Русский морской офицер, изобретатель и испытатель первого в мире самолёта — Александр Фёдорович Можайский — начал историю мирового воздухоплавания 24 июня 1882 года. В этот день на военном поле неподалёку от Красного Села под Петербургом состоялся полёт первого в мире полноразмерного управляемого самолёта.
Александр Можайский всегда душой стремился к небу, с юных же лет был связан с другой стихией — морем. Неся с честью флотскую службу, Александр Фёдорович постепенно придумал образ машины, которая смогла бы перемещать человека по воздуху. Бесценный вклад Можайского в авиастроение стал очевиден лишь в XX веке, когда именно его опыт успехов и ошибок стал основой для создания в 1913 и 1914 годах знаменитых самолётов «Русский Витязь» и «Илья Муромец».
Что об изобретении Александра Фёдоровича Можайского, желавшего быть полезным своему Отечеству, сказал авиаэксперт Андрей Величко?

Александр Можайский — изобретатель и испытатель первого в мире самолёта — душой стремился к небу, но с юных лет был связан с другой стихией — морем. Флотскую службу Александр Фёдорович нёс с честью. А в минуты досуга обращал взор к небу и наблюдал за птицами. Можайскому было интересно всё: как устроены у пернатых крылья, как удерживаются они на воздухе, как взлетают и приземляются.
Постепенно в его голове сложился образ машины, которая смогла бы перемещать человека по воздуху. Летом 1875 года жители села Вороновица — имения Можайского в Винницкой губернии — стали свидетелями удивительного действа. К упряжке с лошадьми толстым крепким канатом был привязан гигантский воздушный змей. В кресле, укреплённом на его деревянном каркасе снизу, сидел сам Александр Фёдорович. Лошадей пустили галопом. Канат натянулся. Змей с пассажиром взмыл в воздух и... полетел под восторженные крики деревенских мальчишек. Правда, посадка оказалась не слишком мягкой: Александр Фёдорович подвернул ногу. Но это казалось ему пустяком в сравнении с успехом первого опыта.
В том же году Можайский сконструировал и публично продемонстрировал полёт небольшой модели воздухоплавательного аппарата, которая управлялась уже не лошадьми, а с помощью особого винта, похожего на корабельный. Очертаниями она напоминала современный самолёт. «Убеждён, что в непродолжительном времени у публики будет возможность летать на воздухе, подвергаясь меньшему риску, чем при езде на железных дорогах и в дилижансах», — заявил Можайский.
Днём, с которого, по сути, началась история мирового воздухоплавания, стало 24 июня 1882 года. В этот день на военном поле неподалёку от Красного Села под Петербургом, состоялся полёт первого в мире полноразмерного управляемого самолёта. Можайский собрал его своими руками и на собственные средства. Своё детище Можайский назвал «Жар-птицей». На пропеллерах, которые приводились в действие благодаря двум паровым двигателям, машина поднялась в воздух и на небольшой высоте пролетела вперёд несколько метров. Затем «Жар-птица» накренилась и упала на землю. Современники Можайского сочли этот опыт неудачей. А у Александра Фёдоровича уже не было средств, чтобы построить новый самолёт и доказать обратное. Лишь в начале ХХ века стал очевиден тот бесценный вклад, который так называемая «неудача» Можайского сделала в авиастроение. Основываясь на опыте Александра Фёдоровича, учитывая его успехи и ошибки, в 1913 и 1914 году были созданы знаменитые русский самолёты «Русский Витязь» и «Илья Муромец». Более того, в основе любого самолёта лежит та самая «Жар-птица» Можайского. «Теперь, когда история развития авиации хорошо изучена, можно по достоинству оценить заслугу русского изобретателя, предложившего во второй половине XIX века конструкцию самолёта, все пять основных элементов которого присущи современным самолетам: силовая установка, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, шасси» — замечает авиаэксперт Андрей Величко.
Русский морской офицер Александр Фёдорович Можайский самоотверженно трудился для того, чтобы человек поднялся в небо. «Я желал быть полезным своему Отечеству», — говорил он. И это желание сполна осуществилось.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер