У нас в гостях был старший преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Сергий Заплатников.
Мы размышляли над наиболее актуальными богословскими вопросами современности: с какими недоумениями чаще всего сталкиваются верующие — и как можно на них ответить.
Ведущий: Константин Мацан
Константин Мацан:
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня священник Сергий Заплатников, старший преподаватель Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Добрый вечер.
Священник Сергий Заплатников:
— Добрый вечер.
Константин Мацан:
— И тема наша сегодняшняя, информационный повод — поговорить о, если так можно выразиться, актуальных, интересных, животрепещущих проблемах богословия современного и церковной мысли. Но не нужно пугаться, я сейчас к нашим слушателям обращаюсь, вам не предстоит слушать академическую, тяжёлую, в каком-то смысле нудную беседу, как раз-таки наоборот. Дело в том, что ПСТГУ, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, запускает, уже существует этот цикл лекций, который называется «Собеседники», где профессора, преподаватели ПСТГУ, богословы, философы, религиоведы, историки церкви, библеисты собираются и в режиме такой, если угодно, публичной дискуссии, такого интервью друг с другом, обсуждают темы важные. Темы, связанные с церковью, опять же, с богословием, с вопросами церковной жизни. Это все проходит в Соборной палате, правильно я понимаю, да? Это историческое здание епархиального дома, епархиальный дом, в котором проходил собор, Поместный собор 1917-18 годов. Сейчас там располагаются факультеты ПСТГУ. Соборная палата — это большой красивый зал, в котором и концерты проходят тоже музыкальные. Наши слушатели наверняка знают, бывали там уже. Вот в этом месте проходят эти лекции под названием «Собеседники». Эти лекции снимаются на видео, потом выкладываются, но туда приглашают всех желающих, как публику, послушать в режиме реального времени эти беседы, а может быть, потом задать вопросы, пообщаться с лекторами. Вот об этом мы сегодня поговорим, потому что, как мне представляется, темы выбранные для этого цикла лекций, как раз-таки указывают на те проблемные точки, на те точки интереса, которые сегодня есть в церковной мысли. Вот об этом поговорить, почему они такие, и почему, кстати, иногда там, где нам кажется, что никакой особенной темы или проблемы нет, она на самом деле есть. Вот об этом я бы хотел, чтобы вы сегодня нам рассказали. Каким темам посвящены лекции?
Священник Сергий Заплатников:
— Спасибо за представление. Да, действительно, цикл лекций «Собеседники» — это проект во многом уникальный, и в то же время он является направленным абсолютно для всех, для слушателей всех уровней образованности и заинтересованности, потому что он раскрывает такие, знаете, как темы для разговоров, людей на приходе или между собой, православных верующих или интересующихся этими темами, может быть, даже на каком-то вот на своём уровне, потому что всякие такие разговоры начинаются с науки. Вот пока учёные эту тему не поднимут, пока они не определят какой-то вектор развития этих тем, обычно ими и не интересуются. Мы хотели этим циклом не только обозначить интерес и, может быть, даже ответить на вопросы аудитории, но ещё и рассказать, показать, какими научными направлениями занимаются на нашем богословском факультете. Потому что для нас это, по сути, для учёного его тема, его область знаний — это его жизнь. Вот учёный, он живёт и дышит этими проблемами, дышит этими темами, вопросами, и они иногда мучают, и он даже спать не может, пока на них не ответит. В этом учебном году или в этом сезоне, так, наверное, правильно сказать, мы запланировали 7 встреч, и одна, кстати, уже встреча прошла. Она состоялась 9 ноября, и следующая наша лекция состоится уже 23 ноября. Последующие лекции мы также запланировали, они будут выходить, проводиться приблизительно один раз в месяц. Весной мы этот цикл заканчиваем, завершаем. Все передачи, которые мы будем снимать, будут выложены на сайте Соборной палаты, с ними можно будет ознакомиться. Но личное присутствие и участие, они всегда приносят гораздо больше радости и удовольствия, хотя бы потому, что можно задать вопрос. Потому что одно дело — услышать и остаться в состоянии загадки, какой-то тайны, другое дело — это услышать и тут же эту тайну раскрыть для себя.
Константин Мацан:
— Вы сказали, до эфира вы мне сказали, что на ближайшее число, 23 ноября, да, лекция, которая будет посвящена ни много ни мало Откровению Иоанна Богослова, именно Апокалипсису, как его ещё называют, уже практически нет свободных мест. То есть есть, как ни парадоксально, большой интерес у аудитории к вот такого рода, казалось бы, специальным богословским вопросам и темам?
Священник Сергий Заплатников:
— Да, совершенно верно. Не то чтобы практически нет мест, их нет фактически. Потому что тема Апокалипсиса — это самые загадочные книги для современного православного человека, она настолько животрепещущая, что, наверное, другой такой темы подобрать очень сложно. И действительно, те, кто хотят и желают посетить эти лекции, очень важно записаться заранее, потому что в аудитории может мест не хватить. Запись она для этого и ведется, чтобы у нас не получилось столпотворение. Ну и запись, видеозапись ведется тоже как раз для того, чтобы те, у кого нет такой возможности, они могли пересмотреть снова и снова это на странице Соборной палаты.
Константин Мацан:
— Какие еще будут темы?
Священник Сергий Заплатников:
— Ну я хотел бы прежде всего сказать про ту тему, которая уже была 9 ноября и анонсировать ее скорую публикацию на сайте Соборной палаты. Эта тема была посвящена первенству в церкви, первенству чести в церкви. Ну, ни для кого не секрет, что в церкви очень многое устроено по некоему чину, есть у нас старшие епископы над нами, есть еще более старшие институты чести, власти, и сегодня церковь переживает очень тяжелые времена, настоящие испытания. Можно сказать, даже мы, наверное, стоим на пороге очень важных эпохальных событий, которые могут происходить, наверное, в истории церкви раз в тысячу лет. Мы знаем и помним хорошо, например, Великую схизму, раскол между западными и восточными христианами, вот, и образованием семейства, такой семьи настоящей, поместных православных церквей. И вот это единство православных церквей зиждется на принципе первенства чести, первый среди равных. На том принципе, что все представители всех поместных церквей между собой равны. Однако вот в последнее время, я даже бы сказал последние сто лет, складывается такая очень неприятная тенденция, и сейчас она очень серьезно обостряется, когда одна из церквей претендует на настоящее первенство власти вот в этой семье равных друг другу церквей.
Константин Мацан:
— То есть не просто первенство чести, а именно первенство власти, какого-то принятия решений единоличных и так далее.
Священник Сергий Заплатников:
— Совершенно верно. В эти полномочия властные входит и созыв соборов, и принятие или неприятие клириков других церквей.
Константин Мацан:
— Но мы говорим о Константинопольском патриархате. Совершенно верно. Вселенском патриархе, как еще называют его.
Священник Сергий Заплатников:
— Как он сам себя тоже довольно часто любит называть. Это очень серьёзная проблема, потому что она может разрушить в самое ближайшее время один из главных принципов существования вообще институционализация православной церкви, которая зиждется на соборности. Это очень важное отличие православной церкви, например, от католической, потому что мы никак не можем допустить, чтобы в церкви все зависело от одного человека. Даже во главе Русской православной церкви у нас находится, конечно, Христос, а вот здесь на земле непосредственно с людьми высшими полномочиями обладает Поместный Собор, потом Архиерейский Собор, и потом уже Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. И даже вот в этой конструкции мы видим, что мы никогда не будем надеяться или уповать только на одного человека. В западной христианской традиции такой человек есть, и для того, чтобы обеспечить правильность его решения, его даже вынуждены были его наделить полномочиями, которые исходят из его святости, непогрешимости в области вероучения.
Константин Мацан:
— Речь о Папе Римском.
Священник Сергий Заплатников:
— Да, совершенно верно. Речь идет о папе римском, и вот те самые принципы, на которых римская церковь основывала свою экклесиологию, то есть учение о церкви, о ее устроении, вот на этих самых принципах мы видим, как сейчас константинопольский патриарх выстраивает свои отношения с остальными поместными православными церквями, мы являемся непосредственно свидетелями этих эпохальных событий. Мы, конечно, очень переживаем, беспокоимся, и с нашими как раз специалистами на факультете мы эту проблему обсуждали.
Константин Мацан:
— А вот тут интересный вопрос, а что богословы, профессоры, преподаватели Свято-Тихоновского университета в данном случае говорят, а как научная экспертиза может повлиять на ситуацию?
Священник Сергий Заплатников:
— Это очень хороший вопрос, и он, конечно, наверное, даже касается не только вопроса о первенстве чести в Церкви, а вообще любых вопросов, которые так или иначе связаны с таким вот явлением, понятием как идеология. Вот те принципы, о которых говорит сегодня Константинопольский патриархат, они начинались именно с ученых кабинетов, они начинались именно с методики разработки и развития этого вопроса. То, что привносят наш преподавательский состав, наши исследователи сегодня, это подробное и тщательное изучение позиций константинопольского патриарха, позиций тех источников, которые они изучают, проверка их, выверка. Мы публикуем, делаем достоянием общественности все эти положения и принципы. Мы их публикуем, показываем, чего они стоят, какой вес они имеют, откуда они происходят. И в том числе и для православной общественности, и для священноначалия это является очень важным подспорьем в диалоге с поместными православными церквями.
Константин Мацан:
— Священник Сергий Заплатников, старший преподаватель Богословского факультета ПСТГУ, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Так, а ещё какие темы?
Священник Сергий Заплатников:
— Ну, одну тему вы уже сегодня обозначили, это Апокалипсис, книга-откровение, книга загадочная, которой кто-то может быть сторонится, кто-то воспринимает как какое-то страшное предзнаменование, от которого надо бежать, но она человека, каждого человека, даже может быть и неверующего, обязательно тянет к себе, знаете, притягивает. Это такая загадка, тайна, к которой хочется прикоснуться. Есть у нас специалисты на факультете, которые эту книгу очень тщательным образом исследуют очень много лет, и можно даже сказать, что это сложившиеся отечественные специалисты по этому вопросу. И вот, мы хотим во время этой лекции сделать её более открытой, более, может быть, доступной, понятной логику её выстраивания, её авторства и появления, контекст, и в том числе судьбы Православной Церкви, которые приоткрываются в этой книге. Чего стоит бояться, чего не стоит бояться? Потому что мы прекрасно понимаем, что если это откровение о том, что будет, чего этого бояться? Оно, значит, будет. Если мы видим знамения времён, знаки, что наступающее, грядущее пришествие Господне становится более явным, понятным, оно приближается, то не стоит бежать и копать землянку, а стоит лишь готовиться внутренне, духовно к покаянию, к пришествию Господа. Потому что это просто неизбежно, раз об этом сказал Господь. Если это открыто в книге, то, значит, бояться здесь не нужно. Мы хотим вот на этой лекции как раз об этом и рассказать. Что это за книга, что она собой представляет, в чём её загадочность, и какие из этого для нас, верующих, сегодня следуют выводы.
Константин Мацан:
— Ну вот в таком массовом сознании книга Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова — книга про что-то страшное. Книга страшная, казалось бы. Я вот помню, что есть в интернете лекция, собственно, Антона Сергеевича Небольсина, профессора ПСТГУ, крупнейшего сегодня в России специалиста именно по Апокалипсису, автора и спецкурсов, и лекций. И вот у него лекция, которая, я помню, называлась «Красота Апокалипсиса и красота в Апокалипсисе». То есть такой разрыв шаблонов. Эта книга не про страх, а про свет. Ну или вот второй лектор в этом цикле «Собеседники», указанный — ученица Антона Сергеевича Вероника Александровна Андросова, тоже уже крупный сложившийся специалист, библеист, вот у него книга есть «Апокалипсис — книга надежды». Вот такие нестандартные подходы, казалось бы, нам, вот массовому сознанию, привыкшему между словами «Апокалипсис» и «Армагеддон» ставить знак равенства, подходы. Да, несомненно, для любого ученого-исследователя ознакомление с объектом его интереса, изучение делает этот объект более понятным, более открытым, и то, что наши участники этой лекции называют ее светлой книгой, красивой, или книгой надежды, говорит лишь о том, что они действительно очень хорошо и глубоко погрузились в эту тему. Действительно слог, которым написана эта книга, это ведь отдельный повод к беседе. Образы, которые там явлены. Да, мы все наслышаны об образе зверя или каких-то вот таких подобных образах, но это вот...
Константин Мацан:
— Четыре всадника и так далее.
Священник Сергий Заплатников:
— Четыре всадника Апокалипсиса, да. Но ведь на самом деле это книга о явлении Господа в мир, а явление Господа в мир, ну, понятно, для грешников будет страшным.
Константин Мацан:
— То есть, для всех.
Священник Сергий Заплатников:
— Для человека верующего, который живёт этой надеждой на спасение.
Константин Мацан:
— А для кающихся грешников не такое страшно.
Священник Сергий Заплатников:
— Совершенно верно. Ну, книга — надежда, потому что заканчивается эта книга хорошо, на позитивной ноте, и вообще жизнь будущего века, она позитивная, надеждная, она связана именно с светом, просветлением, радостью, внутренней духовной радостью. Поэтому, конечно, вполне актуальны, и здесь вот эти высказывания, эпитеты в адрес книги, они актуальны и хорошо отражают её суть.
Константин Мацан:
— Ну вот, как мы сказали, на эту лекцию про Апокалипсис уже, к сожалению, все места заняты, но, слава Богу, будет видеозапись, и можно будет ознакомиться, посмотреть. А вот грядут другие лекции с новыми темами после этой, на которые, видимо, еще есть возможность зарегистрироваться, прийти, задать вопрос потом лектору. Какие будут темы?
Священник Сергий Заплатников:
— Да, в самое ближайшее время на сайте Соборной палаты мы откроем записи на эти лекции. И вот ближайшая из них после Апокалипсиса называется «Женщина в церкви».
Константин Мацан:
— Взрывоопасная тема.
Священник Сергий Заплатников:
— Тема действительно очень актуальна, и мы, конечно, надеемся, что зал будет заполнен женщинами.
Константин Мацан:
— Наоборот, мужчинами, которые кто-то поймут о своём неправильном отношении к этому вопросу до этого.
Священник Сергий Заплатников:
— Да, речь здесь пойдёт прежде всего о служении женщины в церкви. Ну, это не секрет, что женщины часто задаются вопросом, почему, например, им нельзя совершать служение в алтаре.
Константин Мацан:
— А вот прямо женщины часто задаются этим вопросом?
Священник Сергий Заплатников:
— Вот в самое последнее время, последние пару недель, в отрыве от цикла лекций «Собеседники» в Соборной палате, я вот просто на приходе и просто при знакомстве или общении с людьми не раз, три раза слышал этот вопрос.
Константин Мацан:
— Просто мне всегда казалось, что это такой, знаете, аргумент, как бы, скорее, в полемике, используемый критиками церкви. Вот из серии: «вот у вас такое неравенство, у вас женщины не могут быть священниками, это так нетолерантно, так отстало». Это такая, мне казалось, это такая аргументация, используемая критиками специально. А вот женщин самих православных спроси, они как бы, в общем-то, в массе своей не видят в этом проблемы. То есть для них так вопрос не стоит, что нам нельзя, ну церковь такая, как она есть, вот такие традиции, вот так сложилось, у этого есть там свое богословие, свое обоснование, поэтому мы смиренно принимаем, что церковь такая, и у нас есть другие служения в церкви помимо священства.
Священник Сергий Заплатников:
— Ну вы сейчас очень хорошо сказали, что это вопрос, который возникает в контексте полемики против церкви. Раз у вас вот так, то я к вам не пойду.
Константин Мацан:
— Ну да, да. Вот.
Священник Сергий Заплатников:
— Но обычно полемист, он не настроен. Не слушает своего оппонента, он не вникает в его аргументацию. Это, к сожалению, и так. Для него часто бывает полемика сама по себе прекрасна, и хорошо бы вот это высказать. Вот. И это недостаток православной церкви, и более того, ни одна конфессия, ни одно какое-то направление современных религиозных течений не уделяет столько времени и столько любви, столько, знаете, уважения к женщине, чем православная церковь. Об их равенстве — мужчины и женщины пред Богом, о равенстве понесенных, наверное, послушаний, служений. Мы здесь, на самом деле, далеко впереди всех. Для того, чтобы это понять, надо просто прийти в церковь и быть в церкви. И, в общем, женщины никогда не бунтуют в самой церкви. Они не говорят: пустите нас, мы сейчас в алтаре, начнём служить, мы хотим так же, как и вы, мужчины. Никогда такого не говорят. Более того, на самом деле, в православной церкви с огромным уважением относятся к женщине, потому что её служение Богу, оно настолько уникально, настолько прекрасно само по себе, даже вот, если мы будем говорить антологически, как женщины, как матери, которые вместе с Богом в семье приносят новую жизнь, сравниться с этим мало что может. Просто и у женщины, и у мужчины, ведь Господь создал мужчину и женщину. Он не создал просто человека. Он создал мужчину и женщину, так говорится. Это значит, что они просто по своей сути, как я уже сказал, онтологически, они просто разные, и каждый из них вот какое-то свое служение совершает. Мужчина не может родить ребенка, как бы он там ни мечтал, ни хотел. Что он может, как он может? Он может служить. Он может совершать служение у престола. Женщина может дать жизнь. Это тоже очень большой дар, это тоже очень большая ответственность, и именно так к ней нужно относиться, с благодарностью, с любовью, с бережностью. И поэтому, безусловно, в Православной Церкви этому уделяется очень большое внимание. Никакого притеснения женщин нет. Более того, нам известны в истории многочисленные зафиксированные случаи, не просто случаи, а даже систематически выстроенные служения женщины в разных других ипостасях. Не священное служение, конечно, но церковное служение, в церковном служении. Мы, например, знаем, что и апостол Павел говорил о том, что женщины могут, например, пророчествовать или толковать пророчества, потому что это разные вещи, разные виды служения. Одно дело что-то такое сказать, другое дело это истолковать. Мы знаем Институт диаконис. Диаконисы — очень важное вообще служение в древней Церкви, сейчас практически невозможное и недопустимое по разным причинам, но тем не менее. Мы знаем служение женщин, которых мы называем равноапостольными, к примеру. Это проповедницы Слова Божия, которые встают, получается, в один ряд с проповедниками, с апостолами. И это служение бывает настолько значимым, что сомневаться здесь в роли женщины было бы, конечно, преступлением. К примеру, Равноапостольная Нина. Вот Грузинская церковь, огромная большая православная церковь, она, получается, Слово Божие вместило от женщины. И они этим гордятся, и мы с почтением и с благоговением к этому подвигу относимся. Поэтому, наверное, я думаю, что все-таки те, кто задают такие вопросы, почему женщин не пускают в алтарь, и для вас это некий минус такой или отрицательная сторона православной жизни, православной церкви, это, безусловно, люди, просто настроенные на полемику без того, чтобы услышать того оппонента, который рядом с ними стоит.
Константин Мацан:
— Давайте дальше по темам.
Священник Сергий Заплатников:
— Да, у нас же тем очень много. Следующая тема — это современные проблемы иконопочитания.
Константин Мацан:
— Вот с этого места поподробнее.
Священник Сергий Заплатников:
— На этом мы остановимся, да, отдельно подробно, потому что тема иконопочитания, вообще византийского иконоборчества, это тема моей научной специализации.
Константин Мацан:
— Так, прекрасно.
Священник Сергий Заплатников:
— Поэтому я к этому очень благорасположен.
Константин Мацан:
— Давайте тогда мы сейчас сделаем маленькую паузу, подвесим интригу, и после небольшого перерыва, после полезной информации на радиостанции «Вера» мы вернемся к этому разговору. У нас сегодня в гостях священник Сергий Заплатников, старший преподаватель Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. У микрофона Константин Мацан. Скоро вернемся, не переключайтесь.
«Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня священник Сергий Заплатников, старший преподаватель Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, мы говорим о цикле лекций «Собеседники», который организован православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. Это цикл открытых лекций, на которые можно зарегистрироваться, прийти, послушать, потом задать вопрос лекторам. Эти лекции касаются, по мысли организаторов, самых животрепещущих, актуальных, интересных тем современного богословия и церковной жизни. И вот мы сейчас, обсуждая эти темы, пытаясь так увидеть некий срез современной церковной мысли через призму этих тем, дошли до истории про современные проблемы восприятия икон, иконопочитания. Итак, это про что?
Священник Сергий Заплатников:
— Эта тема касается современного положения икон, святынь в церкви и отношения к ним верующим. Здесь очень важно понимать вот какой аспект. Дело в том, что иконоборчество — это страшная ересь и жестокое такое движение в Византийской империи в 8 веке, оно возникло в тот самый момент, когда почитание икон в церкви осуществлялось недолжным, неправильным, некорректным образом. Ну, в качестве примера можно вспомнить случай, когда священнослужители соскабливали краску с икон Спасителя в Причастие. Или брали иконы не людей, а именно иконы в качестве восприемников при крещении.
Константин Мацан:
— То есть в качестве крёстных.
Священник Сергий Заплатников:
— Крёстных родителей, да. И эти случаи, они послужили, как сейчас говорят, триггером, таким толчком к тому, чтобы не очень образованная в то время императорская семья, это Исавры были в Византийской империи, чтобы они это стали воспринимать как возвращение к языческому идолопоклонству. Потому что иконы действительно стали объектом чрезмерного, безудержного почитания или нерассудительного почитания. И когда мы сейчас смотрим на нашу современную жизнь, на то, как мы используем иконы в нашей жизни, то если ситуация не схожая, то всё равно какие-то черты на самом деле довольно легко узнать. Вот современные лавки церковные, современные храмы, они ведь наполнены огромным числом икон самых разных, не писанных, напечатанных, маленьких, больших, средних, и эти иконы, они служат как некий благословением, если ты посещал это место, напоминанием для тебя, но если мы спросим любого верующего человека, который, например, ездил по монастырям, по храмам, по обителям в паломнические поездки и приобретал для себя в качестве такого благословения эти иконы, стоят ли они у него дома, вот в красном углу, читает ли он ежедневно молитвы святым, которые на этих иконах изображены, или они где-то там в сумочке, в шкафчике, в полочке спрятаны и лежат просто так. И, наверное, большинство ответит, что, конечно, мы ничего не читаем. Наверное, большинство скажет, что: «Ой, а надо ли читать? Мы даже не думали, мы просто приобрели, и для нас это какая-то особенная благодать». И вот это большое число, я бы сказал, огромное число икон, святынь или святынек, в чём разница, мы тоже должны здесь понимать, они служат для человека внешнего, того самого полемиста, или, может быть, даже для человека внутреннего, который пытается осознать, понять и выстроить правильное отношение к иконам, могут привести к недопониманию. И мы должны четко помнить догмат иконопочитания. Смотрим глазами на образ, восходим умом к Первообразу. Вот именно так ли мы этот догмат повторяем, так мы реализуем нашу духовную жизнь сейчас или иначе? Это ведь большой вопрос. И если нет, то тогда у нас проблемы. Если у нас нет того правильного должного почитания, тогда у нас проблемы. Знаком с одним священнослужителем, который сейчас занимается восстановлением храма, и я обратил внимание на то, каким образом он подходит к внутреннему благоукрашению. И заметил, что у него очень мало икон. И он как раз мне говорит, что с его точки зрения их должно быть в храме, особенно вот на иконостасе, две иконы: Христа и Богородицы. Вот для того, чтобы верующие не отвлекались, не растекались глазами в поисках одного, другого, третьего. Читают ли они им молитвы? Нет, конечно. Но если ты стоишь перед иконой Христа, этого тебе достаточно. Если перед иконой Богородицы, этого тебе достаточно. Мы вспоминаем опыт Серафима Саровского, который молился перед одной иконой. И большое число икон не делает человека более святым или благорасположенным ко спасению. Вовсе нет. Здесь должна быть какая-то мера. Мера такого внутреннего отношения к этому, и к иконам, и к святыням, и к святынькам в том числе. Как к ним относиться тоже? Например, земля с канавки, цветочки от Матронушки. Как правильно к ним выстраивать отношение? Что это такое? Для людей, которые, может быть, только начинают свой духовный путь, им почему-то кажется, что это и есть самое главное. Вот я сейчас отстою, получу, возьму, принесу домой. И дальше что? Ну, это непонятно, что с этим делать. Это не то чтобы кризис, но это некая проблема, некий вопрос, над котором нужно задумываться и правильно внутренне выстроить к нему отношение сейчас. Вот об этом мы хотели поговорить с нашими гостями.
Константин Мацан:
— Мы сейчас говорили про то, что бывает дома у человека много икон, и вот у меня семья недавно переезжала со старой квартиры на новую, и мы перевозили вещи со старой квартиры, и тоже перевозили большое количество икон, которые просто за годы жизни накопились. Но накопились не потому, что в семье был какой-то зуд скупать иконы, а потому что дарят. Вот ты приезжаешь там куда-то, православные друзья тебе, православному человеку, дарят, ну что, подарить? Иконку. И в итоге, ну, коробка этих маленьких вот заламинированных иконок, и я, честно говоря, совершенно не представляю, что с ними делать, потому что, ну, выставить их просто куда-то все, ну, это не нужно, ну, не выкинешь же иконы, это даже в голову не приходит. А вот что делать? Во-первых, тут два вопроса. Вот что делать с таким обилием икон? Может, их можно отнести куда-то там, в храм принести, вот что-то, да, например. А если ты ими не пользуешься, может быть, кому-то они пользу принесут. Что вы просто по-пасторски об этом думаете? И второй момент. Может быть, нужно как-то... Ну, потихонечку, постепенно, как-то традиции менять, ну, не надо дарить человеку без всякой, как бы, просьбы ни с того, ни с сего ещё одну очередную икону, или так массово раздавать, там, друзьям на работе, вот, иконочку съездил в паломничество, вот, каждому, знаешь, по ламинированной карточке.
Священник Сергий Заплатников:
— Это действительно очень хороший вопрос, и я думаю, что многие об этом задумываются. Но, во-первых, расскажу, поделюсь своим опытом. Моя супруга, которую я очень люблю, она вообще придумала, как выходить из этой ситуации. Она специально ездила и заказывала киот, размером с большую хорошую икону, внутри которой все эти иконки маленькие стояли.
Константин Мацан:
— Интересно, да.
Священник Сергий Заплатников:
— И она у нас есть, вот такие, их несколько у нас в красном углу. Это требует, конечно, времени, определенной подготовки, но гораздо больше времени, например, занимает еще и подготовка молитв всем святым, которые там на этих иконах изображены. Практика, если эти иконы есть, конечно, не должны они лежать в столе, они должны быть где-то в каком-то месте обязательно представлены. И, конечно, нужно им читать молитвы, потому что иконы не для красоты. Иконы для того, чтобы мы умом возносились к первообразу. Их бывает очень много, можно в конце концов с друзьями серьёзно так поговорить и сказать, пожалуйста, я вас очень прошу, у меня больше нет дома места, вот, а мне не хочется относиться к иконам вот таким образом, что вот куда-то там выбросить или ещё что-то, это ни в коем случае, конечно, недопустимо. Если всё же такой...
Константин Мацан:
— Причём дарят же не обязательно маленькие, заламинированные иконки. Иногда это очень важные иконы, ценные подарки. Там у нас же дома стоят, не знаю, иконы, которые участвовали в таинстве Венчания с супругой. Там иконы от близких друзей, такие красивейшие иконы. Просто их не может быть очень много. Элементарно мест на них на все нет. То есть, когда это такой важный, осмысленный подарок, очень продуманный, со стороны близких друзей, там вот у меня дочка Серафима, мне вот друзья подарили красивейшую икону батюшки Серафима, потому что для нас, для семьи, вот молитва батюшке Серафиму Саровскому часто была связана со всяким преодолением болезней дочки и так далее. Вот это конечно такая святыня моментально становится семейная. Я говорю именно вот о таких вот иконах, которые мы дарим, часто не задумываясь просто.
Священник Сергий Заплатников:
— На память. Как-то даже как открытку, возможно, даже. Точно могу сказать, что ни в коем случае не нужно приносить в храм, потому что храм не склад.
Константин Мацан:
— В храме и так хватает.
Священник Сергий Заплатников:
— В храме всегда хватает, тем более что сам формат этих иконок, даже если вам подарили по домашним меркам большую, для храма она, понятно, будет очень-очень маленькая. И куда её разместить для молитвы верующим, это большой вопрос. Как правило, внутренним убранством занимается настоятель вместе с прихожанами, которые в этом помогают, и они заранее продумывают, где что будет находиться. Это должно выдержано быть в каком-то стиле, в конце концов, оформление. Но если все-таки так получается, что просто некуда девать, выкидывать ни в коем случае нельзя, дома поставить уже нет возможности, здесь, наверное, есть такая возможность, есть обычно при храмах места, где, например, сжигают записки храмовые. Или сжигают, например, знаете, как сейчас в последнее время делают упаковки каких-то православных подарков в бумаге, где есть изображение креста. Или, например, есть закончившиеся журналы, календари, где есть изображение храмов, крестов, конечно, просто так выбросить на помойку — нельзя. Если вот нет совершенно другой возможности нигде это разместить, ни сохранить, ни передать кому-то для хранения, тогда уж лучше, чем выбросить, тогда уж лучше принести в храм и попросить, если есть такая возможность, потому что не в каждом храме такая возможность есть, всё-таки потихонечку это сжечь.
Константин Мацан:
— Нет, потому что выбрасывать иконы даже речи не идёт, вообще такого опыта не существует, просто то, о чём мы говорим, иногда есть вопрос как-то распорядиться тем наследием, которое у тебя осталось.
Священник Сергий Заплатников:
— Да, ну вот если уж совсем некуда девать, то можно попросить, чтобы в храме это сожгли, как обычно сжигают записки, их же тоже не хранят, понятно, что их не хранят. И вот, кстати, по поводу бумаги, да, есть действительно также это часть этой проблемы большой. Пакеты, упаковки, коробки и многочисленные эти бумаги, на которых есть наша православная символика. Их тоже, получается, выбросить мы не можем. Единственная возможность утилизации все-таки — это сжигание. Сжигание. Потому что и зола потом, которая от этого остается, ее в специальное место полагают, которая недоступна для попирания. Вот. При этом, знаете, вспоминается сразу случай, который описан в византийских хрониках, про солдата, который полез с топором сбивать рельефное изображение Спасителя над медными вратами в Константинополе. Вот. То есть вот такая попытка уничтожить образ для него закончилась очень печально. Толпа его буквально растерзала. Поэтому здесь нужно быть аккуратным.
Константин Мацан:
— Священник Сергий Заплатников, старший преподаватель Богословского факультета православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сегодня у нас в программе «Светлый вечер», но давайте продолжим обозревать темы цикла лекций-собеседники.
Священник Сергий Заплатников:
— Да. Следующая тема, которую мы хотим поднять в наших лекциях, это тема задач современного пастыря. Эта тема совершенно бескрайняя. Я могу, наверное, немножко рассказать, чем она продиктована. Я думаю, что также не секрет для современных людей, что современный пастырь оказывается по тем потребностям общества, которые возникают, которые мы наблюдаем, должен обладать не то чтобы даже, может быть, и талантами, потому что талант вот Господь дал — хорошо, не дал, ну вот нет у тебя таланта к чему-то, ну нет таланта. Но должен, оказывается, иметь очень много компетенций в самых разных вопросах. И это вопросы миссионерской работы, катехизаторской работы, социальной работы, образовательной работы. Необходимо уметь общаться и окормлять молодёжь, нужно уделять внимание пожилым людям, нужно заниматься волонтёрским делом, благотворительностью. Это вот всё то служение, которое современная церковь в современном обществе несёт. И несёт в разной степени успешности или объёма, ну как получается. Но при этом мы понимаем, что практически от каждого пастыря требуется стараться закрывать, покрывать все эти направления сразу. При этом нельзя забывать, что священнослужитель, он ведь священнослужитель, он ведь стоит перед Престолом, молится, он как бы Духу Святому содействующе, он таинства совершает, ну, совершает их Господь, да, священник здесь как свидетель, как рука, как исполнитель, как инструмент, вот. И это тоже требует внимания и времени. И в то же время священник, как правило, один на приходе, если говорим о сельском приходе, а верующих очень много. За всем этим надо уследить. Священнику необходимо следить и за хозяйством, за сохранностью храма. Он должен следить за многими вопросами, и не забывать, что у него еще есть семья, которая его очень любит и ждет дома. И мы хотели поговорить с опытными нашими пастырями, теми, кто к этой проблеме подходит именно с научной точки зрения, о том, что же здесь важно, что не важно, потому что понятно, что распылиться в равной степени невозможно. Как вот в такой ситуации быть современному пастырю, и о каких его функциях современные прихожане даже и не догадываются. Вот это немножечко открыть, раскрыть и поговорить о том, как быть священнику сегодня в стремительно развивающемся обществе.
Константин Мацан:
— Но вот если эта тема для широкой аудитории, а не только для самих же священников, не узкопрофессиональный разговор своих со своими, то в чём здесь некое послание, если угодно, нам, мирянам? Поменьше требовать от священника, дать ему чуть-чуть отдохнуть, не дёргать по мелочам или чётко понимать, с какими вопросами я к священнику иду, с какими мне надо его напрягать, и так далее. В чём тут вот тот смысл, та ценность для себя, которую могут миряне из этого разговора вынести?
Священник Сергий Заплатников:
— Восхищаюсь вашей проницательностью. Безусловно, речь идёт о том, чтобы немножко пожалеть священников. Да нет, если серьёзно, конечно, хочется на самом деле и мне для себя, как для пастыря, от коллег, опытных коллег, услышать здесь совет, с одной стороны, с другой стороны, наверное, действительно донести до верующих мирян, которые всегда находятся рядом со священнослужителем, наверное, главную, основную идею на примере, на конкретных примерах, на опыте священнослужителей наших, что во всём, конечно, нужна мера. Во всяком вопросе требуется мера, требуется какое-то разумное отношение к своим собственным духовным вопросам, чтобы все-таки не обижались, если священнослужитель не смог уделить внимание или время, чтобы вот разумным образом подходили к тем своим запросам, которые у них есть, присутствуют, существуют, и просто, может быть, показать, а для кого-то это будет просто интересно, как дальнейшая стезя в их жизни. Может быть, тот из молодёжи, кто с этим познакомится, увидит, поймёт, что и, наверное, для него есть место в церкви, чтобы послужить и понести это служение. Потому что, безусловно, поскольку священник не способен сам всё это покрыть, и вот священноначалие нам благословляет, рекомендует, даже прикладывает к этому большие усилия, чтобы на приходах были помощники, чтобы были помощники. И если прихожане увидят палитру действий священнослужителя, может быть, они более охотно в область этих помощников себя могут предлагать. Речь, конечно, именно об этом. Может быть, даже какой-то срез сделать, чем сегодня занимается современный священнослужитель. Для внешнего человека, который, может быть, неверующего или полемиста, который воспринимает священника как попа, который, ну, не пойми, чем занимается, вообще бездельник, вот, чтобы, может быть, тоже они увидели, поняли, что всё не так просто, что всё не так просто, и служение, оно часто именно жертвенное служение. Как, например, служение, там, где врача или педагога, который не ищет своего здесь, никакой выгоды он для себя, как человек, не ищет именно с рациональной точки зрения. Вот что это служение абсолютно жертвенное, где человек отдаёт себя другим.
Константин Мацан:
— Так, движемся дальше, в оставшееся время еще успеем про оставшиеся темы сказать.
Священник Сергий Заплатников:
— У нас осталось не так много тем, на самом деле, их всего у нас осталось две темы, и одна из них, наверное, носит, скорее, как раз вот самый научный характер из всех, что у нас есть. Потому что она затрагивает вопрос, насколько современная наука теология или религиоведение могут быть конфессиональными или внеконфессиональными. Что я имею в виду? Здесь речь идёт о том, можно ли быть просто исследователем религий? Или можно ли быть просто исследователем религиозных текстов, источников, связанных с откровением, со священными текстами, и при этом не позиционировать себя приверженцем той или иной веры? Вы знаете, как в Советском Союзе был научный атеизм? И многие вопросы, которые там поднимались, они были как бы со стороны человека стороннего, который...
Константин Мацан:
— Сейчас это называется красивым словом «методологический атеизм». То есть вот что исследователь, религиовед, он придерживается специально, как бы исходит из того, что Бога нет, чтобы беспристрастно, казалось бы, исследовать те или иные религиозные практики, как древние, так и современные, как традиционные, так и сектанские.
Священник Сергий Заплатников:
— Ну, если он становится в позицию, что Бога нет, вот, он уже начинает занимать какую-то сторону.
Константин Мацан:
— Абсолютно.
