Муромский городской голова Алексей Васильевич Ермаков прогуливался по берегу Оки, любуясь чудесным видом. Бездонное синее небо отражалось в плавных водах реки. В душе у градоначальника царили покой и безмятежность. Вдруг идиллию нарушил странный скрип. Алексей Васильевич вытянул голову, и увидел, как по крутому склону карабкается пожилая женщина с полными воды вёдрами на коромысле. Это они скрипели, нарушая тишину и покой утра.
Ермаков бросился на помощь. На подъёме в гору коромысло оказалось тяжёлым даже для него — как же эта старушка его таскает?!
— А часто ли, матушка, приходится за водой ходить? — спросил голова у женщины.
— Да как тебе, мил человек, сказать, — вздохнула она. — Когда два раза на день сходишь, а когда, бывает, и три...
Придя в свой рабочий кабинет, Алексей Васильевич до самого вечера не находил себе места. Нельзя, чтобы так продолжалось и дальше, — думал он. Необходимо немедленно строить водопровод. Но дело это затратное, если финансировать его из городской казны, может и на десять лет растянуться. А нужно сейчас, сразу... Уходя домой, Ермаков положил на стол делопроизводителя указ. В нём говорилось о начале строительства в Муроме водопроводной системы. Целиком и полностью за счёт его, Алексея Васильевича Ермакова, личных средств.
Когда на следующий день весть об этом облетела город, многие сочли, что градоначальник просто решил сделать хитрый ход для того, чтобы его избрали на второй срок. Но когда уже через неделю в центре города появился фундамент будущей водонапорной башни, даже упорные скептики поверили в то, что водопровод в Муроме всё-таки будет.
А когда вскоре с башни сняли строительные леса, горожане ахнули. Это было что угодно — миниатюрная копия здания английского парламента, триумфальная арка, но только не хозяйственная постройка с сугубо утилитарными функциями! Такую невероятную оригинальность постройки Ермаков резонно объяснил тем, что унылыми зданиями город даже ради водопровода портить не желает. А на вопрос газетчиков о стоимости чудо-башни деликатно промолчал.
А ведь были ещё трубы, фильтры, бассейны, колонки — одним словом, водопровод обошёлся Ермакову в серьёзную сумму. И ни копейки — из городской казны!
Впрочем, средства у Алексея Васильевича имелись. Купец первой гильдии, успешный предприниматель, он ещё до избрания на пост градоначальника сделал для Мурома много хорошего. Например, финансировал открытие женского училища и больницы. Но с высоты поста городского головы лучше были видны проблемы города, в решении которых Ермаков мог помочь не только как высокопоставленный чиновник, но и как милосердный человек, желающий творить добро.
В тысяча восемьсот шестьдесят пятом году он открыл сиротский приют, за которым в народе сразу же прочно закрепилось название «ермаковский». Газеты с восторгом писали о чистоте комнат, удобствах, высоком педагогическом и воспитательном уровне нового благотворительного учреждения и называли его «одним из благодетельнейших заведений».
Ни одно совершенное им доброе дело Ермаков не ставил себе в заслугу. «Так и должно быть, этому нас учит и Евангелие — помогать ближним, делиться богатством», — говорил он. Городские храмы получали от глубоко верующего Алексея Васильевича щедрые пожертвования.
«Никто не таков, как Алексей Васильевич Ермаков» — сложили благодарные жители Мурома поговорку про своего городского голову, которого, конечно, избрали на второй срок. А ермаковская водонапорная башня — или триумфальная арка? — по-прежнему украшает город и вызывает всеобщее восхищение.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (04.12.2024)
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 320 зач., IX, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый, кто когда-нибудь посещал ту или иную достопримечательность и бывал в каких-нибудь особенных местах, видел людей, которые, находясь поблизости от всей этой красоты, не трепетали от восторга, потому что для них это было частью естественного пейзажа, ведь они были местными. Но означает ли это, что они привыкли и уже не любят того, что их окружает? И можно ли привыкнуть к Богу, перестать чувствовать трепет перед Ним и даже перестать Его любить? Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к отрывку из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Помню, как в детстве, приезжая на море, я удивлялся тому, что местные жители воспринимают его с гораздо меньшим энтузиазмом. Потом, будучи студентом, я будто бы впервые увидел рыбаков, которые ловили рыбу стоя спиной к Московскому Кремлю, совершенно не обращая на него внимания. Снова и снова меня посещал один и тот же вопрос: «Почему эти люди не испытывают тех же эмоций, что испытывают путешественники или туристы, которые впервые видят нечто особенное?» И самое главное, означает ли это, что они, как местные, не испытывают к своей малой родине и её красоте особенных чувств? С возрастом, общаясь с самыми разными людьми, пожив в разных городах, я понял, что чувства могут быть разными. Человек может не охать и не ахать от восторга, но только вернувшись домой, оказавшись рядом с какой-то своей, может быть на взгляд всех других, ничем не примечательной красотой, он чувствует, что он дома, рядом с чем-то дорогим и очень важным. И это не временные восторги, но глубокое и искреннее чувство родства.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел перечисляет предметы, связанные с главной иудейской святыней — ковчегом завета. Своим присутствием ковчег делал помещение, в котором находился, совершенно особенной частью храма. Ведь если в пространство, называемое Святое, священники входили регулярно, во Святое Святых как место нахождения ковчега главный иудейский священник, или первосвященник, входил единожды в год. Мера приближения к святыне может говорить о том, что к наиболее святому пространству, как и к наиболее святым предметам относились с наибольшими благоговением и трепетом. Но чем большее благоговение предполагалось, чем более святым являлся предмет, тем дальше грешный человек должен был от него находиться.
Но как же эти предметы стали восприниматься в христианстве? Они стали восприниматься как прообразы или символы Богородицы, Той Жены и Девы, через Которую бесконечный Бог стал человеком, видимым и слышимым, осязаемым настолько, что Его стало возможно убить. Бог — такой далёкий, для кого-то страшный, для кого-то загадочный, вдруг становится таким же, как мы. Для кого-то всё это будет выглядеть самым настоящим понижением Его статуса, ведь одно дело Бог, а другое дело — обычный человек. Однако на самом деле это не понижение... Воплощение меняет наше отношение к Богу, но изменения оказываются связаны не пренебрежением, а ощущением близости и родства. В них чувствуется невероятная ответственность, но и невероятное доверие Творца человеку. Опыт первой встречи, человека с Богом, который сопровождался трепетом и восторгом, уходит, однако при правильном подходе он сменяется не пренебрежением и забвением, он сменяется опытом события и соприсутствия, в котором Божие снисхождение к людям открывает им дорогу восхождения к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение культурного и исторического наследия в городах». Виталий Калашников
У нас в гостях был историк, москвовед, журналист Виталий Калашников.
Разговор шел о сохранении культурного и исторического наследия в городах, а также о значении небольших деталей и элементов в архитектуре, которые даже не всегда заметны, но играют свою важную роль.
Все выпуски программы Светлый вечер