
Фото: Andrey Strizhkov/Unsplash
Гимназическая улица в самом центре Тамбова по утрам наполнялась ароматом свежего хлеба. К расположенной на углу булочной с большими, до земли, окнами в виде многочисленных арок, стекался народ — купить самого вкусного в городе хлеба. Воздушные ситные с изюмом стоили здесь сущие копейки, а упаковывали их в высокие картонные коробки с красивой надписью: «Булочные Толмачёвых».
Толмачёвы в середине 19 века в Тамбове были известны многим. Состоятельные предприниматели, они прославились не только успешной коммерцией, но и широкой благотворительностью, благодаря, пожалуй, одному из ярчайших представителей этой купеческой династии — Александру Ивановичу Толмачёву.
Ему принадлежала та самая булочная на Гимназической, в которой даже бедный человек мог позволить себе купить свежий пшеничный каравай — настолько недорого он стоил. Каждый день по распоряжению Александра Ивановича в толмачёвских пекарнях выпекалось несколько десятков буханок ржаного хлеба — для раздачи нищим.
Быть внимательным к нуждающимся Александр научился у своего отца — Ивана Степановича Толмачёва. Тот в своём завещании значительную часть капитала передал городской богадельне, Троицкому храму Тамбова и строящейся церкви Иоанна Златоуста в селе Бибиково Кирсановского уезда. Александр Иванович решил следовать примеру отца и разделять богатство с ближними.
В 1896 году на Покровской площади Толмачёв на собственные средства выстроил большое, красного кирпича, двухэтажное здание, в котором по его инициативе было открыто начальное училище с женским и мужским отделением.
В здании, построенном Толмачёвым, был водопровод, электричество, канализация и паровое отопление — учреждений, оснащённых подобными благами цивилизации не только в Тамбове, но и во всей России тогда было не так уж много. Строительство обошлось Александру Ивановичу в 60 тысяч рублей; на содержание училища Александр Иванович ежегодно выделял по пять половиной тысяч. Дети бедняков получали преимущество при поступлении и обеспечивались за счёт Толмачёва бесплатным питанием, одеждой и необходимыми вещами.
Годом ранее, в 1895-м, Александр Иванович уже сделал Тамбову подарок — от собственной небольшой электростанции провёл электрическое освещение по всей улице Гимназической, которая сразу стала излюбленным местом вечернего променада горожан. На средства Толмачёва на тамбовских кладбищах ветхие деревянные церкви были заменены на каменные.
С началом Первой Мировой войны Александр Иванович активно включился в работу Тамбовского отделения Общества Красного Креста, оказывал финансовую помощь госпиталям, разместившимся на территории города. В селе Баланда Саратовской губернии на пожертвования Толмачёва были открыты богадельня — приют для престарелых — и ремесленная школа.
В завещании, которое Александр Иванович составил заблаговременно, ещё в 1896 году, принадлежавшие ему земли и часть капитала он оставил тамбовским монастырям — Казанскому мужскому и Вознесенскому женскому. Правда, исполниться этому, увы, было не суждено: скончался Толмачёв после 1917 года, когда власть в городе уже была в руках красных. Точная дата смерти благотворителя неизвестна — фамильное захоронение Толмачёвых, над которым возвышалась белокаменная часовня, было разрушено большевиками. Но стереть из людской памяти добрые дела, которые совершил Александр Иванович, не удалось. По-прежнему служит городу здание из красного кирпича рядом с Казанской церковью — бывшее Толмачёвское училище. Имя благотворителя увековечено на мраморной доске у входа в зал заседаний Тамбовской городской думы.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.