
Анна Тумаркина
Когда-то давно я очень любила ходить по православным ярмаркам. Что я там искала—даже не знаю, проще рассказать о том, что я там находила. А находила я там и интересную литературу, и старинные иконы, и всевозможные народные промыслы, и вкуснейшие монастырские продукты. Но никогда не думала, что на православной ярмарке смогу найти ответ на личный вопрос, и даже утешение.
В тот день, а точнее, вечер я пошла на очередную ярмарку, потому, что знакомая травница велела идти туда за свежим травяным сбором. Сбор стоил недешево, но он был необходим для лечения супруга.
Всю дорогу я думала о том, как же дорого нам обходятся лечебные травы, а еще о том, как же мало у меня денег, ведь кушать хочется всегда. Да-да, чем меньше денег, тем больше хочется есть, проверено на себе.
С таким грустным и тревожным настроем я пришла на ярмарку, нашла сбор, скрепя сердце, выложила за него внушительную сумму денег и уже собралась уходить, когда ко мне подошел человек с бородой и в подряснике. Я до сих пор не смогла понять, кем он был, священником или простым монахом, но помню, как он преградил мне дорогу и негромким, но решительным голосом велел:
— Задержись.
Я даже не успела ничего подумать, как вдруг решительный бородач протянул мне книгу, раскрыл ее и ткнул пальцем в текст:
— Читай здесь! Про себя.
Я начала читать. Это была книга о старце Николае Гурьянове, а на предложенной мне странице рассказывалось о рыбаках, которые жили от рыбалки до рыбалки, практически каждый день рискуя жизнью, но твердо уповая на Бога. Процитирую:
«У нас на Талабских островах говаривали: кто в море не бывал, тот Богу не маливался. Наши рыбаки по-всякому жили: не было ни гроша, да вдруг алтын. Бывало, сегодня нечего и на стол положить, а завтра вышел в море, закинул сеть и всю деревню на пир позвал».
Я погрузилась в чтение, но меня прервал тот же решительный голос:
— Ну что, нашла ответ на свой вопрос?
Я не знала, что и сказать. Ведь всю дорогу на ярмарку я думала о том, что вот-вот деньги закончатся и станет нечего есть, а тут еще этот травяной сбор... И вдруг талабенские рыбаки. Отважные и боголюбивые, бедные вчера, богатые сегодня, но не унывающие никогда. Может быть, и я тоже... Тоже не буду унывать!
— Нашла, нашла ответ!
— Вот и хорошо — ответил мой новый знакомый — Книга тебе в подарок. А вечерком попей чаю с медком. И муж твой пусть чаю попьет. С клюквой.
Он протянул мне пакет, где лежал мед и клюква.
С книгой, подарком и травяным сбором я отправилась домой. Самое интересное, что та же самая травница, что послала меня на ярмарку за сбором, велела моему мужу есть северные горькие ягоды, особенно калину и клюкву! И я подумала, что денег-то, может быть, у нас и немного, зато чудесных совпадений — предостаточно. Ведь пока мы искренне веруем, чудесные совпадения не заканчиваются. Таким образом Господь посылает утешение Своим любящим детям.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер