В таинственную ночь Рождества Христова над древним городом Вифлеемом сияла таинственная звезда. Она указала пришедшим с Востока мудрецам, волхвам, то место, где должен был родиться великий Царь и Спаситель всего мира.
Уже сотни лет идет дискуссия: что же это было за небесное явление, если оно и вправду произошло?
Астрономы предложили несколько версий. Самая популярная в наши дни — парад планет. Редкое явление, когда ненадолго три планеты — Земля, Юпитер и Сатурн — выстраиваются в одну линию. Соединение ярких планет в ночном небе — Юпитера и Сатурна — дает в сумме необычно яркое сияние. «Соединение планет, подобное этому, происходит лишь раз в девятьсот лет, — считает британский астроном, Тим О’Брайан. — Так что для астрономов Вавилона две тысячи лет назад это должно было послужить сигналом к чему-то чрезвычайно важному».
Пожалуй, самая эффектная версия — это взрыв сверхновой звезды. Существуют древние восточные записи о звезде, загоревшейся в созвездии Орла в северной части неба в четвертом году до нашей эры. По мнению исследователей, в то время новая звезда оказывалась в самом зените как раз на Ближнем Востоке, над Иерусалимом. Та звезда могла угаснуть уже через несколько месяцев. Она была не слишком яркой, что и объясняет отсутствие записей о ней в западном мире, где астрономия была развита куда слабее, чем на Востоке.
И наконец, самая традиционная версия — кометная. Больше всего ко времени евангельских событий подходит довольно яркая комета, появившаяся в созвездии Козерога в пятом году до нашей эры. Ее появление было подробно описано китайскими астрономами. В наши дни ученые считают, что для наблюдателя из Иерусалима комета должна была находиться на небе как раз в стороне Вифлеема, и хвост ее был обращен к земле. Астроном Дэвид Хьюз, в шутку замечает: «Очень многим людям нравится мысль про комету, поэтому она нередко встречается на рождественских открытках».
Оставим на совести ученых вопрос о том, почему на Ближнем Востоке и даже в умудренном науками Египте никто не заметил и не описал любое из трех необычных явлений. И уж, тем более, не станем требовать от них объяснения, как астрономический феномен мог указать волхвам именно на маленькую пещерку... К тому же астрономы как бы не обращают внимание на то, что таинственная звезда вела мудрецов Востока не только ночью, но и днем. Рискнем предположить, что та путеводная Рождественская звезда все же была явлением мистическим, открытым только избранным.
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.