Во время первой своей поездки на Афон в монастыре Ставроникита я повстречал нескольких мальчишек, которые были одеты в подрясники и явно чувствовали себя в монастыре, как дома. Я поинтересовался тогда — послушники ли это? Ответ был таков — не совсем. Эти мальчики были как бы «прикреплены» к монастырю, но не в качестве послушников, а в качестве учеников Афониады.
Оказалось, что на Афоне вот уже несколько веков существует особая школа для мальчиков и ученики этой школы находятся на содержании афонских монастырей, в которых могут проводить по желанию свои каникулы. На самом деле современная Афониада уже третье учебное заведение на Афоне с таким названием.
Впервые подобная школа появилась на Святой горе в середине 18 века. Она была открыта по благословению Константинопольского Патриарха Кирилла V и базировалась на территории Ватопедского монастыря. Выпускниками Афониады были такие великие православные греческие святые, как Никодим Святогорец и Косьма Этолийский.
В 1809 году первая Афониада была закрыта и возобновила свою деятельность через несколько десятилетий уже в столице Афона — Карее или Кариесе. В середине 20-го века Афониада вновь сменила свое месторасположение и обосновалась рядом с бывшим русским Андреевским скитом недалеко от Кареи. Там она теперь и находится. Не узнать Афониаду нельзя, потому что это единственное на Святой горе здание, рядом с которым находится баскетбольная площадка.
Как вы понимаете, в Афониаде могут учиться только мальчики, поскольку доступ женщин всех возрастов на Афон запрещен. Обучение в Афониаде, с одной стороны, соответствует общим образовательным стандартам. Ее ученики осваивают алгебру, геометрию, физику и прочие обычные школьные предметы. С другой стороны, в дополнение к ним они изучают богословие, церковное пение и Иконопись.
Преподают в Афониаде как монахи, так и обычные преподаватели-мужчины, приезжающие с материковой Греции. У выпускников Афонской школы исторически имеется преимущество перед выпускниками иных греческих школ — они могут без экзаменов поступить на богословский факультет любого греческого университета.
В настоящее время в Афониаде обучается несколько десятков мальчиков — выходцев из Греции, Кипра, Болгарии и Румынии. Говорят, есть там и пара мальчишек из России. Раньше в Афониаде по большей части учились или сироты, или выходцы из бедных семей. Сегодня ситуация изменилась, поскольку афонская школа дает хорошее образование и учиться там стало престижным. Тем не менее, Афониада по-прежнему продолжает выполнять свою главную миссию — воспитывать юношей в православной традиции.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.