Священник Сергий Заплатников:
— И в этом, собственно, и вопрос. А можно ли вообще остаться вне стороны и попытаться, как это правильно сказать, не ангажированно изучать то или иное религиозное течение? Можно ли, возможно ли это? Если да, то как? Если нет, то почему? Почему для человека невозможно совсем отойти от своих взглядов на этот вопрос? Почему тема сейчас актуальна? Вообще, на самом деле, тема очень глубокая, потому что современная система образования, например, образование, например, это просто один из аспектов, одна современная система образования, она именно так себя и ставит. Она говорит, что она нейтральна, например, в вопросах появления жизни на Земле. Но при этом мы ни разу не встретим просто как допускаемой версии версию креационизма, сотворения мира. Просто как версию. Потому что по-хорошему, если мы подходим с точки зрения науки, и сначала излагаем все имеющиеся версии, тогда она там должна всё равно прозвучать. Но её нет. Соответственно, получается, здесь есть какая-то сторона, которая диктует, как это должно быть. Вот. Вопрос образования в этом смысле, он принципиальным становится. Я знаю, что есть верующие люди современные, которые, например, когда смотрят на учебники, допущенные и используемые в образовании, они специально либо говорят с учителем или со своим ребёнком и объясняют, и рассказывают, что здесь не совсем верно, не совсем корректно. Чего далеко ходить? Сейчас вот есть учебник, в последнее время вышел, который посвящен предмету ОДНКНР.
Константин Мацан:
— Основы духовно-нравственных культур народов России.
Священник Сергий Заплатников:
— Спасибо большое. И, казалось бы, предмет, который должен говорить в том числе и о православии, по крайней мере, в тех регионах, где православие является историческим культурным основанием. Но даже там к этому относятся, и об этом говорится чуть ли не с позиции мифологии. И это, конечно, тяжело на это смотреть, и хочется поговорить как раз с нашими гостями о том, все-таки, а как верно выстраивать вопросы современные, теологические, религиоведческие в обществе? Как это можно оценить, как это можно для себя понять, как это можно вместить? Ну, может быть, у нас будут даже какие-то далеко идущие выводы.
Константин Мацан:
— Так, и ещё тема.
Священник Сергий Заплатников:
— Ну и последняя тема, заключительная, которую мы планируем в этом году, она будет уже совсем весной, это тема религии и семьи в современном обществе. Любимая тема, в том числе и моих прихожан, ну и знакомых очень православных, тема, которой занимаются у нас социологи, наша социологическая группа на Богословском факультете, вот они исследуют здесь и сейчас современные проблемы религии в семье, в том числе и в православных семьях, где, например, один супруг является верующим, а второй неверующим. Как у них должны, как нужно как должно выстраивать отношения друг с другом. Потому что есть такие, например, супруги, которые тянут другого в храм, а он не хочет. Или, например, не позволяют, не разрешают ходить в храм, а он не хочет. Как воспитывать детей. Есть люди, которые считают, что необходимо во что бы то ни стало дать ребенку возможность самому выбирать веру. Вообще, креститься или не креститься. И многие другие очень острые вопросы, которые очень серьезно влияют на благосостояние всей семьи в целом. Поскольку для нас семья не только в церкви, но и в государстве, это основа нашего бытия, семье сейчас уделяется очень много внимания. Нам бы хотелось с нашими исследователями, социологами раскрыть эту тему более глубоко и поговорить о том, как полезно или не полезно эти отношения выстраивать.
Константин Мацан:
— Ну что же, дорогие друзья, вот темы мы обозначили, и возможность побывать вживую на этих открытых лекциях, которые снимаются на видео и потом выкладываются в интернет, есть, поэтому ищите информацию на сайте Соборной Палаты, Лихов 6. А нашего сегодняшнего гостя я благодарю, священник Сергий Заплатников, старший преподаватель Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, был сегодня у нас в гостях. У микрофона был Константин Мацан. Спасибо. До свидания.
Священник Сергий Заплатников:
— Аминь.
Все выпуски программы Светлый вечер
Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Кол., 251 зач., I, 18-23.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Ни для кого не секрет, что язык посланий апостола Павла производит впечатление тяжёлого и запутанного. Собственно, эту особенность подмечал ещё апостол Пётр: «Возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное» (3Пет. 3:15–16). Легко понять, чем обусловлена сложность языка апостола Павла: он взял на себя очень непростую задачу, он пытался выразить то, что на человеческом языке не всегда может быть выражено, ведь божественная премудрость превосходит наше разумение, следовательно, у нас попросту нет точных слов для корректного разговора о ней. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из Послания апостола Павла к Колоссянам. Этот отрывок нельзя назвать простым для понимания, но тем не менее давайте попытаемся уловить мысли святого апостола, ведь эти мысли способны направить нас на путь спасения во Христе Иисусе Господе нашем.
Глава 1.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,
20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,
22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,
23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.
Если мы зайдём в православный храм, то нас встретит множество изображений святых угодников Божиих. Увидим мы также и подсвечники со свечами у особенно починаемых икон. При желании мы сможем найти и распечатанные молитвы тому или иному угоднику Божиему. Человек, который видит всё это впервые, пожалуй, может решить, что все святые приблизительно равнозначны, и он имеет дело с неким аналогом пантеона греческих языческих богов: приходишь, выбираешь нужного тебе покровителя в зависимости от насущной жизненной ситуации, делаешь жертвоприношение в виде свечи, произносишь правильные слова и уходишь в ожидании нужного эффекта. Впрочем, будем честны: не только внешние по отношению к христианству люди склонны воспринимать святых таким образом, подобное отношение можно встретить и в христианской среде, и свидетельство тому домашние иконостасы, в которых, как ни странно, далеко не всегда находится место изображению Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Богородица — есть, святитель Николай — обязательно, великомученик Пантелеимон — куда ж без него, а вот Спасителя почему-то нет.
Такое положение дел указывает на чрезвычайно важную ошибку восприятия христианства, и именно на искоренение этой ошибки направлены прозвучавшие сегодня слова апостола Павла. Эти слова начались с той мысли, о которой христианин попросту не имеет право забывать, если же по какой-то причине христианин её не помнит или же не знает, то он вряд ли имеет право именоваться христианином. Напомню эти слова апостола: «Он (то есть Христос) есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство». Далее здесь же Павел развил свою мысль, и написал, что именно в Нём — во Христе — «обитала всякая полнота» Божества. Мы обретаем спасение Христом и во Христе, и без Него никакие наши усилия не имеют смысла. Более того, без Него вообще всё теряет смысл, а если продлить мысль чуть дальше, то без Него и вовсе нет никакой жизни.
Адресаты апостола Павла были склонны об этом забывать, увлекаясь модными тогда гностическими учениями, утверждающими, что для спасения необходимо ещё и некое тайное знание. Нет, для спасения нам нужен лишь Христос, а всё прочее — это лишь средства на пути к Нему, и наши святые, изображения которых мы видим в храмах, — лишь помощники на пути спасения, но никак не спасители.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 87. Богослужебные чтения
Что делать в тех случаях, когда на сердце неимоверной тяжестью навалилась тоска? Когда перестаёшь видеть выход и чувствуешь, что остался с этой жизнью один на один? Ответ на этот вопрос находим в 87-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 87.
1 Песнь. Псалом. Сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита.
2 Господи, Боже спасения моего! днём вопию и ночью пред Тобою:
3 Да внидет пред лицо Твоё молитва моя; приклони ухо Твоё к молению моему,
4 Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.
5 Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы,
6 Между мёртвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.
7 Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну.
8 Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня.
9 Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключён, и не могу выйти.
10 Око моё истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои.
11 Разве над мёртвыми Ты сотворишь чудо? Разве мёртвые встанут и будут славить Тебя?
12 Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления?
13 Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?
14 Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя.
15 Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лицо Твоё от меня?
16 Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю.
17 Надо мною прошла ярость Твоя, устрашения Твои сокрушили меня,
18 Всякий день окружают меня, как вода: облегают меня все вместе.
19 Ты удалил от меня друга и искреннего; знакомых моих не видно.
Только что прозвучавший псалом — это одно из самых трагических произведений не только в Псалтири, но и во всём Священном Писании. В других псалмах чувствуется надежда, что Бог придёт к псалмопевцу и укрепит его. Здесь же мы такой надежды не чувствуем. Образы, которые рисует автор псалма, очень красочны и говорят сами за себя. Он видит себя в могиле, обессиленным и брошенным среди мертвецов. Преисподняя, гроб, ров, мрак, место тления, бездна, водная глубина, темница, одиночество, покинутость — вот те слова, которые создают пространство псалма.
Казалось бы, что полезного мы можем почерпнуть из этого псалма? Может ли он укрепить нас в нашем духовном пути? Безусловно, может. Это яркое свидетельство того, что даже святые люди, герои веры переживали то, что можно назвать ночью души. Состояние, когда гаснет всякая надежда и мы остаёмся один на один с пустотой, в кромешной тьме. И прозвучавший псалом даёт нам рекомендации, что в таком случае можно сделать.
Пожалуй, главный урок 87-го псалма — рекомендация прекратить всякое сопротивление. Бесполезно пытаться затыкать эту тёмную дыру в своей душе рациональными объяснениями, почему это происходит со мной. Не лучшая идея отвлечься от этого состояния при помощи развлечений, людей, еды, эмоций, просмотра сериалов и других суррогатов. Чем больше сопротивляешься, тем крепче держит тебя эта трясина, тем глубже ты в ней вязнешь.
Лучший выход — встать на колени, распластаться на земле и принять эту боль, шагнуть в неё и отдаться ей. Ведь в противном случае мы никогда не попадём в то место, где у нас болит. А болит наше сердце. Оно постоянно тоскует о Боге. И однажды оно устаёт от того, что мы не прислушиваемся к его тоске, но продолжаем жить так, будто ни Бога, ни нашей сердечной тоски о Нём не существует. Всё это время сердце терпит. Оно, как спящий вулкан, собирает энергию гнева. А потом однажды начинает извергаться. Вот мы и погружаемся в темноту. Да, это боль. Но это и единственный шанс для нас обратить внимание на свою внутреннюю проблему.
Поэтому и советует псалмопевец — когда опустился в могилу, начни не просто плакать. Начни выть, как плакальщица на похоронах. В нашей культуре нередко можно слышать, что слёзы, особенно мужчине, не к лицу. Возможно, в каких-то случаях, так и есть. Но только не здесь. Не в этой яме. Здесь плач становится той единственной ниточкой, которая связывает нас с миром живых и с Богом. Именно в Его сторону и должен быть направлен вопль и крик, как это делает царь и пророк Давид. Через этот вопль к Творцу выходит не только наша боль, но и вся та чернота и копоть души, из-за которой мы оказались в этом состоянии. Господь всё это берёт на Себя. И мы вновь начинаем ощущать своё сердце. И это состояние — предвестник воскресения и выхода из места тьмы.
Псалом 87. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 87. (Церковно-славянский перевод)
Свято-Троицкий храм — Челябинск
Челябинск — один из областных центров России. Он расположен на границе Сибири и Урала, в окружении живописных озёр. Город был основан в 1736 году на правом берегу реки Миасс как оборонительная крепость. Она защищала юго-восточные рубежи Российской империи от набегов воинственных кочевников. Первыми жителями укрепления стали казаки под командованием полковника Алексея Тевкелева. Они и построили в крепости первую деревянную церковь во имя святителя Николая.
Город стремительно рос. В середине восемнадцатого столетия жители стали застраивать левый берег Миасса. Новый район назвали Заречьем. Из крепости сюда перенесли, предварительно разобрав по брёвнам, Никольский храм. К сожалению, вскоре деревянное здание сгорело при пожаре и в 1820 году челябинские купцы поставили на его месте небольшую каменную церковь во имя Святой Троицы. К началу двадцатого века этот храм обветшал и его пришлось снести.
В 1913 году Заречную часть Челябинска украсила новая Троицкая церковь. Строительство величественного здания из красного кирпича было приурочено к празднованию трёхсотлетия царственного дома Романовых. Храм стал духовным и общественным центром города. При нём открылись школа с богатой библиотекой и общество милосердия для помощи нуждающимся.
Приходскую жизнь Троицкой церкви прервала революция 1917 года. Безбожники закрыли храм и несколько десятилетий под его сводами размещался краеведческий музей. В 1990 году здание вновь стало принадлежать православным. Верующие восстановили закрашенные в советское время настенные росписи, а из музейных хранилищ вернулись святыни, принадлежавшие Троицкой церкви до революции. Это частицы святых мощей апостолов Тимофея и Андрея, мученика Трифона, великомученика Пантелеимона, а также преподобного Серафима Саровского. По молитвам перед ковчежцем с мощами в двадцать первом столетии совершилось несколько чудесных исцелений.
При Троицкой церкви сложилась дружная община. Священнослужители и прихожане организовали социальную службу, которая молитвенно и материально поддерживает людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Они навещают больных, кормят малоимущих, помогают восстановить документы и обрести кров обездоленным. Для многих горожан Троицкий храм стал источником надежды. Недаром его называют сердцем Челябинского Заречья.
Все выпуски программы ПроСтранствия







