Крещение — единственное таинство Православной Церкви, которое может совершить не священник, а мирянин. Подобное возможно только в исключительной ситуации, когда, например, некрещенный человек, умирая, хочет стать христианином, а священнослужителя поблизости нет. В таком случае крещение может совершить православный мирянин. Для этого ему нужна вода, а также знание крещальной формулы: «Крещается раб Божий такой-то (называется имя человека) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Крещение, совершенное мирянином, признается Церковью законным. И если крещенный таким образом человек выживает, он должен обратиться к священнику. Тот уже не будет совершать таинство повторно, но восполнит его, прочтя определенные молитвы и, конечно же, совершив таинство миропомазания.
Отсутствие воды не является кардинальным препятствием для совершения крещения. Воду в экстремальной ситуации можно заменить любой приемлемой жидкостью (соком, например) или сыпучим веществом. Для этой цели вполне подойдет песок. Но как же я был удивлен, когда узнал, что в Православных Церквах греческой традиции: Константинопольской, Элладской и иных, — крещение мирянским чином может быть совершено при помощи ... воздуха. Подобный обряд даже имеет собственное особое название — аэробаптизма. То есть крещение воздухом. Раньше аэробаптизма совершалась в Греции над младенцем, который находился в тяжелом состоянии здоровья. В наши дни крещение воздухом происходит почти над каждым греческим ребенком. Технически аэробаптизма выглядит так. Младенца (обычно мама) берет на руки и трижды поднимает его вверх или чуть-чуть подбрасывает. При этом она произносит упомянутую уже крещальную формулу: «Крещается раб Божий такой-то (называется имя человека) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».
Обычно аэробаптизма совершается прямо в роддоме. Сразу после того, как младенца принесли его мамочке в палату. Как же так? — спросите вы. Получается, что реальное крещение водой в греческих храмах из-за аэробаптизма теперь не совершается? Но в том-то и особенность аэробаптизмы, что этот обряд не отменяет настоящего крещения. Аэробаптизма считается у греков формой икономии (оправданного отступления от принятой нормы по причине внешних обстоятельств). Православные греки верят, что если ребенок, над которым крещение воздухом было совершено, умирает, то считается полноценным православным христианином. Если же он выживает, то аэробаптизма никак не мешает его полноценно покрестить в церкви, где священник трижды окунет его с молитвой в святую воду.
Аэробаптизма — уникальное для православного мира явление, которое встречается только в греческих Церквях. Священноначалие и греческие богословы объясняют этот обряд как «крещение через намерение», которое Господь, как они верят, не отвергает. В качестве доказательства правоты своей позиции они приводят примеры древних мучеников, некоторые из которых не были крещены, но, обозначив только намерение стать христианином, были казнены язычниками. Совершая аэробаптизму, православные эллины тем самым обозначают опять же намерение крестить ребенка в будущем. Если он до собственно таинства не доживает, считается, что намерения достаточно, чтобы считать умершего младенца крещенным православным христианином и, соответственно, поминать его на богослужении.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.