
В огромном купеческом доме, стоявшем на одной из центральных улиц города Каинска Новониколаевской губернии — так раньше именовался город Куйбышев Новосибирской области — царила ничем не нарушаемая тишина. В углу на обитой шёлком кушетке с вышиванием в руках сидела женщина. Она орудовала иглой, почти не глядя на пяльцы, и о чём-то сосредоточенно думала.
Впрочем, мысли купчихи Александры Ивановны Шкроевой — именно так звали женщину — угадать было нетрудно. Дочь бедного каинского священника, она выросла в большой нужде. Брак с вдовствующим богачом, купцом Первой гильдии Иваном Шкроевым, сулил девушке новую жизнь. Так оно и вышло — теперь у неё были шикарные платья, драгоценности, огромный, дорого и со вкусом обставленный дом. Вот только очень уж тихо было в этом доме... Самого главного выгодное замужество Александре Ивановне не принесло: шли годы, а дети у Шкроевых так и не появлялись.
«На всё воля Божья!», — сокрушённо вздыхали супруги. Но вот в один прекрасный день Александра Ивановна, устав сидеть в тишине пустых комнат, вышла прогуляться по городу. Ноги сами не привели её к большому серому зданию, над входом в которое висела табличка: «Детский приют». Женщина в волнении поднялась на крыльцо и позвонила...
С того самого дня огромный дом купцов Шкроевых наполнился детскими голосами. Вскоре после своего визита в приют Александра Ивановна удочерила одну из его маленьких воспитанниц — сироту по имени Аграфена, которую в семье стали лаково звать Фенечкой. Потом взяла к себе ещё нескольких малышей. А вскоре чуть ли не весь приют перекочевал в шкроевский особняк. Александра Ивановна заботилась об этих детях как о родных на протяжение всей жизни. Повзрослевших девушек выдала замуж с богатым приданым; юношей определила на хорошую службу.
Спустя несколько лет семейство Шкроевых постигло горе: скончался супруг Александры Ивановны, Иван Васильевич. На плечи женщины, вдобавок к домашним обязанностям, теперь легли ещё и заботы о делах. И первым, за что Александра Ивановна принялась, было строительство церкви по завещанию её покойного супруга. В тысяча девятьсот шестом году на берегу реки Омь вырос большой храм, освящённый в честь пророка Иоанна Предтечи. Всю его постройку, вплоть до последнего гвоздя, Александра Ивановна Шкроева оплатила из личных денег.
При храме купчиха открыла бесплатную церковную школу для детей, чьи родители не имели возможности платить за обучение. На Рождество и Пасху купчиха сама водила воспитанников на Богослужение, а потом устраивала для них в школе праздничное угощение. И, видя счастливые лица детей, радовалась до слёз и благодарила Бога за то, что Он дал ей возможность заботиться о них.
Александра Ивановна постоянно поддерживала бедные и многодетные семьи Каинска. Покупала одежду, еду, помогала с оплатой жилья.
Благодаря Шкроевой в Каинске появилась богадельня, где нашли приют и заботу несколько десятков неимущих стариков. Учредила Александра Ивановна и Дом трудолюбия. Всегда одетую в скромное чёрное платье, купчиху знали в лицо все тюремщики города: Шкроева постоянно навещала заключённых, обеспечивала тюрьмы продуктами питания.
Но наступил 1917 год. Товарищи в кожаных куртках и с пистолетами за поясом пришли к Александре Ивановне. Изымая у купчихи деньги и ценности, они недоумевали, почему она не плачет, не умоляет их оставить ей хоть что-то. Шкроева, привыкшая с радостью отдавать, была спокойна и невозмутима даже тогда, когда её выселяли из собственного дома. Умерла Александра Ивановна в нищете. Но своё истинное богатство — любовь к людям и доброту — хранила в сердце до последнего вздоха.
Как свинья себя наказала

Давным-давно это было. Много разных зверей и птиц обитало в африканских джунглях, и самым главным над ними считался Слон. Он был не только огромным в размерах, но самым рассудительным и справедливым, а ещё был немного волшебником.
Пришла как-то раз Свинья к Слону и спрашивает:
— Скажи, как мне стать таким же большим, как ты? Что для этого надо есть? А то меня в лесу все звери обижают...
А в то время Свинья и впрямь была маленькая как мышка, только с носом-пятачком.
— О, это секрет, — ответил Слон добродушно.
Но потом пожалел малышку и сказал:
— Впрочем, ладно, я достану тебе волшебное средство...
Слон скрылся в чаще и вскоре принёс откуда-то листья волшебного дерева. Конечно, он не поведал маленькой свинке, где их нарвал, зато пообещал:
— Каждый день я буду давать тебе немного этих листьев, и в конце концов вырастешь такой же большой, как я.
С тех пор Свинья ежедневно приходила к слону, получала у него несколько волшебных листьев и с большим удовольствием их ела. Через некоторое время она действительно стала расти и делаться похожей на слона. Она заметно растолстела, рыло у нее вытянулось, во рту появились небольшие клыки, глаза стали напоминать слоновьи.
«Все в порядке! — думала Свинья. — Скоро я сделаюсь такой же огромной, как слон и покажу всем в джунглях, кто здесь главный!»
Она перестала узнавать старых знакомых, и с каждым днём всё больше гордилась своим сходством со слоном.
Однажды под вечер свинья пошла в лес накопать себе на ужин кореньев. Она вела себя так, будто и в самом деле уже была самым большим зверем в джунглях: громко топала, распихивая всех, кто встречался ей на пути.
Как раз в это время мимо проходил Слон. Услышал он странный шум, остановился и спросил удивленно:
— Эй, кто там в чаще?
— Здесь тот, кто больше самого Слона, — прохрюкала в ответ свинья. — Убирайся подобру-поздорову!
— Ого! — воскликнул Слон. — Не видал я в джунглях зверя больше меня. Надо хоть взглянуть на него.
Он шагнул через кусты и увидел маленькую свинку, которая ковырялась под деревом, громко фыркала и чавкала.
— Так-так, — промолвил Слон. — Вот ты, оказывается, какая гордячка! Стоило прибавить тебе немного в весе, как ты, я слышал, начала кичиться своей силой и притеснять всех, кто слабее тебя. Что же будет, если ты станешь большой, как я? За это я больше не дам тебе волшебных листьев, и ты останешься такой, как теперь.
Так он и сделал.
С тех пор рыло у свиньи вытянуто, а когда она ест, то топчется на месте, как слон. Зато характер у неё стал не такой хвастливый и надменный, как раньше, уже и на том спасибо.
(по мотивам африканской сказки народа бауле)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!