Город Александровск Пермского края основан в 1783 близ месторождения железной руды. Назван он Всеволодом Андреевичем Всеволожским в честь своего старшего сына Александра.
Главное архитектурное сооружение – это Спасо-Преображенский храм. Каменное двухэтажное здание высотою 11 метров. Заложен он был в 1811 году по проекту архитектора Андрея Вяткина (бывшего крепостного Всеволожских). Построить церковь было нелегко так же, как нелегко разрушить. О крепости кладки и поныне ходят легенды. Говорят: «сложена́ на яичном белке». В чем секрет кладки? Спроси современных строителей – разведут руками. На этот счет архитектору Андрею Вяткину было спущено единственное лаконичное указание: «и смотреть особенно, чтобы извяска была приготовлена самым лучшим образом, дабы имела в себе лучшую вязкость и при кладке закипала».
Ради понимания сложности процесса я приведу кое-какие цифры. Например, при строительстве самого здания в неделю в среднем укладывалось 22 000 кирпичей. А когда в 1817 году начались отделочные работы было завезено 329 пудов разных сортов железа, масла постного - 8 пудов, сурику - 7 пудов, мелу брянского - 2 пуда, проволоки - 1 пуд, белил свинцовых - 5 пудов.
Всеволожский, известный на всю Москву меломан, поклонник многих видов искусств, сам давал рекомендации: «Стены сделать фальшивым мрамором, с белыми меловыми и сероватыми жилками, колонны сделать в античном стиле под желтый мрамор с белыми, красноватыми и черноватыми жилками».
11 февраля 1829 года пушки оповестили о трехдневном освобождении от работ всех рабочих Александровского и Всеволодо-Вильвенского заводов. Это был день освещения храма. После окончания традиционных религиозных торжеств всем мастеровым выдавалось традиционное угощение – вино. Это событие явилось событием большого масштаба не только потому, что на возведение храма понадобилось почти 18 лет, но в первую очередь, потому что появилось святое место в небольшом Александровском поселке. Для верующих людей это было более значимым, чем иметь кусок хлеба. В то время насчитывалось 3670 верующих горожан. К церкви был определен полный штат церковнослужителей: священник, дьякон и пономарь. А в 1835 году этот штат удвоился, так как количество прихожан увеличилось.
Воинствующий атеизм 30-х годов ХХ века не обошел своим вниманием и александровский Спасо-Преображенский храм. Вот тут-то и нужно вспомнить про крепость кладки храма. Максимум, что удалось сделать большевикам – это растащить иконостас и снести купол. И всё. А стены, говоря образно, только слегка поцарапали. В годы войны в храме размещалось общежитие, а часть здания использовалась в качестве складских помещений.
27 сентября 1990 года Совет по делам религий при министерстве СССР постановил: «Зарегистрировать религиозное общество русской православной церкви в городе Александровске и передать обществу для молитвенных целей здание бывшей церкви».
Этот уголок Урала – Соликамск, Березники и, конечно же, Александровск обязательно стоит посетить паломникам. А адрес Спасо-Преображенского храма в Александровске даже и называть не стоит. Он расположен так, что его крест и купол видны из любой точки города.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема