.
Главная героиня — сирота. Её отец и мать трагически погибли. Расчётливая тётка, не желая тратиться на содержание девочки, решает отвезти её к деду. А когда тот отказывается взять внучку к себе, женщина просто уходит, оставив её под дверью хижины. Так в жизни старика появляется восьмилетняя Хайди, которая, словно солнечный лучик, освещает всё вокруг. Девочка с радостью принимает жизнь в горах такой, как она есть: Хайди спит на сеновале, умывается ледяной водой из бочки, помогает деду пасти коз и варить сыр. А на его угрюмый и ворчливый характер совсем не обижается. Наоборот, оправдывает старика перед другими, рассказывая, как непросто ему живётся. Всё это происходит на фоне захватывающих дух своею красотой альпийских пейзажей.
И благодаря Хайди пожилой человек, кажется, вновь почувствовал вкус к жизни, сердце его постепенно оттаяло, как тает весной снег в Альпах. Но признать это старик не хочет и как будто боится. И хотя вместе с внучкой он теперь каждую неделю спускался в Дорфли — деревеньку в долине, где и сам он когда-то жил, общение с людьми давалось ему непросто. Об этом можно судить по эпизоду, когда местный священник пытается поговорить со стариком и убедить, что его маленькой внучке будет лучше в посёлке, где она могла бы посещать школу и общаться со сверстниками.
— Вы могли бы снова поселиться в Дорфли. Что это за жизнь для девочки?
— Такая жизнь, уж поверьте мне, во сто крат лучше для неё, чем в деревне, где люди меня презирают.
— Уверяю вас, в людях нет и половины той неприязни, которая вам мнится.
Прозвучавшие сейчас слова священника, да и сам фильм, действительно наводят на размышления о том, что отношение людей к нам во многом зависит от нас же самих. Если у человека внутри злоба и неприязнь, то непременно будет казаться, что и другие испытывают к нам те же самые чувства. А если сердце наполняет радость, на лице сияет улыбка, то и окружающие улыбаются нам в ответ.
По крайней мере, когда смотришь фильм «Альпийская сказка» просто невозможно не улыбнуться вместе с маленькой Хайди. Ведь она никогда не унывает и, кажется, любит всех, даже чопорную фрау Роттенмайер — экономку в доме богатой семьи из Франкфурта. Туда девочка однажды попадает, разлучившись на время с любимым дедушкой и его хижиной в горах. И на искреннюю любовь Хайди другие тоже отвечают любовью. В конце концов, сдаётся даже нелюдимый дедушка Хайди. Кажется, нотки в его голосе меняются, когда в одном из эпизодов он, наконец, говорит внучке о том, как сильно её любит:
— Ты и вправду в порядке, дедушка?
— В порядке. Несмотря на назойливые вопросы.
— Я люблю тебя, дедушка.
— Знала бы ты, как я тебя люблю!
Кажется, добавить тут нечего. Пожалуй, хотелось бы только заметить, что я рассказал далеко не обо всех приключениях маленькой Хайди. Всё остальное вы узнаете, посмотрев фильм Пола Маркуса «Альпийская сказка», в котором, я думаю, найдут для себя что-то важное и дети, и взрослые.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема