Аристократический Петербург 19-ого века было невозможно удивить чьей бы то ни было благотворительной деятельностью. Богатые люди считали своим долгом заниматься делами милосердия. Но то, сколько души и средств вложил в них Александр Штиглиц, поражало его современников.
В столице не было человека, который не знал бы банкирского дома «Барон Штиглиц и Ко». Это было предприятие, организованное ещё отцом Александра - придворным банкиром, создателем первого в России страхового общества и строителем железной дороги из Петербурга в Москву. Единственным наследником огромного состояния Людвига Штиглица был его сын Александр.
Мальчик получил прекрасное образование. Его притягивал мир искусства – музыка, живопись, литература. Отец не возражал, но мечтал передать Александру своё дело. Да и император Николай Первый на месте отца желал видеть только сына. Так Штиглицу-младшему пришлось стать банкиром. Финансистом он был превосходным и во многом повторил путь своего батюшки. Строил за свой счёт железные дороги, фабрики, стал первым управляющим Государственного банка России. Имя барона Штиглица с трепетом повторяли не только отечественные, но и западные финансисты. Никто, кроме Александра Людвиговича не умел так успешно договариваться с ними, когда Россия нуждалась в крупных кредитах под невысокие проценты. Так было, например, в Крымскую войну, во время которой Европа не спешила оказывать истекающей кровью России финансовую помощь.
Александр никогда не забывал о том, каким щедрым филантропом был его отец. Благотворительность стала вторым главным делом и в жизни сына. Крымская война требовала средств, вооружения. Штиглиц жертвовал армии крупные суммы. Пять тысяч рублей получила от него Чесменская военная богадельня. Ещё пять тысяч - морские офицеры Севастополя, оставшиеся без имущества.
В городе Нарва, где у Штиглица было две фабрики, он построил рабочий посёлок с жильём для семейных служащих, и с женскими и мужскими корпусами. На предприятиях работало много подростов, для них барон открыл школу. Позже заработала и школа для взрослых. В посёлке были церковь, больница, библиотека. И все фабричные штрафы употреблялись на пополнение её фондов. Неподалёку от Нарвы - в Ивангороде, у Александра Людвиговича имелось поместье. В нём барон возвёл храм Живоначальной Троицы.
Штиглицу многим обязан и сам Петербург. Не только железными дорогами по модным тогда направлениям. Например, Петергофской веткой, на которой находились дачи столичной знати. На деньги Штиглица был построен Балтийский вокзал. Его возвели по образцу парижского Восточного вокзала. Глазная клиника на Моховой улице - тоже детище Штиглица. Он содержал и детский приют, построенный ещё отцом.
Но самое важное деяние Александра Людвиговича – это училище технического рисования - знаменитая на весь мир «Муха». Её студенты сегодня называются дизайнерами, тогда же училище выпускало «учёных рисовальщиков для ремёсел и мануфактур, а также учителей рисования». Даже само здание заведения – настоящее произведение искусства. В его строительство Штиглиц вложил колоссальные деньги – миллион рублей. А потом ещё пять миллионов на создание при училище Музея декоративно-прикладного искусства и библиотеки.
Барон не жалел денег на стипендии студентам и пенсии профессорам. По-отечески заботился о своих подчинённых, сослуживцах и слугах, не забывая даже о сторожах. Он подарил учреждениям, которые основал и работающим в них людям около сорока миллионов рублей.
У Штиглица часто спрашивали, не боится ли он держать свои капиталы в русских банках? «Мой отец и я заработали своё состояние в России. И я готов потерять с ней все своё состояние, если она окажется несостоятельной», - отвечал Александр Людвигович и продолжал верой и правдой служить России.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер