Что общего у крестьянина и христианина? Об этом расскажет картина «На пашне. Весна», которую написал Алексей Венецианов — не только талантливый художник, но и настоящий агроном, собиравший в своё время на самой скудной земле хорошие урожаи.

— Маргарита Константиновна, как вы относитесь к картине «На пашне. Весна»?
— Как к шедевру, Наташенька. Работа Алексея Венецианова — самобытный образец русской живописи начала девятнадцатого века, представленный здесь, в Третьяковской галерее.
— А мне кажется, в этом произведении форма не соответствует содержанию. Крестьянка пашет землю, ведь так?
— Да, молодая женщина ведёт по полю двух лошадей. Они тянут борону — особое устройство, чтобы рыхлить почву.
— Согласитесь, тяжёлая грязная работа. И одежда для неё нужна соответствующая. А Венецианов изобразил труженицу в праздничном сарафане — нежно-розовом, с золотой вставкой посередине. Не верю, что в таком наряде можно пахать! Может быть, художник был мало знаком с сельской жизнью? Ведь он, кажется, из дворян?
— Алексей Венецианов — потомок греческих торговцев, его семья принадлежала к купеческому сословию. В 1819 году художник купил небольшое поместье в Тверской губернии и с головой окунулся в сельское хозяйство. Он был настоящим агрономом, на самой скудной земле собирал хорошие урожаи. И деревенскую жизнь знал.
— Как же Венецианов допустил такую неточность в картине?
— Полотно «На пашне...», Наташенька — не репортажная иллюстрация крестьянского труда, а поэтическая зарисовка. Скорее всего, женщина работала на поле в сарафане из грубой домотканой холстины. Лучи утренней зари окрасили одежду в нежные цвета — и художник запечатлел преображение.
— А почему на голове у крестьянки корона?
— Этот головной убор называется кокошником, под него прятали волосы. Ходить с непокрытой головой уклад позволял только девицам, а на картине мы видим молодую мать. Посмотри, в правом нижнем углу изображён её малыш — упитанный карапуз в белой рубашонке.
— Но как яркая полоска надо лбом помогала спрятать волосы?
— К планке, обрамляющей лицо, сзади пришивалась ткань, получалось что-то вроде шапочки.
— Надо же! А я думала это просто украшение.
— И аксессуар, конечно, тоже. Рукодельницы декорировали убор вышивкой, тесьмой, бисером.
— На крестьянке с картины Алексея Венецианова кокошник просто красный, без особого декора. Но несёт она его с царским величием!
— Величие женщины проистекает от её причастности к Великому — к Богу. В реальной крестьянской жизни художник распознал приметы Небесного Царства и создал образ возделывания Рая. Потому так легко ступает героиня его картины по полю босыми ногами, словно плывёт. И лошади послушны мановению её рук.
— И какие же приметы Небесного Царства распознал Венецианов в жизни крестьян?
— Смирение тружеников. Их навык совершать молитву перед всяким делом и благодарить Бога за благодеяния. Всё то, что преображает обыденность, наполняет гармонией бесконечную череду будней. Это похоже на чудо. Алексей Венецианов отобразил его в своей работе «На пашне. Весна». И картина стала одной из визитных карточек Третьяковской галереи.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер