Есть в Православной Церкви богослужения, которые совершаются только раз в году. Например, в субботу пятой недели Великого поста во всех храмах Русской Церкви читается акафист Божией Матери.
Акафист - совершенно особое богослужение. С греческого языка слово «акафист» переводится - "не сидя". То есть эта служба очень торжественная и поэтому совершается стоя. Акафист появился примерно в пятом веке. Изначально он был посвящен Богородице - именно его и читают в храмах раз в год Великим постом. Со временем появились акафисты, посвященные другим святым.
Лично для меня акафист как форма богослужения долгое время оставался загадкой. Дело в том, что акафист - это чисто византийское поэтическое произведение с очень четкой структурой. Он состоит из 12 частей одного вида и 12 частей другого вида - всего их 24. На протяжении всего акафиста постоянно звучит слово "радуйся", молитвенно обращенное к Богородице или иному святому.
Четкая структура акафиста, его древняя византийская форма, честно говоря, не вызывали у меня симпатии. Нет, на акафист я всегда ходил. Его в Московской духовной академии, в которой я учился, принято читать не раз в году, а вечером каждой среды. Но было в акафисте что-то, чего я никак не мог уловить. Все изменилось тогда, когда мне удалось побывать в Греции. Там однажды я был приглашен на акафист. И именно тогда мне открылась вся красота этого древнего вида богослужения.
Многие акафисты, которые имеются у нас в России, представляют собой переводы с греческого языка. Сами понимаете - при переводе (даже самом талантливом) с одного языка на другой теряются нюансы, украшающие текст оригинала. Вот тоже самое произошло с акафистом. Конечно, славянские переводы были сделаны очень добротно. Но славянский вариант потерял рифму. Греческий акафист не просто богослужение, это настоящая поэма. Его строфы зарифмованы, а текст даже на слух удивительно воздушен.
Впервые услышав акафист на греческом языке, я невольно сравнил его с пушкинским Евгением Онегиным. В акафисте я почувствовал ту же прозрачность рифмы, удивительную ясность слога, в нем не было и намека на тяжесть фраз. Греческий акафист будто льется - человек, слушая его, невольно входит в молитвенное состояние, проникается каждым словом этого богослужения.
Знакомство с греческим акафистом помогло мне полюбить его славянский вариант.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили об акафисте и его греческих корнях.
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема