Русский морской офицер, изобретатель и испытатель первого в мире самолёта — Александр Фёдорович Можайский — начал историю мирового воздухоплавания 24 июня 1882 года. В этот день на военном поле неподалёку от Красного Села под Петербургом состоялся полёт первого в мире полноразмерного управляемого самолёта.
Александр Можайский всегда душой стремился к небу, с юных же лет был связан с другой стихией — морем. Неся с честью флотскую службу, Александр Фёдорович постепенно придумал образ машины, которая смогла бы перемещать человека по воздуху. Бесценный вклад Можайского в авиастроение стал очевиден лишь в XX веке, когда именно его опыт успехов и ошибок стал основой для создания в 1913 и 1914 годах знаменитых самолётов «Русский Витязь» и «Илья Муромец».
Что об изобретении Александра Фёдоровича Можайского, желавшего быть полезным своему Отечеству, сказал авиаэксперт Андрей Величко?

Александр Можайский — изобретатель и испытатель первого в мире самолёта — душой стремился к небу, но с юных лет был связан с другой стихией — морем. Флотскую службу Александр Фёдорович нёс с честью. А в минуты досуга обращал взор к небу и наблюдал за птицами. Можайскому было интересно всё: как устроены у пернатых крылья, как удерживаются они на воздухе, как взлетают и приземляются.
Постепенно в его голове сложился образ машины, которая смогла бы перемещать человека по воздуху. Летом 1875 года жители села Вороновица — имения Можайского в Винницкой губернии — стали свидетелями удивительного действа. К упряжке с лошадьми толстым крепким канатом был привязан гигантский воздушный змей. В кресле, укреплённом на его деревянном каркасе снизу, сидел сам Александр Фёдорович. Лошадей пустили галопом. Канат натянулся. Змей с пассажиром взмыл в воздух и... полетел под восторженные крики деревенских мальчишек. Правда, посадка оказалась не слишком мягкой: Александр Фёдорович подвернул ногу. Но это казалось ему пустяком в сравнении с успехом первого опыта.
В том же году Можайский сконструировал и публично продемонстрировал полёт небольшой модели воздухоплавательного аппарата, которая управлялась уже не лошадьми, а с помощью особого винта, похожего на корабельный. Очертаниями она напоминала современный самолёт. «Убеждён, что в непродолжительном времени у публики будет возможность летать на воздухе, подвергаясь меньшему риску, чем при езде на железных дорогах и в дилижансах», — заявил Можайский.
Днём, с которого, по сути, началась история мирового воздухоплавания, стало 24 июня 1882 года. В этот день на военном поле неподалёку от Красного Села под Петербургом, состоялся полёт первого в мире полноразмерного управляемого самолёта. Можайский собрал его своими руками и на собственные средства. Своё детище Можайский назвал «Жар-птицей». На пропеллерах, которые приводились в действие благодаря двум паровым двигателям, машина поднялась в воздух и на небольшой высоте пролетела вперёд несколько метров. Затем «Жар-птица» накренилась и упала на землю. Современники Можайского сочли этот опыт неудачей. А у Александра Фёдоровича уже не было средств, чтобы построить новый самолёт и доказать обратное. Лишь в начале ХХ века стал очевиден тот бесценный вклад, который так называемая «неудача» Можайского сделала в авиастроение. Основываясь на опыте Александра Фёдоровича, учитывая его успехи и ошибки, в 1913 и 1914 году были созданы знаменитые русский самолёты «Русский Витязь» и «Илья Муромец». Более того, в основе любого самолёта лежит та самая «Жар-птица» Можайского. «Теперь, когда история развития авиации хорошо изучена, можно по достоинству оценить заслугу русского изобретателя, предложившего во второй половине XIX века конструкцию самолёта, все пять основных элементов которого присущи современным самолетам: силовая установка, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, шасси» — замечает авиаэксперт Андрей Величко.
Русский морской офицер Александр Фёдорович Можайский самоотверженно трудился для того, чтобы человек поднялся в небо. «Я желал быть полезным своему Отечеству», — говорил он. И это желание сполна осуществилось.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер