
— Дядя Андрей, посмотри, какая картина красивая! Река извивается серой лентой, тянется до самого горизонта. Вокруг её пологих берегов — бескрайняя ширь. Интересно, где такие места?
— Здесь, Паша, в Сыктывкаре. Буквально в паре километров от Национальной галереи республики Коми, в которой мы с тобой сейчас находимся.
— А что это за река, как она называется?
— Их тут целых две. Имена речек дали название полотну — «Встреча Вычегды с Сысолой». Сейчас на высоком берегу над слиянием водных потоков городская застройка. А в 1968 году, когда художник Александр Безумов работал над этой картиной, здесь располагалась деревня Тентюково — смотри, видишь, дома выстроились в ряд.
— А в середине избушка какая интересная, церковь напоминает.
— Это часовенка, только без креста. В годы советской власти в её здании располагался клуб. Время-то было безбожное...
— Но почему же тогда на берегу стоит высокий поклонный крест?
— Крест? Где?
— Да вот же, внизу, слева от часовни.
— Нет, это мачта корабля, племянник, с поперечной перекладиной — реей. А само судно скрывает высокий берег.
— Наверное, художник неслучайно изобразил корабельную мачту похожей на крест? Ты не знаешь, он верил в Бога?
— К сожалению, нигде не встречал информации о сокровенной внутренней жизни Александра Безумова. Но могу предположить, что у него были причины вспоминать о Христе.
— Какие?
— Семнадцатилетним юношей Александр был призван на Великую Отечественную войну. Он прошел её рядовым до Берлина, не раз оказывался в смертельной опасности. А в такие моменты люди, как правило, начинают молиться. Даже афоризм есть, слышал, наверное — «В окопах не бывает атеистов».
— В первый раз слышу. А какие ещё причины были у художника обратиться к Богу?
— Его чуткое восприятие красоты окружающего мира. Природа очень убедительно проповедует о своем Создателе, если человек внимателен к ней. А Александр Безумов впитывал душой нежные полутона северного края, где родился и вырос. Насыщался благолепием и не мог не задумываться о его Источнике.
— Мне тоже кажется, что Александр Безумов был верующим. Разве не свидетельствует об этом двойная радуга на картине?
— Пожалуй, ты прав, племянник. Ведь радуга — древний символ примирения человека с Богом. И она осеняет пейзаж, преображает его, наполняет особенным смыслом.
— Каким же, дядя Андрей?
— Картина Александра Безумова «Встреча Вычегды с Сысолой» похожа на притчу. С помощью художественных образов живописец делится надеждой, что даже в те годы, когда атеизм вытеснил веру во Христа, Господь не оставил человека.
Картину Александра Безумова «Встреча Вычегды с Сысолой» можно увидеть в Сыктывкаре, в Национальной галерее республики Коми.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер