
Традиции празднования Воздвижения Честного Креста Господня складывались постепенно. Долгое время праздник оставался как бы в тени другого торжества — Обновления, то есть освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Его строительство велось десять лет. Оно началось в триста двадцать шестом году, сразу после экспедиции в Святую Землю императрицы Елены. Её поиски земных свидетельств Евангельских событий увенчались успехом. В Иерусалиме были найдены пещера Гроба Господня, место Распятия Спасителя, Истинное Древо Честного Креста и другие святыни.
Сын Елены, император Константин, немедленно распорядился воздвигнуть храм, посвящённый Воскресению Христову. Его освятили тринадцатого сентября триста тридцать пятого года. Один из приделов был воздвигнут на месте обретения Честного и Животворящего Креста Господня.
Ежегодное воспоминания дня Обновления или освящения храма Воскресения Христова стало значимым событием для Иерусалима. В одном из ценных исторических источников того времени, записках паломницы Эгерии, рассказывается о том, как проходил этот праздник в четвёртом веке. По масштабам он уступал лишь Пасхе и Богоявлению. Торжества длилось восемь дней. Церкви города пышно украшались. К этому событию старались приурочить крещение новообращённых христиан. На второй день праздника Обновления народу для поклонения выносили Честный Крест и вспоминали его обретение. В это время в Иерусалим съезжались паломники со всех уголков Ближнего Востока, Византии и Западного мира. Именно на такой праздник отправилась однажды из Александрии будущая святая Мария Египетская.
В шестьсот четырнадцатом году Иерусалим был захвачен и разграблен персами. Завоеватели забрали с собой многие святыни города, в числе которых и Крест Господень.
Через четырнадцать лет византийский император Ираклий одержал крупную победу над персами и добился возвращения Честного Креста. По преданию, Ираклий в царском венце и порфире лично понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел патриарх Захария. У ворот базилики император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. По преданию царю явился Ангел, который объяснил, что Спаситель шёл искупить грехи мира, его унижали и били, он был в рубище, на котором запеклась кровь... Тогда Ираклий снял царские регалии и венец. Он надел простую одежду и только тогда смог беспрепятственно внести Крест Христов в храм. И снова, как и при Елене, Честной Крест был воздвигнут на высоком помосте, чтобы весь собравшийся народ мог увидеть орудие нашего спасения.
К девятому веку в столице империи, Константинополе, сложилась своя традиция поклонения Истинному Древу Честного Креста. А чин воздвижения Креста почти без изменений дошёл до наших дней. В это же время появилась практика строгого поста в день Крестовоздвижения, в память о Крестных страданиях Спасителя.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема