
Близкий друг Пушкина, известный русский путешественник и литератор Филипп Вигель, посетив в 1826 году Таврическую губернию, так описал в своих воспоминаниях город Симферополь: «Я увидал себя на бесконечном поле, среди которого достраивалась довольно хорошей архитектуры соборная церковь, по бокам же, ... были два двухэтажных здания — присутственные места и странноприимный дом Таранова-Белозёрова: вот весь Симферополь».
Странноприимный дом, о котором упоминает Вигель, действительно в начале 19 века был в городе самым выдающимся зданием светской архитектуры и первым во всей губернии учреждением общественного призрения. Он был построен на частные средства местного благотворителя, с которым автору воспоминаний, встретиться, увы, не довелось. Александр Степанович Таранов-Белозёров — крупный помещик, судья, предводитель губернского дворянства — скончался в 1819 году. И всё своё немалое состояние завещал на благотворительность.
Почётные звания, высокие государственные должности и обширные владения пришли к Александру Степановичу не сразу. Саша Таранов родился хотя и в дворянской, но очень бедной семье. Мальчик не знал излишеств — он имел всего два костюма: повседневный и на выход, за столом семья довольствовалась простой пищей. Зато с самого детства Александра был научен доброму отношению к людям. Свою немногочисленную дворню Тарановы воспринимали как родню; в доме их всегда находилось место для странствующих богомольцев и хлеб для нищих.
Однако детство Саши длилось недолго — уже в десять лет он был записан в солдаты Луганского драгунского полка. Его отец надеялся, что сын поправит материальное положение, сделав военную карьеру. Александр дослужился до чина подполковника; его заметили при дворе, направив на службу в Таврическую губернию как раз перед историческим визитом туда императрицы Екатерины Второй. Александр Степанович обеспечивал порядок и безопасность в тех местах, где царица делала остановки. За проявленное усердие высочайшим повелением ему было пожаловано имение Кача под Симферополем с несколькими сотнями душ крепостных. Там Александр Степанович занялся виноградарством и разведением тонкорунной породы овец, в чём весьма преуспел и сумел сделать большое состояние.
В 1812 году Таранов-Белозёров был избран предводителем таврического дворянства. Тогда же, и без того слабое, здоровее его начало резко ухудшаться, и Александр Степанович впервые задумался о завещании. Два года спустя он в подробностях записал последнюю волю и юридически её засвидетельствовал. Своих крепостных крестьян и дворовых людей завещал отпустить на волю с денежным пособием, а весь оставшийся капитал употребить на устройство странноприимного дома «для призрения больных, бедных, престарелых и немощных обоего пола, а также раненых воинов за ранами или за старостью уволенных».
Через пять лет Александр Степанович скончался. А в Симферополе появился красивый каменный двухэтажный дом с колоннами и портиком, больше похожий на театр, где разместились бесплатные богадельня и больница. «Я прошу, чтобы содержание в странноприимном доме было наилучшее: просторные комнаты, пища, питьё» — писал Таранов-Белозёров в своём завещании. Всё это было в точности исполнено. А, кроме того, по желанию покойного, была устроена домовая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1826 году странноприимный дом, который было решено назвать в честь жертвователя, принял 50 человек — это были первые его обитатели.
И вот уже почти два века стоит этот дом. Теперь в нём располагается медицинский колледж, а мемориальная доска на фасаде здания напоминает его студентам и всем, кто просто проходит мимо, об Александре Степановиче Таранове-Белозёрове.
Все выпуски программы Имена милосердия
«Священномученик Фаддей (Успенский)». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов
Разговор шел о жизни и подвиге священномученика архиепископа Фаддея (Успенского). Он родился в священнической семье, окончил Казанскую духовную академию, преподавал, затем принял монашеский постриг и епископский сан. В революционные годы его не раз ссылали и арестовывали, но он сохранил твердость веры и молитвенную стойкость.
Архиепископ Фаддей жил в Астрахани почти без вещей, служил каждый день, совершал богослужения по несколько часов, помогал людям и не имел ничего своего. Патриарх Тихон говорил о нём: «Если владыка будет так жить и дальше, его путь закончится мученически». Так и произошло — в 1937 году владыка Фаддей был замучен в тюрьме, уподобившись Христу в смирении и страданиях.
Мы говорили о том, как вера даёт силу в испытаниях, о людях, которые сохраняли человеческое достоинство в нечеловеческих условиях, и о любви, которая побеждает страх.
Все выпуски программы Светлый вечер
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение