Алексей Саврасов. «К заутрене. Морозная ночь» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Алексей Саврасов. «К заутрене. Морозная ночь»

* Поделиться

«К заутрене. Морозная ночь» Алексей Саврасов, 1890-е. Из собрания Волгоградского музея

— Аня, как тебе вот этот пейзаж Алексея Саврасова? Называется «К заутрене. Морозная ночь».

— Не знаю, мама. Мне картина кажется слишком мрачной. Меня бы учительница в художественной школе не похвалила, если бы я так плотно закрасила холст тёмно-синим.

— А по-моему, это один из интереснейших экспонатов здесь, в Волгоградском музее изобразительного искусства. Художник изобразил темноту на улице густой, как черничный кисель. Фонарь таинственно мерцает красным, но светлее от него не становится. А вот снег словно подсвечен изнутри. Он, кажется, днём подтаял, а ночью схватился, и блестящая наледь отражает небо. Вдоль тёмного забора, за которым видна церковь с колокольней, идут две женщины, одна за другой — видно, торопятся на богослужение. И я как будто вместе с ними прошлась по узкой улочке к храму. Чудо, как хорошо написано! Ну, согласись!

— Как же я могу согласиться, если считаю иначе?

— Очень жаль!

— Если позволите, я с вами соглашусь. По себе знаю, как важно бывает разделить с кем-то восхищение картиной. И потому с радостью признаюсь, что искренне люблю этюд Алексея Саврасова «К заутрене. Морозная ночь».

— Спасибо вам за поддержку! Можно узнать ваше имя?

— Конечно! Меня зовут Андрей Борисович.

— Очень приятно. Елена Сергеевна.

— А я Аня. Но чем же вам так нравится картина «К заутрене», Андрей Борисович?

— Чем нравится? Тем, что она живая, можно сказать, говорящая.

— Почему же мне она ни о чём не говорит?

— Очень даже говорит. Вы, Аня, заметили, что общий тёмный фон картины — мрачный. Так Алексей Саврасов выразил скорбь, которая не оставляла его в последние годы жизни. Художнику досталось немало горя. Он похоронил троих детей, потерял любимую работу преподавателя Московского училища живописи, постепенно утрачивал зрение, и в целом здоровье его становилось всё хуже. Все эти обстоятельства, безусловно, нашли свой отпечаток в работе «К заутрене».

— А в каком году была написана картина?

— Специалисты датируют её восьмидесятыми-девяностыми годами девятнадцатого века. Это самый драматичный период в жизни Саврасова. В конце концов, в 1897 году он скончался в больнице для бедных.

— Хотя этюд «К заутрене» стал отражением горестей, которые испытал художник, но всё-таки это произведение не нагоняет тоску. Несмотря на свой мрачный колорит, картина, как мне кажется, дарит надежду.

— Вы правы! Световыми пятнами Алексей Саврасов точно расставил акценты в своей работе. Взгляните — среди непроглядной тьмы тёплый свет источают церковь и колокольня. Яркими белыми искрами сияют кресты на куполах. И темнота не может поглотить эти огоньки. Художник словно подсказывает нам, что с Богом преодолимы любые напасти.

— А мне ещё нравится, как снег отражает лунный свет и усиливает его своей белизной.

— Способность видеть отражение небесного в земном Алексей Саврасов считал главной для художника. И своим ученикам мастер внушал, что техника в живописи не так важна, как живое тёплое чувство благодарности Богу. Свечение снега лунной морозной ночью на картине «К заутрене» живописец преподносит как одно из чудес, которые нам ежедневно дарит Создатель.

— Надо же. Картина «К заутрене. Морозная ночь» казалась мне тёмной и мрачной. А теперь я ясно вижу — свет в этом произведении важнее темноты.

— Темнота — это всего лишь отсутствие света. А Бог есть свет, и в Его присутствии преображается всё вокруг. Именно об этом нас призывает помнить художник Алексей Саврасов.

«Картину Алексея Саврасова "К заутрене. Морозная ночь" можно увидеть в Волгоградском музее изобразительного искусства».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем