Александр Можайский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Александр Можайский

* Поделиться

Александр Можайский — изобретатель и испытатель первого в мире самолёта — душой стремился к небу, но с юных лет был связан с другой стихией — морем. Флотскую службу Александр Фёдорович нёс с честью. А в минуты досуга обращал взор к небу и наблюдал за птицами. Можайскому было интересно всё: как устроены у пернатых крылья, как удерживаются они на воздухе, как взлетают и приземляются.

Постепенно в его голове сложился образ машины, которая смогла бы перемещать человека по воздуху. Летом 1875 года жители села Вороновица — имения Можайского в Винницкой губернии — стали свидетелями удивительного действа. К упряжке с лошадьми толстым крепким канатом был привязан гигантский воздушный змей. В кресле, укреплённом на его деревянном каркасе снизу, сидел сам Александр Фёдорович. Лошадей пустили галопом. Канат натянулся. Змей с пассажиром взмыл в воздух и... полетел под восторженные крики деревенских мальчишек. Правда, посадка оказалась не слишком мягкой: Александр Фёдорович подвернул ногу. Но это казалось ему пустяком в сравнении с успехом первого опыта.

В том же году Можайский сконструировал и публично продемонстрировал полёт небольшой модели воздухоплавательного аппарата, которая управлялась уже не лошадьми, а с помощью особого винта, похожего на корабельный. Очертаниями она напоминала современный самолёт. «Убеждён, что в непродолжительном времени у публики будет возможность летать на воздухе, подвергаясь меньшему риску, чем при езде на железных дорогах и в дилижансах», — заявил Можайский.

Днём, с которого, по сути, началась история мирового воздухоплавания, стало 24 июня 1882 года. В этот день на военном поле неподалёку от Красного Села под Петербургом, состоялся полёт первого в мире полноразмерного управляемого самолёта. Можайский собрал его своими руками и на собственные средства. Своё детище Можайский назвал «Жар-птицей». На пропеллерах, которые приводились в действие благодаря двум паровым двигателям, машина поднялась в воздух и на небольшой высоте пролетела вперёд несколько метров. Затем «Жар-птица» накренилась и упала на землю. Современники Можайского сочли этот опыт неудачей. А у Александра Фёдоровича уже не было средств, чтобы построить новый самолёт и доказать обратное. Лишь в начале ХХ века стал очевиден тот бесценный вклад, который так называемая «неудача» Можайского сделала в авиастроение. Основываясь на опыте Александра Фёдоровича, учитывая его успехи и ошибки, в 1913 и 1914 году были созданы знаменитые русский самолёты «Русский Витязь» и «Илья Муромец». Более того, в основе любого самолёта лежит та самая «Жар-птица» Можайского. «Теперь, когда история развития авиации хорошо изучена, можно по достоинству оценить заслугу русского изобретателя, предложившего во второй половине XIX века конструкцию самолёта, все пять основных элементов которого присущи современным самолетам: силовая установка, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, шасси» — замечает авиаэксперт Андрей Величко.

Русский морской офицер Александр Фёдорович Можайский самоотверженно трудился для того, чтобы человек поднялся в небо. «Я желал быть полезным своему Отечеству», — говорил он. И это желание сполна осуществилось.


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем