Александр Иванов. «Архангел Гавриил поражает Захарию немотой» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Александр Иванов. «Архангел Гавриил поражает Захарию немотой»

* Поделиться

— Приветствую вас в Третьяковской галерее, Владимир Николаевич!

— Здравствуйте, Маргарита Константиновна. Полюбилось мне здесь бывать. Хожу, просвещаюсь. Стал замечать многое, на что раньше внимания бы не обратил.

— Отрадно! И какой экспонат в этот раз привлёк вас?

— А вот, посмотрите, какая интересная работа моего любимого художника Александра Иванова — «Архангел Гавриил поражает Захарию немотой». Она не такая внушительная по размеру, как монументальное полотно «Явление Христа народу» — всего двадцать шесть на тридцать девять сантиметров, но впечатляет! Какая свежесть красок, прозрачность — прямо перламутр! Жалко только, я сюжета не понимаю. Вижу — старец с седой бородой повинно склонил голову, а ангел с крыльями за спиной грозно протягивает к нему руку. А что именно происходит?

— Эту работу Александр Иванов посвятил евангельскому рассказу о рождении святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Иисуса Христа. Мы видим здесь его отца, священника Иерусалимского храма Захарию. Они с супругой Елизаветой дожили до преклонных лет бездетными. Однажды во время богослужения архангел возвестил Захарии о скором рождении сына, а старец в ответ выразил сомнение: «Возможно ли это в моем возрасте?» И тогда небесный посланник возразил грозно: «Я — Гав­ри­ил, пред­сто­я­щий пред Бо­гом. За то, что ты не по­ве­рил мне, будешь молчать до тех пор, по­ка ни ис­пол­нит­ся предречённое».

— Это я как военный, очень хорошо понимаю! Если ты получил задание от командира, разве можно в чём-то сомневаться? А Захарии поручение от Бога было ответственное — стать отцом святого Предтечи! И как же дальше его жизнь сложилась?

— Младенец Иоанн родился, и Захария избавился от немоты. Вскоре после этого иудейский царь Ирод, напуганный вестями о пришествии в мир Мессии, повелел истребить всех младенцев в окрестностях Иерусалима. Зная о чудесном рождении мальчика у старенького священника, он отправил палачей и к нему. Елизавета успела бежать с ребенком в пустыню, и страшные гонцы вернулись к Ироду ни с чем. Разгневанный правитель повелел допросить Захарию, где тот скрывает младенца. Солдаты застали священника в храме и приступили к нему с расспросами, угрожая убийством. Захария ответил: «Я не знаю, где находится сын. Можете убить моё тело, а душу мою воспримет Господь, Которому я служу». И упал, сражённый мечом.

— Настоящий воин! Исполин! И Александр Иванов смог передать в своей работе силу его духа. В фигуре старца есть неподдельная мощь. И кажется, что архангел, протягивая руку, не только поражает его немотой, но и благословляет на подвиг. При этом свет, который исходит от Гавриила, выглядит нездешним, нереальным.

— Да, художник мастерски воспользовался возможностями акварели, чтобы показать небесный свет. Не только крылья на спине архангела помогают нам узнать в нём Божьего посланника, но и вот этот разлив золотистой охры, перемежающейся с пятнами нежно-голубого, синего, жемчужно-серого цвета. Цветовая гамма, которая вам так понравилась, подчеркивает впечатление совершающегося чуда.

— Чтобы так нарисовать, нужно иметь юную душу. Наверное, Иванов эту картину нарисовал в молодом возрасте?

— Вовсе нет. Как раз наоборот — это было одно из последних произведений художника. В конце жизни он создал обширный цикл акварельных рисунков на библейскую тему. Сначала это были эскизы для Санкт-Петербургского храма Христа Спасителя — Александр Иванов мечтал поучаствовать в росписи собора. Тот заказ достался Карлу Брюллову, но Иванов продолжил, по его собственному выражению, «отображать библейскую реальность».

— Чтобы отображать библейскую реальность, нужно её знать...

— Александр Иванов много работал над этим. Он читал Священное Писание, увлекся изучением библейской археологии. Современники отмечали его особую религиозность. Так, Гоголь писал: «Иванов ведёт жизнь истинно монашескую», а в мемуарах Тургенева есть строки о том, что художник «молится каждую минуту и знает Библию наизусть».

— Рисунок «Архангел Гавриил поражает Захарию немотой» свидетельствует, что автор искренне верил в Бога.

— В этой работе отразился тот мир, в который мы надеемся попасть по исходе из земной жизни. Увидеть акварельный эскиз Александра Иванова в Третьяковской галерее очень утешительно.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем